5. Главные книги еврейской традиции

Еврейские книги и их изучение

Различают Тору Письменную (Тора шебихтав) и Устную (Тора шебеалпэ). И та, и другая были даны Вс-вышним Моше-рабейну на горе Синай, и они составляют единое целое. Без пространных объяснений Устной Торы невозможно понять и исполнять Письменную Тору, Тора Письменная изначально, как это видно из ее названия, существовала в виде письменного текста определенной формы – то есть книг. Что же касается Устной Торы, то ее большая часть существовала и существует не в книгах, то есть не в виде законченного текста, а как море еврейской мысли, передаваемой из поколения в поколение – включая «то, что скажет мудрый ученик своему учителю». Тем не менее, когда существовала угроза потерять что-то из еврейского наследия, многие части Устной Торы записывались – и сегодня существуют целые библиотеки еврейских книг, содержащих письменную и устную традиции народа Израиля.

Число этих книг огромно, и в своей совокупности они отражают то, что Вс-вышний открыл Моше-рабейну на горе Синай. Только немногие поистине великие, жившие в разные времена, были способны досконально изучить все это море знания. Традиция выделяет около двухсот книг «обязательного минимума еврейского обучения». Разные школы в еврействе рекомендуют изучать и другие книги, не вошедшие в список «обязательного минимума».

Существует распространенное мнение, что книги эти предназначены исключительно для изучения в ешивах и что читать их должен только раввин. Это мнение, корни которого – в нееврейских параллелях, является глубоко ошибочным (как и большинство распространенных мнений о еврействе). Разумеется, в иешивах учат Тору, верно также, что раввин обязан изучать Тору достаточно глубоко, чтобы оправдать свое раввинское звание. Однако обязанность – а точнее, заповедь изучения Торы (Талмуд Тора – или лимуд Тора) является обязательной для каждого еврея. Более того, при перечислении других особых заповедей традиция добавляет: «... а изучение Торы равносильно всем им». Почему?

На это есть несколько важных причин. Прежде всего, не изучая Тору, невозможно узнать ни содержание заповедей, ни конкретные правила (галахот), согласно которым следует эти заповеди исполнять.

Далее, каждое поколение евреев встречается с новыми явлениями жизни: только на глазах последнего поколения широко распространились компьютерная техника, новые средства связи и транспорта, пересадка органов и т. д. Ежедневно возникают вопросы: при каких условиях разрешена (и разрешена ли вообще) пересадка органов? может ли бейт-дин (еврейский суд) принимать свидетельства, переданные с помощью электронной почты? можно ли (и если можно, то как) молиться на борту самолета или в космическом корабле? считать ли достаточной компьютерную инспекцию производства молока в некоторых странах? и т.д. Более того, сложные ситуации возникают не только в жизни каждого поколения, но и в жизни каждого человека. И тот, кто не изучает Тору, просто не сможет найти правильный (то есть соответствующий Торе) путь поведения, столкнувшись с новыми обстоятельствами. И хотя толковать галаху в применении к новым жизненным обстоятельствам, примеры которых приведены выше, имеет право только раввин, имеющий специальное образование и длительный практический опыт («посек» - толкователь закона), каждый еврей должен иметь хотя бы минимальные познания в Торе, чтобы понять мотивы толкования, данного посеком.

Есть и еще одна причина. Дело в том, что фраза «Тора дана народу Израиля» означает, что вся Тора (как Письменная, так и Устная) дана всему народу Израиля – то есть не только еврейскому народу как коллективу, но и каждому еврею, вне зависимости от его статуса. Поэтому Тора – наследие не только еврейского народа целиком, но и каждого конкретного еврея. Если еврей не изучает Тору, он совершенно не представляет себе, в чем же состоит это наследие и, следовательно, тем самым демонстрирует свое пренебрежение к нему. Пренебрежение же даром Вс-вышнего есть преступление. Такой еврей обкрадывает не только себя, но и следующее поколение: ведь невозможно представить себе, что он, не зная Торы, сможет передать своим детям Тору так, чтобы они действительно получили ее – как наследие.

