Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Рээй (Госафот)

стр. 617

Алеф

В сегодняшней главе говорится, «веhойо hамоком ашер йивхар Гавайе Элойкейхем бой лешакейн шмой шом, шомо товиу…[1]«, говорит Раши, что это говорит о Иерусалиме.

Спрашивает Сефер аХаим — брата Магарала из Праги — в части «Геуло и йешуо», почему нигде в Торе не говорится ясным языком — Иерусалим, а только «место, которое изберет Вс-вышний»?

И он отвечает, что «бехол моком муктор умугош лишми[2]«, что не только Иерусалим, но всюду, где еврей молится к Вс-вышннему, это есть место, которое Вс-вышний избирает, что поэтому молятся в сторону Эрец Исроэл, в сторону Иерусалима, в сторону кодшей кодошим, и в сторону арон койдеш. Поскольку всюду, даже вне земли Израиля в материальности, есть также аспект Иерусалима.

И то, что говорится, «каждый, кто живет вне Израиля, как будто бы нет у него» и т.д., — все это из Сефер аХаим, — это имеется в виду тот, кто «дор» — «живет» именно, что «дор» означает постоянство, т.е., что он постоянно находится вне Эрец Исроэл и совершенно не думает о геуло, но когда находясь даже вне Эрец Исроэл он думает о Мошиахе и Эрец Исроэл, что во время молитвы обращаются в сторону Эрец Исроэл, тогда, где бы ни находились, это есть место, которое Вс-вышний избирает.

Бейс

Есть такие, которых сбили с толку, и они объясняют идею «дор беэрец Исроэл[3]» буквально, и к тому же грубо материальным образом, до такой степени, что они приходят к противоположности закону Торы.

Рамбам в Законах об образе жизни[4] постановляет, что когда перед человеком есть два места, одно место — населенное, но там он боится, что он сойдет с еврейского пути, а второе место — это пустыня, то не только, что изначально он должен выбрать жить в пустыне, но даже если он уже находится в населенном месте, он должен убежать оттуда в пустыню.

Это идет речь о том, чтобы убежать в пустыню, тем более, в нашем вопросе, что изначально запрещено выбрать такое место, где можно, хас вешолом, сойти с прямого пути.

Ай — утверждает он – Геморо говорит, что «каждый живущий вне Эрец Исроэл…», — это означает именно постояное жительство, но когда ждут Мошиаха, и как только он придет, готовы оставить все зовас холов удваш[5], который вне Эрец Исрол, — те, кто думают, что у них это есть, — поскольку он хочет, чтобы у него было умоло гоорец дэйо эс Гавайе кемаим лейом мехасим[6], тогда даже находясь в хуц лоорец[7], это есть место, которое изберет Вс-вышний, и также здесь может быть служение корбонойс[8] в духовности, приносить в жертву ойлосехо ушломейхо[9], твои алийос[10] и твои шлеймус[11] на жертвеннике.

И это есть указание, которое нужно выучить из сегодняшней главы, что в каждом месте, где азкир эс шми[12], это всюду Эрец Исроэл, что это в силах каждого еврея, добиться, чтобы это было в раскрытии, и это есть аспект Мошиах проти[13], что это принесет также Мошиах клоли[14], что все евреи пойдут в Эрец Исроэл в материальности, вместе с Мошиах цидкейну.

Гимел

Когда говорят об аспектах Моишаха, есть такие, которые думают, что это, как говорит Геморо, гилхесо лимшихо, нужно знать, что в действительности это не так, и есть на это также ясное доказательство из открытой Торы.

Есть мнение, что коhен не имеет права выпить рвиис[15] вина в наше время, поскольку в скором времени будет отстроен храм, а пьяному запрещено служить в храме. Протрезветь от вина можно двумя способами — 1) сон 2) промежуток времени, который требуется, чтобы пройти милю.

Размер миль это восемнадцать минут, самый большой размер, который есть на милю — это двадцать четыре минуты. Это есть доказательство из ниглэ[16], что в течение короткого времени, еще меньше, чем размер миль, что это максимум, двадцать три минуты и пятьдесят девять секунд, может прийти Мошиах с готовым бейс микдош[17], что нужно будет сразу приступать к служению в нем.

