בס"ד
1775
13 менахем-ав 5712
Бруклин
Рав и гаон… Мойше-Лейб
Мир и благословение!
В ответ на Ваше письмо от 13 тамуза (и удивительно, что Вы не указываете дату написания, что это день сгуло[1] и избавления Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, и тем более, что было в этом также геуло клолис[2], и как объясняется в письме Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур). Вероятно, я недостаточно объяснил Ваши вопросы и замечания в Тании, и я изложу их еще раз кратко:
Алеф) в том, что сказано "машбиин ойсой теhи цадик[3]... веафилу кол hоойлом кулой оймрим лехо цадик ато hейей беэйнехо керошо[4]…", и Вы спрашиваете, какое отношение имеет язык "сойва[5]" к тому, что "весь мир говорят…", и на это я ответил Вам два ответа, первое, что основная часть клятвы – это "теhи цадик ве-ал теhи рошо", а все остальное – это подготовка ("hехшер[6]"), для того, чтобы исполнить это, и как завершает там "ваhавей йойдеа шеhакодойш борух hу тоhойр[7]", что к этому, ясно, что не имеет отношения швуо. Второе: даже если предположить, что клятва относится также к части "веафилу… hэйей беэйнехо керошо", это потому, что, как правило, это очень важно в служении, чтобы тот, кто еще не достиг ступени праведника, не ошибся в этом (и понятно, что основное объяснение – это по первому варианту, что швуо не относится к этому, и это только hехшер).
Бейс) То, что Вы замечаете, какой будет вред от того, что цадик гомур[8] (и нужно некоторое исследование, почему Вы пишете именно цадик гомур, ибо этот вопрос относится также к цадик шеэйной гомур[9]) будет знать, что он – цадик – ответ на это, что нет в этом никакого вреда, и вред этот только для того, кто не находится на ступени праведника, чтобы он не ошибся в этом, и как говорилось в моем предыдущем письме, как объясняется в Тании гл. 13, и основная осторожность в этом – чтобы он не полагался на то, что весь мир говорит ему и т.д.
Гимел) То, что Вы спрашиваете, что многие цадиким свидетельствовали о себе, что они цадиким – как говорилось выше, нет в этом никакой кушьо[10], ибо они знали, что они цадиким – не потому, что все об этом говорили, но у них были другие подтверждения, и они были истинными праведниками, и само собой, нет в этом никакого вреда, и наоборот, и как объясняется в нескольких местах в ДАХ, что также как должен знать свои недостатки, также должен знать собственные достоинства.
[1] Сокровище. Чудесное средство
[2] Общее избавление (т.е., избавление целого общества)
[3] "Заклинают его, будь праведником и не будь злодеем" (Сефер шел бейноним, гл. 1)
[4] И даже если весь мир говорит тебе, что ты праведник, будь в своих глазах как грешник.
[5] Сытость. Насыщение
[6] подготовка
[7] И знай, что Вс-вышний - чист
[8] Совершенный праведник
[9] Несовершенный праведник. См. Тания гл. 10
[10] Трудный вопрос