Поэтому еврейская традиция всегда придавала такое большое значение самому процессу изучения Торы. Согласно еврейской традиции, основное занятие еврея – это изучение Торы. Другие занятия допускаются только в силу необходимости. В любой синагоге проводятся уроки Торы. Историю еврейства прошлых веков мы воспринимаем сегодня, собственно, как историю изучения и записи Торы.

Особое значение придает традиция обучению детей. Цитируемые в главной молитве «Шма» (см. главу «Синагога и молитва») слова Торы «...и обучайте им [словам Торы] детей ваших...» никогда не воспринимались евреями как красивая фраза: в любой, даже самой бедной общине всегда существовал меламед, т. е. «обучающий» – учитель Торы для детей. Традиция постановила также, что обучение детей является обязательным с 5-летнего возраста, а в восточноевропейских общинах возник обычай приводить ребенка в хедер (см. дальше) уже в три года (в результате евреи никогда не знали такого характерного для европейской и мировой цивилизации явления, как массовая безграмотность).

Бывали времена, когда изучение Торы было исключительно опасным занятием. Те, кто думает, что самая тяжелая в этом смысле ситуация сложилась в годы коммунистической диктатуры в СССР, глубоко заблуждаются: в некоторые периоды, например, в эпоху «просвещенного» римского правления изучение Торы каралось смертной казнью. Тем не менее и в этих условиях отважные евреи продолжали изучать Тору, невзирая на смертельную (в прямом смысле этого слова) опасность. Традиция рассказывает:

Когда раби Акиву спросили, не лучше ли ему – в таких условиях! – перестать учить Тору (то есть изучать ее и обучать ей) и тем самым выжить, он рассказал притчу о рыбе, которая жалуется, как тяжело стало жить в море: и рыбаки ловят, и хищники караулят. Но на предложение выйти на сушу, чтобы спастись от опасностей, рыба отвечает: «Если даже в моей стихии – в воде – мне тяжело, то как же я выживу на суше, без воды?». Так и еврей: он должен знать, что без Торы он – как еврей – просто не сможет существовать.

Разумеется, у евреев есть учебные заведения – иешива для старшего возраста, а также хедер и Талмуд-Тора для маленьких детей. В Израиле, например, сегодня есть несколько тысяч иешив самых разных направлений и уровней. Есть также знаменитые иешивы в Англии, США и других странах. В последнее время создается все больше иешив и в СНГ. Хорошо изучившие Тору студенты иешив получают звание рае (то есть раввин) после прохождения многочисленных экзаменов. В принципе, однако, смиха (получение раввинского звания) возможна и для еврея, глубоко изучившего Тору вне стен иешивы – например, один на один с учителем.

Высшим же титулом, которым евреи отмечали самых замечательных евреев, был талмид-хахам, что буквально означает «мудрый ученик».

Рассмотрим теперь, какие книги изучают евреи.

Вопросы для повторения

Почему важно изучать Тору?

Как называется заповедь изучения Торы?

Почему говорят, что она равноценна всем остальным заповедям?

С какого возраста начинает еврей учить Тору? Что такое иешива? Кто такой рав?

Как называет традиция человека, глубоко изучающего Тору?

Танах  (Библия)

Часто, когда говорят о Письменной Торе в широком смысле, имеют в виду Танах – сокращение от Тора, Невиим («Пророки»), Ктувим («Писания»). Это цикл книг, которые излагают историю еврейского народа и человечества от сотворения мира до построения Второго Храма. Но с точки зрения традиции ценность Танаха неизмеримо выше, чем просто исторической хроники:

Танах – это отобранные по принципу наибольшей значимости пророчества великих пророков; это та письменная основа, на которой базируется вся еврейская традиция; тот источник, к которому обращаются все остальные книги еврейской мысли для обоснования, подтверждения или иллюстрации своих положений.

Танах известен в мире более, чем любая другая книга, а может быть, и более, чем все написанные человечеством книги, вместе взятые. На многих языках Танах называют Библией («книга» по-гречески). Когда евреев называют «народом книги», часто имеется в виду именно эта Книга – Танах.

Многие из распространенных у различных народов имен происходит из Танаха – в соответствующем местном произношении: например, в русском языке – Михаил {Михаэль), Даниил (Даниэль ), Илья (Элиягу), Иван (Йоханан), Мария (Миръям), Ефрем (Эфраим), Захар (Зхаръя), Матвей (Мататъягу) и др.

