Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

1757. Дурное начало показывает недостатки не там, где они есть на самом деле.

בס»ד

Т. 6

1757

6 менахем-ав 5712

Бруклин

Мир и благословение!

В ответ на Ваше письмо от 10 тамуза – которое было получено позже, чем обычно – в котором Вы описываете свое душевное состояние в общем, и в особенности – в последнее время, и Вы завершаете свое письмо, что Вам кажется, что есть у Вас сейчас некоторый упадок в духовности.

В общем, следует сознавать, что подобные мысли, и особенно, когда они приводят к депрессии, как Вы пишете в своем письме, как правило, приходят со стороны дурного начала и со стороны противоположной Святости. И как объясняется в Тании о вреде ацвут (депрессии), и о том, насколько необходимо отдаляться от этого качества. И особенно, что Вс-вышний удостоил Вас стать хасидом и религиозным евреем, изучать Тору и соблюдать заповеди, включая также источник Торы – сокрытую Тору — мысль об этом должна наполнить Вас самой великой радостью.

И то, что Вы чувствуете свои недостатки в различных вопросах, то:

А) во-первых, возможно, это только воображаемые недостатки, а не действительные. Б) Даже если Ваше мнение имеет под собой основание – на что это похоже? На человека, который не был здоров, и не знал об этом, и само собой, не остерегался вещей, вредных для него, и не занимался теми вещами, которые могут привести его к излечению, поскольку он считал себя совершенно здоровым. И Вс-вышний создал такие причины и обстоятельства, что он, в конце концов, узнал о своем изъяне. И само собой, можно надеяться, что он начнет заниматься тем, что принесет ему излечение, и удалится как можно дальше от того, что ему вредит. И совершенно ясно, что то, что ему стало известно его состояние – не только не должно огорчать его, но наоборот – это предисловие и подготовка к тому, чтобы совершенно выздороветь.

И как правило, у большинства людей, и также у Вас – присутствуют оба эти варианта. Т.е., Ваше мнение по поводу Ваших недостатков имеет под собой основание, но дурное начало выпячивает и преувеличивает их сверх меры, или – что мне кажется ближе к истине – показывает Вам Ваши недостатки не там, где они есть на самом деле, а в другом месте. (И его намерение в этом – двойное. Заставить человека прилагать усилия там, где не это не нужно и это только повредит, ибо там это не требуется. И также — не будет исправлено то, что должно быть исправлено, и где исправление необходимо, и как объясняется это в нескольких местах в хасидизме и также в книгах мусара).

И в общем – известно то, что сказано – «служите Вс-вышнему с радостью», ибо тогда работа делается больше, и с большей энергичностью, и с большим успехом. И хотя Вы сознаете свое духовное положение и состояние, тем не менее, положение и состояние Вашей животной души не должно мешать радости Б-жественной души, и как объясняется в Тании.

И навстречу Вашему дню рождения, о котором Вы пишете в своем письме, да будет воля Вс-вышнего, чтобы Вы стали Б-гобоязненным евреем, ученым в Торе и хасидом, как это должно быть. И заслуга Вашего занятия в области кошерного воспитания, приблизить сердца евреев к Вс-вышнему, Вс-вышний заплатит Вам с добавлением, которое больше чем основная плата, во всем, в чем Вы нуждаетесь, в материальности и в духовности.