(из беседы 20 менахем ов 5715)

Далет

… То же самое это когда кто-либо приходит и утверждает, что он хочет ехать в место, что эйней Гавайе Элойкехо бо мерейшис шоно ад ахарис шоно[18]. Ради чего он должен быть в голус и мучаться, когда он может убежать оттуда в Эрец Исроэл.

Говорят ему, что не по своей воле ты находишься в голус, и не по своей воле ты выйдешь из голус, это дело Вс-вышнего, и само собой, поскольку это ал пи Гашем[19], ты не должен убегать оттуда, поскольку там, где ты есть, ты есть бей гозо дэрахамоно[20].

Но поскольку ему дана свобода выбора, он может выбрать то, что он хочет, и он выбирает купить билет и поехать в Эрец Исроэл. Это у него не отнимают. Не изменяют порядок творения из-за и т.д. Но что делается с ним — не он убегает из хуц лоорец в Эрец Исроэл, но он берет с собой воздух хуц лоорец в Эрец Исроэл, и находится там в воздухе хуц лоорец.

Приводится в хасидус, от имени книги асоро мааморойс, что у каждого еврея распространяется вокруг него воздух ган Эйден[21], и воздух гейином[22], и когда из-за мипней хатоейну[23], которые он не исправил, он должен еще быть в положении голину меарцейну[24], также в буквальном смысле, и он берет сам и едет в Эрец Исроэл, тогда он берет с собой в землю, что глаза Вс-вышнего Б-га твоего на ней, воздух гейином. Потому что он убежал из места, где он должен еще находиться, чтобы исправить свою долю в причине хурбон[25] и голус[26], и через это затягивается исправление и т.д.

Само собой, когда он находится в хуц лоорец, то гозру ал гушо веал авиро[27], но в Эрец Исроэл воздух чист, и он берет с собой авир гейином во дворец царя.

Гей

Утверждаюют, что йишув Эрец Исроэл это мицво, и даже если это не мицво, то это гидур мицво. Есть на это несколько ответов.

Алеф) Приводится в Ташбец (котон) — Ташбец тоже был а фрумер ид[28], — что когда собираются ехать в Эрец Исроэл, нужно предусмотреть, чтобы могли хорошо остерегаться в заповедях и также устрожать в заповедях, больше, чем в хуц лоорец, тогда он может ехать в Эрец Исроэл, а если нет — не имеет значения, если он не едет.

Подобно этому также приводится в нескольких книгах, что заповедь заселения Эрец Исроэл — это не позитивная заповедь для каждого еврея, что он должен гнаться за ней, чтобы исполнить эту заповедь. Если есть в этом опасность, опасность для тела и тем более и тем более, опасность для души, то не нужно ехать, что этим отвечают, почему ришойним не ехали в Эрец Исроэл.

Бейс) «Если хочешь, скажи[29]«: спросили у Ребе, когда он был в Вене, почему он приближает таких евреев, что говорится про них «мойридин велой маалин[30]«. Ребе ответил:

В Шулхан Орух есть четыре части, Ойрах хаим, Йойре дейо, Эвен гоэйзер, и Хойшен мишпот. По порядку Хойшен мишпот — это последняя часть Шулхан Орух. В самом Хойшен мишпот есть четыреста двадцать с лишним симоним[31]. Отдельные детали законов мойридин велой маалин, находятся в конце хойшен мишпот, в последних симоним, и почему же нужно начать учить в обратном порядке, слева направо? Нужно учить справа налево, как порядок у евреев, и когда выучат все законы Шулхан Орух и будут соблюдать их, и останутся только эти законы, тогда можно авекзетцен[32], чтобы постановить, как себя вести в этих законах.

То же самое с заповедью йишув Эрец Исроэл. Есть заповеди, которые являются заповедями по всем мнениям, и среди них есть самые легкие, легкие, строгие, и самые строгие. И когда все заповеди откладываются в сторону, и хватаются за заповедь йишув Эрец Исроэл, что во первых это спор, входит ли в число заповедей вообще, во вторых, это спор, или это заповедь для всех, что все должны ее исполнять, как говорилось выше, и когда все откладывается в сторону, и хватаются за это, это признак, что что-то здесь не так.