На всех языках мира люди употребляют выражения, взятые из Танаха, зачастую не подозревая об этом. Например, кто из говорящих по-русски задумывался, откуда появились следующие выражения: «поставить во главу угла», «не хлебом единым», «козел отпущения», «неопалимая купина», «манна небесная», «нет пророка в своем отечестве», «перековать мечи на орала» и многие, многие другие?

Отдельные стихи из Танаха переводились величайшими поэтами разных стран, после чего начинали – уже в качестве переводов -свою самостоятельную литературную жизнь. Такова судьба, например, стихотворений А. С. Пушкина «Пророк» или Дж. Байрона «На реках вавилонских».

Образы Танаха, мораль Танаха – основа всей западной (и не только западной) культуры.

За последние века было сделано немало, чтобы поставить под сомнение «историчность» Танаха. Однако вопреки утверждениям атеистов именно развитие археологии показало, что можно с уверенностью утверждать: ни одно археологическое открытие не противоречит Танаху. Наоборот, множество археологических находок однозначно подтверждают как достоверность общей канвы событий, так и точность конкретных исторических деталей, имеющихся в Танахе. Более того, правильное понимание текста Танаха приводило не раз к выдающимся археологическим открытиям. Эти описания Танаха составляют «обширнейшую мозаику исторической памяти Танаха, почти неправдоподобную по своей точности» (так пишет Нельсон Глюк, выдающийся американский антрополог).

Однако еврейская традиция не ищет ни археологических, ни иных доказательств истинности Танаха. Для евреев Танах – это Книга книг или просто Книга.

Рассмотрим, из каких частей эта книга состоит (в нееврейских изданиях к Танаху иногда добавляют некоторые книги и меняют в соответствии с собственной идеологией тексты книг; разумеется, мы изучаем традиционный текст Танаха).

Вопросы для повторения

Что такое Танах?

Из каких частей он состоит?

Тора

Тора (в узком смысле слова) состоит из пяти книг, и поэтому ее также часто называют Пятикнижием (на иврите «Хумаш»):

Брейшит («В начале») — история человечества от сотворения мира и до эпохи праотцев включительно.

Шмот («Имена») – египетское рабство, исход из Египта и дарование Торы.

Ваикра («И воззвал») — наиболее «законодательная» книга Торы.

Бемидбар («В пустыне») – 40-летнее странствование евреев по пустыне до вступления в Эрец-Исраэль.

Дварпм («Слова») — прощальная речь Моше-рабейну, представляющая собой пророчество, предсказывающее будущее еврейского народа, и содержащая множество заповедей.

Комментарии к Торе

Как мы уже учили в теме «дарование Торы», текст Торы непрост и полон намеков и скрытого смысла. Можно отметить следующие трудности:

а) языковая сложность: понятно, что за тысячелетия изменилось значение многих слов и выражений, построение предложений и т. д.;

б) упоминание имен людей и географических названий, без знания которых нельзя понять текст;

в) особая расстановка, форма, размер или положение букв; в огласованном тексте – особенности огласовок и теамйм (см. выше).

Но это все же, как правило, техническая, наименее сложная проблема. Есть проблемы потруднее:

г) внутренняя связь текста: почему один отрывок следует за другим, не противоречит ли одно место другому, нет ли повторений, каковы временные промежутки между событиями и т. д.;

д) причинно-следственные (материальные, моральные и духовные) связи между событиями, их явные и скрытые причины;

е) моральная оценка поступков и событий и анализ такой оценки, если она дана в Торе.

А есть еще более сложные проблемы, требующие глубокого анализа текста Торы:

ж) расшифровка намеков на события, в тексте прямо не описанных;

з) что указано, а что (и почему) скрыто в Торе;

и) «целесообразность» текста; о каждом отрывке можно спросить: зачем Тора приводит тот или иной отрывок? что мы из него узнаем?

