еще одна оцифровка
Предисловие. Глава первая. Высшая тшува похожа на то, что это тшува души. Нижняя тшува похожа на то, что это тшува тела. И тогда тоже эти вещи становятся понятными. Итак, что здесь говорит рав? Тшува илоо (высшая тшува) – это медитация, углубление сознания, когда человек ищет, как приблизиться к Всевышнему. Тшува илоо – это сердце, которое движется к Б-гу. К кому это относится – к душе, к телу? К Душе. «Сердце, которое ищет Б-га» – ясно, что это не тело. Отсюда мы учим, что то же самое мы можем сказать про книгу Зогар. Зогар обращен к душе, он не обращен к телу. Более того, поскольку идет какой-то процесс опускания и с другой стороны – поднимания, не может быть, чтобы 2000 лет назад человек был не способен опуститься на уровень работы с материальностью. И поэтому в то время говорить только о духовности было правильно. Потому что сначала надо развить дух, поднять дух. Сейчас это неправильно, а тогда это было правильно, и смотрите, это захватило весь мир. Сегодня мы должны учитывать тело. Начиная с XVII-XVIII века, когда начинается эпоха Машиаха, Машиах едет на осле. Это значит, что мы должны учиться разговаривать с «ослом». И это основной хидуш (новость) хасидизма. Нужно понять, что основной хидуш хасидизма, особенно, как Ребе об этом говорит, это обращение к «ослу». Обращение к материи. Все 2000 лет еврейской истории и христианской истории – это поиски духа: еще выше, еще выше, еще выше, еще выше. Но дальше должно быть обращение к ослу. «Нищий верхом на осле» - это Машиах. Итак, Зогар говорит про высшую тшуву и про то, что это стремление сердца приблизиться к Всевышнему. Какая часть нас ищет Б-га? Безусловно, душа, и это важно, это совершенно не тривиально. И здесь есть большое преимущество баалей тшува. У баалей тшувай есть гагуим, тоска, ностальгия. Глубокое желание сердца и сила приблизиться к Всевышнему баалей тшувы гораздо большее, чем есть у цадика. В глубине нашего бессознательного есть какая-то тоска, какое-то стремление, как помните, Левинас говорит, к «абсолютно другому». И эта сила баалей тшува гораздо больше, чем у тех, кто родился религиозным, парадоксальным образом. Фактически это говорит о том, что баалей тшува стоит в известном смысле выше цадика. У баалей тшува есть желание сердца и сила приблизиться к царю больше, чем у того, кто родился религиозным. Это поиск потерянного себя, это поиск потерянной души и связи между ним и между Всевышним. Сам этот поиск – это уже тшува. Еще до того как человек нашел, и кто может сказать, найдет он или нет, сам этот поиск, сама эта жажда («жаждет тебя душа моя») – это бааль тшува. Проблема в том, что бааль тшува забывает, что у него есть тело, и тут начинаются проблемы. И это, безусловно, совет дурного начала, сразу говорит бааль тшуве: «Ага, у тебя такая святая душа. Давай иди за своей душой». А что с телом? «А тело – это не важно». И бааль тшува попадает в капкан, из которого он не может вырваться.
Текст урока полностью: https://chassidus.ru/video-texts/uroki-po-sod-ashem/vysshaya-tshuva-i-nizhnyaya-tshuva.htm Поддержать проект: https://www.paypal.com/donate/?hosted_button_id=4EMZZX6JFHEX4 Фейсбук: https://www.facebook.com/itzik.roytman Телеграм и анонсы уроков: https://t.me/chassidus_ru