26 ияра 5712
Бруклин
Раву и гаону… р. Мойше Арье Лейбу, шейихйе
Мир и благословение!
Я получил Ваше письмо – хотя и с некоторой задержкой – и то, что я спрашивал у вас:
Алеф) В начале книги Тания когда он объясняет слова РаЗаЛ "машбиин ойсой теhи цадик[1]…", известно объяснение в ДАХ[2], машбиин[3] от языка сойва[4] (см. кицурим и гаоройс к Тании стр. 57 и далее и ссылки там. И в действительности это также смысл нишба лекайем эс hамицвойс[5], хотя он и так давал клятву на Синае), и Вы замечаете, что тогда непонятно, для чего нужна клятва в завершении этих слов РаЗаЛ: "даже если весь мир говорит тебе, что ты праведник, будь в своих глазах как злодей"
И вот, этот вопрос не столько относится к тому, что объясняется в ДАХ, что швуо это язык сойва, но также по простому смыслу, машбиин – от языка клятвы, требуется объяснение, насколько велико значение того, чтобы быть в своих глазах как грешник, и "даже если весь мир говорит тебе, ты праведник". И по сути вашего вопроса: есть несколько деталей в том, на что он дает клятву, и, как говорят РаЗаЛ: "ваhавэй йойдеа ки hакодойш борух hу тоhойр[6]", и т.д., И смысл этих всех вторичных вещей, т.е., что это нужно, для того, чтобы исполнить основную клятву, "теhи цадик ве-ал теhи рошо[7]", и само собой, очень важно, чтобы он не ошибся в способе служения, ибо служение праведника и грешника диаметрально противоположны друг другу, и в особенности, как объясняется в Тании ступень праведника, что сердце его пусто внутри него, и нет в нем зла совершенно, и поэтому все его дела - это не только бехол дрохехо доэhу[8], но это есть аспекты кдушо[9], и само собой, праведник может взять их и поднять их, и не отталкивать их, и т.д., но бейнони[10], что это есть "керошо", должен очень точно определять во всех его делах, приходят ли они от лейв хохом лиминой[11], и ли от лейв ксил лисмойлой[12], и само собой, если есть сомнение, и это есть софек дэойрайсо[13], то это лехумро[14]. И понятно, насколько это важно в каждом и каждом действии.
И следует отметить также из того, что говорится в Контрос hоавойдо гл. 7, в вопросе служения на уровне, который выше его ступени, и недостаток, который есть в этом, и в соответствии с этим будет также объяснено, даже если бы мы объясняли эти слова РаЗаЛ "даже если весь мир… цадик" по простмоу смыслу, т.е., цадик как шейм мушъол, тот, у кого больше заслуг.
[1] "Заклинают его, будь праведником и не будь злодеем" (Сефер шел бейноним, гл. 1)
[2] Диврей Элойким хаим. Учение хасидизма
[3] заклинают
[4] Сытость. Насыщение
[5] клянется, чтобы исполнить заповеди
[6] И знай, что Вс-вышний - чист
[7] будь праведником и не будь грешником
[8] "Во всех твоих путях познай Его" (Мишлей 3, 6)
[11] "Сердце мудрого справа" (Когелет 10, 2)
[12] "Сердце глупца – влево." (Когелет 10, 2)
[13] Софек (сомнение) в отношении заповеди из Торы
[14] в сторону устрожения