На эти вопросы необходимо ответить, чтобы понять пшат -простой смысл текста Торы. При этом нельзя просто «выдумать» ответ на вопрос: его надо выбрать из моря веками создававшихся великими знатоками Торы и ставших традиционными комментариев и объяснений по каждой конкретной теме. Далее: эти ответы должны выстроиться в единую систему, где один ответ связан и согласован с другим. Такая общая система объяснения (комментирования) текста называется перуш; во множественном числе – «перушим». Почти всегда книжное издание Торы сопровождается одним или несколькими перушим.

Наиболее известный из них – комментарий Раши), названный так по имени его создателя – раби Шломо Ицхаки, жившего во Франции и Германии в XI-XII вв. Полные перушим существовали и до него, но перуш Раши столь глубок и столь гармоничен, что вот уже почти тысячу лет каждый еврейский ребенок, начинающий учить Тору, учит ее с комментарием Раши, и в то же время выдающиеся раввины находят в комментарии Раши все новые и новые грани, не замеченные ранее. В конце концов в издания комментария Раши стали добавлять комментарии на перуш Рашй. Один из них именуется Сифтей хахамим – «Уста мудрецов». Созданы и многие другие комментарии на Раши. Существует традиция печатать перушим на Тору специальным шрифтом – т. н. «шрифтом Раши»:

Было много других комментаторов Торы – Рамбан, Ибн-Эзра, Магарал и другие. Иногда кажется, что между разными перушим есть противоречия. Кто же из комментаторов прав? Традиция отвечает парадоксально: все, потому что «элу веэлу – диврей Элоким хайим» («и это, и это – слова Б-га живого»). Все, что сохранили еврейские мудрецы, достойно изучения, в том числе противоречия между ними – они позволяют взглянуть на текст с разных сторон. Разные комментарии могут быть правильными в разные исторические эпохи или в разных духовных мирах.

Более того, спор между комментаторами идет не о том, кто «правильнее», а о том, чей комментарий ближе к «пшату», т. е. к буквальному смыслу Торы.

Есть и другие, более высокие уровни комментирования текста. Их называют ремез («намек»), драш («толкование») и сод («тайна»). Из слов пшат-ремез-драш-сод получается аббревиатура пардес, означающая на иврите также «сад».

Вопросы для повторения

Зачем нужны комментарии к Торе?

Каких комментаторов вы знаете?

В чем значение комментария Раши?

Есть ли противоречия между комментариями?

Пророки

Bo второй части Танаха 10 книг:

«Йегошуа» рассказывает о периоде после смерти Моше-рабейну, когда под руководством Йегошуа бин-Нуна евреи вошли в Эрец-Исраэль.

«Шофтим» («Судьи») – жизнь евреев в Эрец-Исраэль до эпохи царей.

2 книги пророка Шмуэля описывают правление двух первых царей – Шауля и Давида.

2 книги «Млахим» («Цари») описывают историю от царя Шломо до вавилонского плена.

Йешаягу, Йирмеягу и Йехезкель – три крупнейших еврейских пророка эпохи Первого Храма, предсказавшие разрушение Храма и изгнание, и последующее возвращение народа и восстановление Храма. В их книгах показаны духовные причины, приведшие к падению Храма и началу галута; в них же рассказано о будущем еврейского народа и всего мира.

«Трей-Асар» («Двенадцать» на арамейском языке) содержит небольшие книги 12-ти других пророков той же эпохи: Гошеа, Йоэль, Амос, Овадья, Иона, Мша, Нахум, Хавакук, Цфанья, Хагай, Зхаръя и Малахи. Надо помнить, что хотя традиция и называет их «малыми», это двенадцать великих пророков, чьи книги удостоились чести войти в Танах!

Вопросы для повторения

Какие книги входят в книги «Пророков»?

Писания

Третья часть Танаха содержит 13 книг:

«Тегилим» («Псалмы») содержит 150 глав, большая часть которых принадлежит царю Давиду. Многие части Тегилйм вошли в различные молитвы.

«Мишлей» – поучения царя Шломо.

«Ийов» – единственная книга в Танахе, рассказывающая о нееврее – пророке Ийове – и на примере его жизни ставящая вопросы о Б-жественном суде, справедливости и воздаянии.

Пять свитков (мегилот), которые принято читать в праздники:

«Шир гаширим» («Песнь Песней») в поэтической форме описывает связь между Вс-вышним и Его народом; ее читают в праздник Песах, а некоторые стихи – и в субботний вечер.

