Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

28

И в полном соответствии с этим сравнением все виды помощи нуждающимся в среде еврейского народа влияют на высшие миры, являясь своего рода «всплесками маим нуквин,», [вызывающими излияние из высших миров доброты Творца]. В высших мирах находится источник всех еврейских душ, названный в книге «Зогар» «собранием Израиля», а также «последней стадией в процессе рождения [душ]»[1]; в Талмуде же этот духовный уровень называется «Шхиной». В этом источнике душ соединяются все [десять] свойств Святого [Творца], благословен Он, главное из которых  –  доброта, и составляют с этим источником единую сущность. [Добрые дела человека] вызывают доброту Самого Всевышнего, находящую свое выражение в излучении Его света с тем, чтобы излить его в нижние миры и осветить души евреев, которым откроются величие и могущество [Творца] хотя бы во время молитвы. Несмотря на то, что «величие Его непостижимо»[2] до такой степени, что все  –  ничто по сравнению с Ним, все же «в той степени, в какой проявляется величие Его, проявляется и Его кротость»[3] [- в том, что Он позволяет людям постичь Его и спускается со Своих высот до уровня, доступного человеческому постижению], «подобно изливающемуся водному потоку»[4].

Об этом написано: «Во мраке сияет свет [Всевышнего] для прямодушных; [в этом награда человеку за то, что он] милосерден, милостив и праведен»[5]. Если человек милосерден, милостив и праведен и от всей души помогает нуждающимся, то этим он открывает путь для излияния света Всевышнего в свою душу, которая облачена в пребывающую во мраке плоть, [названную в Кабале] «кожей Змея». Превращение темноты в свет и называется спасением, и слова «взращивающий спасение» говорят именно об этом, ибо спасение это «произрастает» из помощи нуждающимся, являющейся, [образно говоря], семенем, посеянным в [той субстанции высших миров, которая служит] духовным аналогом земного шара[6]. Эта «земля желанная» и есть «собрание Израиля», Шхина  –  присутствие [Создателя] в сотворенных Им мирах [в качестве Царя], дарующего им жизнь, как сказано: «Царская власть Твоя распространяется на все миры…»[7]. Самые же богатые всходы приносит помощь нуждающимся, живущим в нашей Святой Земле, которая в физическом мире прямо связ-ана со Шхиной; посеянное здесь сразу же прорастает в «земле желанной», что на Небесах, и нет никаких препятствий и преград этому росту, ибо ничто не в состоянии прервать связь между [верхней и нижней] «землями жизни»[8], так как врата Небес[9] находятся над Храмовой горой, ничего подобного за пределами [Эрец-Исраэль] не существует. Разумный да поймет сказанное.



[1]   Души образованы из элементов всех сфирот, но лишь благодаря генеративным свойствам сфиры Малхут души становятся отдельными духовными сущностями.

[2]   По Тегилим, 112:4.

[3]   Мегила, 31а.

[4]   Об этом сравнении см. Тания. часть 1. гл. 4.

[5]   По Тегилим, 112:4. См. комм. Раши к этому стиху. Слово «спасение» из первой цитаты автор, судя по всему, толкует в этом послании так же, как и в посл. 3 этой части книги.

[6]   Генеративные свойства сфиры Малхут подобны свойству почвы воспроизводить растительный мир. Согласно учению хасидизма, многие физические характеристики земного шара  –  например, форма, размер и т. п.  –  имеют свой духовный аналог в сфире Малхут.

[7]   По Тегилим, 145:13.

[8]   По Тегилим, 116:9. Подобно тому, как сфира Малхут  –  источник жизни творений, Страна Израиля  –  духовный источник всех физических благ на земном шаре.

[9]   См. Брейшит, 28:17.

 

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.