И в особенности, что видят, что у других это ослабляет исполнение заповедей, это признак, что это приходит с другой стороны.

Вов

Ребе Рашаб говорил, что йецер hоро[33] иногда одевается в шелковый сюртук, вплоть до того, что невозможно узнать, или это старый Б-гобоязненный еврей, или это старое йецер hоро. И единственный путь чтобы понять, это через результаты на практике, что в этом — на практике — невозможно обмануть.

Если видят, что через то, что прислушиваются к его утверждениям, становятся более религиозными практически, молятся больше, учатся больше, все меньше занимаются делами этого мира, и думают все больше и больше о Вс-вышнем, тогда это доказывает, что это говорит старый хосид, но когда видят, что через то, что прислушаются к его утверждениям, практически становится ослабление в Торе и заповедях, это доказывает, что это говорит йецер hоро, ах, оно ходит одевшись в шелковый сюртук — этот сюртук у его тоже ворованный, и т.е., что кроме всего прочего, он также нарушает еще один запрет, он использует аспект Святости, и самим этим он воюет с святостью, хас вешолом.

Заин

Есть ворт р. Гилеля из Парич, о том, что говорит Писание, «hоом hаhойлхим бехойшех роу ойр годол[34]«, когда долго находятся во тьме, думают, что тьма — это свет. И мало этого — опускаются еще ниже, что сомим ойр лахойшех[35], берут аспект Торы и самим этим хотят усилить, хас вешолом, хойшех кофул умехупол[36] изгнания.

Если хотят ехать в Эрец Исроэл — то единственный путь – это исправить «мипней хатоейну». Голус — это не идея наказания ради наказания, хас вешолом, но это как пример милосердного отца, которому очень дорог его единственный сын, и когда его единственный сын испачкался, он отмывает его теплой водой, или также горячей водой, когда грязь к нему сильно прилипла. И через то, что отмывают эту грязь, тем самым приближают геуло клолис, и само собой, собственный приезд в Эрец Исроэл.

Известен ответ Цемах Цедека, что он сказал еврею на йехидус, «ты хочешь ехать в Эрец Исроэл? – делай здесь Эрец Исроэл!» Он должен здесь, в хуц лоорец, делать жилище для Вс-вышнего, и когда собираются вместе одна искра света и еще одна искра света, тогда исполняется «роу» – увидели – в действительности – «великий свет», что достигнут «лайло кейойм йоир[37]«, в истинном и полном избавлении, в скором времени в наши дни действительно.

(Из беседы 13 тамуза 5715 г.)

[1] «И будет: место, которое изберет Господь, Б-г ваш, чтобы там пребывать Его Имени, — туда приносите» (Рээй 12, 11)

[2] «в каждом месте воскурено, и принесена (жертва) имени Моему» (Малахи 1, 11)

[3] «живущий в земле Израиля»

[4] гл. 6 галаха 1

[5] «текущая молоком и медом»

[6] «Ибо полна будет земля знанием Г-спода, как полно море водами.» (Йешайа 11, 9)

[7] вне Земли Израиля

[8] жертвоприношения

[9] твои ойлойс (жертвы всесожжения) и твои шломим (мирные жертвы)

[10] подъемы

[11] совершенство

[12] «Я возглашать дозволю имя Мое» (Йисрой 20, 21)

[13] частный Мошиах

[14] общий Мошиах

[15] четверть

[16] открытая Тора

[17] Храм

[18] «Глаза Вс-вышнего, Б-га твоего на ней от начала года до конца года

[19] по слову Вс-вышнего

[20] сокровищница Вс-вышнего

[21] рай

[22] ад

[23] за грехи наши

[24] «мы изгнаны из страны нашей»

[25] разрушение (Храма)

[26] изгнание

[27] постановили на землю ее и на воздух ее

[28] религиозный еврей

[29] אי בעית אימא

[30] «Опускают и не поднимают»

[31] разделов

[32] букв. «сесть» (чтобы решить этот вопрос)

[33] дурное начало

[34] «Народ, ходящий во тьме, увидел свет великий» (Йешайа 9, 1)

[35] «превращают свет в тьму» (Йешайа 5, 20)

[36] двойная и удвоенная тьма

[37] «ночь как день будет светить» (Тегилим 139, 12)