«Рут» – рассказ о прабабке царя Давида, моавитянке Рут, перешедшей в еврейство; этот рассказ читают на праздник Шавуот.

«Эйха» («Как?») – пророчество Йирмеягу о разрушении Иерусалима и Храма; читается в день 9-го Ава, день разрушения Первого и Второго Храмов.

«Когелет» («Проповедник») – философские размышления царя Шломо; читаются в Сукот.

«Эстер» – книга о событиях во время правления царя Ахашвероша, когда первый визирь Гаман хотел уничтожить всех евреев; свиток читается в праздник Пурйм.

«Даниэль» – названа по имени великого еврейского пророка и судьи, жившего во время вавилонского изгнания.

«Эзра» и «Нехемья» – две книги, названные по имени лидеров, под чьим руководством евреи вернулись из вавилонского плена в Эрец-Исраэль и стали восстанавливать свои национальные традиции.

Две книги «Диврей Гаямим» («Хроники») – общий исторический обзор духовной жизни евреев в эпоху Первого Храма.

Вопросы для повторения

Какие книги входят в «Писания»?

Комментарии к Танаху

Как и в случае Пятикнижия, многие крупнейшие раввины составляли комментарии к книгам Пророков и Писаний: в частности, Раши написал полный комментарий на все книги Танаха. Кроме того, существует еще целый ряд комментариев, записанных как до, так и после Раши и ставших классическими.

В 1517 году в Венеции Танах был напечатан вместе с комментариями Раши, Рамбана, Сфорно, Ибн Эзры, Рамбама и Баал-гатурим и также переводами Онкелос и Йерушалми. Это издание получило название «Микраот гдолот» («Большое писание»); в дальнейшем к нему добавлялись еще некоторые известные комментарии разного характера, и оно стало тем комментированным Танахом, который каждый еврей стремился иметь в своем доме.

Относительно недавно (в середине XIX века) Малбим (р. Мейр-Лейб бен Йехиэль-Михл), родившийся и умерший на Украине, бывший в разное время главным раввином городов в Германии, Румынии, Польше, Турции, Белоруссии, написал комментарии к ряду книг Танаха, получившие огромную известность.

В наше время издательство «Мосад гарав Кук» в Иерусалиме вот уже несколько лет выпускает «Даапг гаМикра» («Знание Писания») -серию в несколько десятков книг, содержащих Танах с указанием точек зрения почти всех известных еврейских комментаторов, с добавлением филологического анализа текста, разночтений, обзорных статей, географических карт, идентификации названий упоминаемых животных и растений и т. д.

Вопросы для повторения

Какие комментарии к Танаху вы знаете?

Талмуд

Самая изучаемая книга устной традиции – Талмуд. Само его название (означающее по-арамейски «изучение») указывает на его особую природу: это книга, которую невозможно «читать», а можно только изучать. Когда в иешивах один студент спрашивает другого: «Что ты сейчас учишь?», почти наверняка имеется в виду: «Какой лист Талмуда ты сейчас изучаешь?». Хотя слово Талмуд знакомо многим, неевреи и евреи, далекие от традиции, обычно не имеют ни малейшего представления о содержании Талмуда. Именно Талмуд во все времена был той книгой, которая определяла понятие еврейской «учености». В то же время Талмуд был объектом истерической ненависти антисемитов. Что же такое Талмуд?

Текст Талмуда состоит из двух частей: меньшая – Мишна и большая – Гмара; при этом текст Мишны приводится не отдельно, а внутри текста Гмары. Рассмотрим подробнее эти две части.

