Есть Царские почести, а есть Божественные почести.
Чем отличается одно от другого? Царские почести – это, как Шагар объясняет, человек действует, сознавая свои интересы. Т.е. он понимает, что, по большому счету, он не действует во имя небес. И из-за этого есть несколько последствий. Действие с интересом, что называется, - это уровень малхут, как он объясняет, а действие, что называется, во имя небес – это уровень бина.
Чем отличается одно от другого? Что на уровне малхут, когда человек движим своим интересом, то все начинают задавать про него вопросы. Т.е. его исследуют, что называется, с увеличительным стеклом – насколько он честный, насколько он порядочный, насколько он все.
Шагар не говорит, что так не надо действовать, т.е. он прекрасно сознает, что это уровень большинства из нас, что наши действия продиктованы, как правило, каким-то интересом.
Более того, он говорит, что само сознание этого факта, что я движим интересом отнюдь не во имя небес, оно, как правило, помогает решать проблемы. То, что мы всегда говорим, что человек должен знать, на какой ступени он находится. Когда он пытается действовать во имя небес, то как принято говорить: «Избавь нас Б-г от споров во имя небес». Когда каждый понимает, что у него есть интерес, тогда можно договориться о каких-то рациональных правилах игры. А когда одна сторона или обе стороны считают, что они, именно они действуют во имя небес, тогда договариваться вообще не с кем.
Поэтому Шагар, на первый взгляд, не рекомендует подняться сразу на небеса, а рекомендует для начала сознавать свои интересы, сознавать то, что ты находишься на этой ступени, артикулировать свои интересы. И тогда можно нормально контактировать с миром.
Это было, в основном, до сих пор. Сейчас мы продолжим.
Он называет это штика, молчание. Почему это называется молчание?
Это последняя новость для меня в этом тексте Шагара в том, что он говорит: «Ты находишься на уровне интересов. И не пытайся никуда от этого убежать». Принятие этого факта, что я действую всегда из интересов – это он называет ахнаа, подчинение. Т.е. я не пытаюсь перепрыгнуть свою ступень. Он называет это ахнаа, подчинение. Подчиниться тому, что я нахожусь в определенных обстоятельствах, скажем так, которые я не могу перепрыгнуть.
Раби Нахман, по-видимому, хочет, чтобы все стали цадиким. Так я подозреваю очень сильно, и эта книжка Малахи Розенберга говорит об этом. Поэтому я боюсь ее читать, еще в цадики попаду, если не сойду с ума до того.
А Алтер Ребе смотрит на это вполне прозаически и говорит: «Большинство из вас останется бейнони, хорошо, если бейнони. И не прыгайте выше головы». Бейнони действует из интересов. Помните эту фразу – «Милость народов грех»? Какая милость грех? Все очень любят эту цитату в Тании. Что такое «милость народов грех»? Это милость, которая не является полным альтруизмом.