Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Что на самом деле означает "Ребе жив"?



Из субботнего. Сидели у одного из старых учеников рава, Эяля.

Вдруг начался какой-то разговор про «восьмое поколение».

Эяль вдруг рассказывает: когда рав сидел в тюрьме (1996) за «призывы к мести» против арабов — его посетил в тюрьме известный правый лидер, впоследствии погибший от рук арабских убийц, Зеев Ганди.

Когда рава освободили — ему устроили в Кфаре шумную встречу (по-видимому, его тогда еще не считали «изменником» и «уклонистом»).

Ганди был среди выступавших.

Он поднялся на трибуну и сказал: когда я посетил рава в тюрьме, в камере его не было. Я встретил в камере… Любавичского Ребе!

Потом он рассказал еще историю. Пожилая пара пришла к раву на урок. Через некоторое время оба быстро выходят, подходят друг к другу и молчат. Потом один начинает говорить: «я смотрел на рава и вдруг увидел Ребе». Супруга отвечает: я тоже… они решили подойти к раву и рассказать ему об этом. Рав выслушал и сказал: זכיתם. Вы удостоились.

***

До сих пор то, что я слышал в субботу от Эяля. Но я же не могу не добавить своих «пять копеек».

Зеев Ганди, да отмстит Вс-вышний за его кровь, сказал: «Я встретил в тюрьме Любавичского Ребе»! Ау! Вы слышите, а? Любавичский Ребе сидит в тюрьме! Уже 24 года Любавичский Ребе сидит в тюрьме. Его душа вернулась в мир, и облачилась в душу праведника (и да, мы знаем как его зовут, но это вообще общий принцип). А этого праведника считают «изменником»!

Не изменник он, а душа Ребе говорит в нем. А сборище идиотов и интересантов, называющих себя «машпиим», «рабаним», «асканим» и прочие имена — в упор не замечает, что это не «рав Гинзбург», это не «Гинзбурга» они преследуют, а Ребе они посадили в тюрьму. А может, очень даже может быть, что знают, замечают. И «ал мнат кен» — Ребе пусть сидит тюрьме, а мы будем делать свои делишки.

Условия в «тюрьме» вполне приличные, на первый взгляд. Хабадники вообще очень приличные люди, поэтому даже почетная «тюрьма», в которую они посадили рава выглядит вполне прилично.

Но душа (душа Ребе!) лишена возможности исполнить свою миссию! Лишена возможности распространять свет веры и знания Б-га. Кричат Мошиах, Мошиах! При этом держат Мошиаха за руки и не дают ему слова сказать!

Я в пятницу встретил одного старого знакомого, из старых учеников рава тоже. Пожаловался ему, что вот, с хабадниками говорить как со стенкой. Включая вполне уважаемых раввинов. Он ответил: «Ам-аарец ненавидит талмид хахама!» Ненависть хабадников к раву (я имею в виду верхушку, остальные идут за ними как стадо, не замечая что вожаки слепы) — это ненависть безграмотных людей к талмид хахаму! Так он сказал…

А я подумал: а ведь он прав! Идея «Ребе жив», как ее преподносят «уважаемые» машпиим — это просто глупость и ам-аарцут! Как можно так извратить смысл слов Ребе? Как можно так «материалистически» понимать слова Ребе?

Ведь Ребе сказал, и повторил многократно «Как потомство его живо, так и он — жив!». Что означает, что жизнь Яакова зависит от жизни его потомства? Очень просто, для любого мало-мальски грамотного человека, если ему не искривили совсем мозги, ясно, что душа Яакова облачается в тела людей поколения. И поэтому если его дети живы — то он тоже жив. Буквально. Потому что эта душа снова пришла в мир. Она здесь. В телах людей поколения.

То же самое вопрос о жизни праведника. «Предыдущий Ребе  жив» — говорил Ребе. И при этом плакал. И говорил кадиш. Почему надо плакать? Почему надо говорить кадиш? — Потому что Ребе говорит «нишмато би». Его душа во мне, говорит Ребе. И поэтому он плачет. От великой ответственности. От того, что ощущает внутри себя это великую душу, душу Мошиаха.

После гимел тамуз рав выпустил контрос, «иткашрут после гимел тамуз». Он там однозначно говорит, что «тот кто говорит «Ребе жив», он говорит тем самым «нишмато би», его душа облачилась в меня». Когда Ребе сказал в 5710-м, что «предыдущий Ребе жив» — он фактически сказал: «душа его во мне», я — продолжатель! Когда «машпиим» сегодня говорят, что «Ребе жив» — они просто делают «маасэ коф», обезьянничают. Повторяют слова, не задумываюсь об их смысле, фактически изменяя их смысл на противоположный.

