Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Это тоже из урока по Мевораху

Это тоже из урока по Мевораху

Немножко в качестве лирического отступления такая мысль. Тора, которая замирает, Тора, которая не развивается – это вообще не еврейский подход. Мы начали читать Гудмана, не помню, дошли мы или нет, что до XIX века было понятно, что есть какое-то развитие и это норма. Потом пришли какие-то люди и захотели ускорить развитие. И тогда в ответ на них пришли другие люди, которые решили остановить все. Решили заморозить форму в той форме, которая была на тот момент. И это то, что породило харедим, ортодоксию. Потому что изначально есть максимальная открытость. И именно эта максимальная открытость и это право мудрецов толковать в соответствии со своим поколением, в соответствии с потребностями своего поколения – это то, что делает Тору живой и релевантной. Это была вынужденная ситуация – «время действовать во имя Всевышнего, ибо нарушили твой Тору». И поэтому построили такой мощный файрвол в XIX веке, чтобы не дать людям бежать из гетто. Но это было временное явление. И как любое временное явление, оно хорошо для своего времени. Более того, майса, которую все, наверное, знают, что когда была война с Наполеоном, то цадиким, праведники, по-разному относились к Наполеону. Одни говорили, что Наполеон победит и будет здорово, будут свобода, равенство и братство, гражданские права. Большинство цадиким так думало. Алтер Ребе, старый Ребе Хабада, сказал: нет, если победит Наполеон, евреи забудут Тору и все, и поэтому пусть лучше будет Александр, потом Николай и кантонисты и все остальное. Но, по крайней мере, евреи останутся верными Торе. Иногда есть такие вещи, когда праведник поколений говорит: «Сейчас надо остановиться. Сейчас надо затормозить все, пережить эту засуху, пережить эту ситуацию. Потом будет видно». Проблема в том, что когда это устанавливается, потом очень трудно что-то поменять. Аналогичная ситуация, скорей всего, произошла после войны, после Катастрофы. На 1947-й год сколько религиозных было в Израиле? Несколько сот. Сколько человек просили освободить от военной службы? Несколько сот. Опять же, от этого ощущение, что Тора Израиля будет забыта. Из-за этого пришли мудрецы и сказали: «Давайте сейчас заморозим все. Давайте сейчас остановим все. Сейчас не вопрос развития, сейчас вопрос выживания». И в этом смысле Любавичский Ребе, который тоже, в общем-то, построил все на сохранении существующего, с этой точки зрения это понятно. Это было то, что надо было делать в этот момент. Что надо говорить сейчас? Сейчас совсем другая ситуация. Нужны люди, которые прочитают сегодняшнюю ситуацию. Вполне может быть, что Рамбам поступил правильно для своего поколения, для той ситуации, которая была там. Что должно быть дальше? Хороший вопрос. В каждом поколении это решается заново.