Я сегодня решил зайти в ешиву, что я давно не делал, и посидеть, открыть Талмуд и почитать, что у меня получается плохо.
Мимо меня проходил один знакомый парень и говорит: «Сейчас будет урок Малахи Розенберга». Я говорю: «Я хочу послушать». Пошел, послушал, записал. Теперь послушайте вы. Хочу услышать, что вы об этом думаете.
Итак, Малахи Розенберг, ешива для баалей тшува, Бат-Аин. Свежее с пылу, с жару.
Малахи Розенберг составил книжку, которая называется «Дорожная карта рабби Нахмана». У него была целая серия уроков по этой дорожной карте, точнее, по ее продолжению. И я случайно попал на один из уроков. И вот мне понравилось.
Речь идет о Шаарей зхут. Очень похоже на то, что мы учили у Баал Шем Това. Врата заслуги, врата оправдания.
Рабби Нахман говорит, что это самый правильный педагогический подход. Речь идет как о самовоспитании, так и о воспитании другого человека. Смотреть на мир добрым взглядом. И также, если речь о воспитании детей, смотреть на них позитивным взглядом, дать им развиваться. Сегодня это очень известная идея, которая называется «позитивная психология». Но уже 200 с чем-то лет назад рабби Нахман об этом говорит. Это 8-е учение второй части Ликутей Моаран. Это, в сущности, его последнее учение.
8-е учение (второй части Ликутей Моаран) говорит о том, что нужно говорить слова упрека с добрым взглядом, взором, так, чтобы пробудить добрый запах в душе. Можно легко запомнить, что хэт – это первая буква слова «хинух», "воспитание". Основа воспитания – это смотреть на другого добрым взглядом. И там рабби Нахман говорит, что способ воспитания и самовоспитания – это пробудить "добрый запах" в душе, видеть достоинство как в себе, так и в тех, кого ты хочешь воспитать. Я хочу сказать, что естественным образом мы бы воспитывали по-другому.
Как правило, мы воспитываем, в том числе самих себя, с помощью требований, мы ставим себе какие-то требования – «Посмотри, где ты находишься». Т.е. фактически мы устраиваем полевой суд для того, чтобы судить самого себя, и надеемся, что таким образом осужденный не только останется в живых, но еще сумеет достичь каких-то высоких ступеней святости. Мы ставим постоянно какие-то планки и какие-то ожидаемые результаты и т.д. Мы думаем, что экзамены, классика советской школы. В Израиле тоже был недавно министр просвещения, который тоже очень хотел упирать на экзамены. Мы надеемся, что это путь – как воспитать себя или других. Он говорит: это может быть хорошо, но не на этапе воспитания.