Что произошло в гимел тамуз 5754 года? Произошло то же что произошло в йуд шват  5710. Душа наси-а-дор (главы поколения) поменяла оболочку. Нашла одного, самого достойного, и переселилась в него. Но «эти идиоты которые смотрят только на оболочку[1]» кричат «Ребе жив», и сажают Ребе в тюрьму.

Удивительно, что многие из них искренне думают, что они то «за Ребе». А Рав — «изменник».

Что с этим делать, как можно преодолеть этот ээлем и эстер, я не знаю. Подобного «фокуса» даже самый изощренный йецер не придумал бы. Машпим-кофрим придумали. У меня нет другого объяснения. Чтобы понимать «Ребе жив» в физическом, грубо-материальном смысле, нужно быть койфер. Нужно быть законченным материалистом.

Я все же думаю, что «тмимим спасут положение». В детях есть вера. И рано или поздно найдутся люди, в которых этот голос внутренней веры скажет им, и они найдут силы сказать это другим: хевре, вы офигели совсем? Откройте сихот, почитайте, сделайте один плюс один! Для этого не нужно быть совсем уже выдающимся мудрецом. Просто чуть-чуть задуматься, и чуть-чуть почувствовать ситуацию.

«Праведник находится в этом мире также после смерти». Да, находится. И еще больше, чем при жизни. Только это все «бемакиф». Это не «бапними». Это «вокруг», это не заходит внутрь. Чтобы это зашло внутрь — что это вся идея Ребе, чтобы вера была «бипнимиют», внутри — нужен живой праведник. Здесь в этом материальном мире. В который облачена душа праведника прошлого поколения. Который способен раскрыть нам новую Тору. Который способен дать ответ на вопросы поколения. Который способен разбудить веру в людях поколения.

Откуда я знаю, что я прав, что ученики рава правы, а остальные нет? Посмотрите вокруг. Посмотрите что происходит в Хабаде. Я не отрицаю, есть, есть замечательная молодежь. Есть искренне религиозные люди. Есть серьезные ребята, которые учатся, и «живут» сихот Ребе, мивцоим и т.д.

Но общее состояние? Извините за неполиткорректность, общее состояние — это «цейлем», как рав недавно говорил. «Цейлем мет». Они хорошие ребята все, но вера в них мертва. И это есть состояние большинства. Я смотрю вокруг, я вижу огонь веры в детях и в молодежи. «Дети его живы». Взрослые? Скорее нет, чем да. Детям не нужен Ребе, они сами Ребе. Ребе сказал, что каждый ребенок это Мошиах. Искра Мошиаха еще не сокрылась в детской душе. Взрослому нужен Ребе. Грешнику нужен Ребе. Баал тшуве нужен Ребе, который вернет к жизни его душу, вернет к жизни его самого, и покажет ему его шлихут.

Я хочу завершить словами, слышанными когда-то от реб Гейчи Виленского, мир душе его. В последний год своей жизни он болел, и я навестил его как то дома. И вдруг он поднялся, сел на стуле, и сказал мне следующие слова: «бифроах решаим кмо эйсев, ваяцицу кол поалей авен, лишамдам адей ад». Сказано «человек безграмотный не поймет, и дураку недоступно это. Когда грешники цветт как трава, и расцветают все творящие зло, чтобы быть уничтоженными вовеки».

И реб Гейче обьяснил: когда коммунисты пришли к власти в России, в 1917 году, очень многие пошли за ними. Очень многие думали, что коммунизм это даже очень хорошо. Что делает Вс-вышний? Вс-вышний дает им возможность «расцвести». Когда они «расцвели», когда они показали всем, что такое коммунизм — тогда «быть уничтоженными вовек».

Ребе Гейче закончил словами: «Я благодарю Вс-вышнего, за то, что Он раскрыл мне глаза, и дал мне возможность увидеть истину еще тогда. Еще в 1920 году. И всю свою жизнь я боролся против коммунизма».

Я хочу сказать что-то в этом духе. Я не знаю за какие заслуги я удостоился того, что Вс-вышний раскрыл мне глаза, и дал возможность увидеть истину, очевидную для каждого, кто хотя бы раз в жизни открыл хотя бы одну хасидскую книгу. Я не знаю за какие заслуги я удостоился приблизиться к великому свету рава, быть учеником рава, и распространять его слова. Наверное, если это так, то от меня требуется только одно — распространять это дальше. Пока наконец, очевидное станет ясным для всех. И тогда — «и придет в Сион Избавитель».



[1] Известная фраза из Зогара