Мишна

Мишна – ядро Талмуда – написана на иврите. В сущности, надо сказать не «написана», а «записана», так как представляет собой не «сочинение» в литературном смысле, а упорядоченное (как правило, не в хронологическом, а в смысловом порядке) собрание высказываний и решений раввинов многих поколений по разным вопросам еврейского законодательства, нравственности и образа жизни, которые и составляют Устную Тору, полученную Моше-рабейну от Вс-вышнего на горе Синай (само по себе такое решение также называется мишна, а во множественном числе -мишнайот). Работу по записи Мишны завершил примерно в 200 г. н.э. рабй Йегуда Ганасй (некоторые доработки были сделаны его учениками в течение последующих 20 лет); начата же она была примерно за 400 лет до того. Еврейские мудрецы этого периода называются в традиции танаим – арамейское слово «тана» происходит, как и ивритское «Мишна», от того же корня шана, означающего «учиться и повторять изученное». Само это название подчеркивает, что задачей танаим было собрать и сохранить переданную им от мудрецов периода Кнесет гагдола традицию, чтобы, будучи записанной, она не забылась и могла изучаться следующими поколениями (напомним, что предыдущие поколения изучали устную традицию исключительно устно) – включая тех евреев, которым придется жить в условиях изгнания и преследований. Среди тех, кто внес свой вклад в составление Мишны, надо упомянуть, в первую очередь, великого раби Акиву и его ученика раби Меира, отредактировавших большую часть мишнайот.

Мишна разделена на 6 разделов, называемых седер – «порядок»; отсюда происходит другое название Талмуда: Шас -аббревиатура от «шиша одарим»:

«Зраим» – «Семена»: в основном касается вопросов сельскохозяйственных работ, но в самом начале находится трактат «Брахот» – «Благословения», содержащий постановления по вопросам молитв.

«Моэд» – «Срок»: праздники и особые дни.

«Нашим» – «Женщины»: семейные отношения и все, что с этим связано.

«Незикин» – «Ущербы»: вопросы имущества и отношения между людьми.

«Кодашим» – «Святое»: служба в Храме.

«Тегарот» – Ритуальная чистота.

Разделы, в свою очередь, делятся на трактаты (на иврите масехет), каждый из которых имеет свое название; трактаты – на главы (на иврите перек), не имеющие названия, а только порядковый номер (нумерация, как всегда, производится буквами еврейского алфавита: перек алеф, перек бет и т. д.), а главы – на отдельные мишнайот (также пронумерованные). Ссылка на Мишну выглядит всегда так: название трактата, номер главы, номер мишны; например: «трактат «Брахот», глава 2, мишна 4.

Существуют комментарии к Мишне, наиболее известные из них: комментарий Рамбама (см. главу «Принципы Рамбама»), раби Ова-дъя ми-Бартенура, «Тосфот Йом-Тов» (его написал в начале XVII века в Праге р. Йом-Тов Лппман Геллер); в наше время получил широкую известность комментарий р. Пинхаса Keгamu.

Гмара

 В последующие за окончательной редакцией Мишны века еврейские мудрецы, называемые по-арамейски «амораим» («толкователи»; в единственном числе «амора») много занимались анализом приведенных в Мишне положений. Изначально анализ этот был посвящен вопросам: в каких ситуациях применимы те или иные положения? и почему и в каких подробностях разошлись в своих мнениях танаим?, но затем зачастую переходил на смежные вопросы, на выяснение глобальных вопросов и частных подробностей, и т. д. В период амораим, исключительно плодотворный с точки зрения изучения Мигины, весь этот анализ проводился, разумеется, устно, но в конце концов возникла необходимость записать эти дискуссии. Эта запись гигантского объема получила название Гмара (означающее «завершение», а в данном контексте – «завершение изучения») и была она закончена в основном в V веке. Когда говорят об изучении Талмуда, имеют в виду обычно именно изучение Гмары.

Существуют два Талмуда – Талмуд Йерушалми -Иерусалимский и Талмуд Бавли – Вавилонский. Иерусалимский Талмуд содержит 39 трактатов, он был отредактирован в иешиве г. Тверия; главную часть работы сделал р. Йоханан бен Нафха. Вавилонский Талмуд был составлен, в основном, в двух наиболее знаменитых иешивах Вавилонии, располагавшихся в городах Сура и Пумбедита (ранее Негардеа), и отредактирован двумя выдающимися раввинами – р. Аши и Равиной; он содержит 36 трактатов, но по объему превышает Иерусалимский и более тщательно отредактирован. В иешивах изучали всегда главным образом Талмуд Бавлй.

Как выглядит страница Талмуда? Посмотрите на рисунок на следующей странице. В центре крупными буквами напечатан собственно текст Талмуда (часть «А»). Несколько строчек на иврите (часть «А1»), перед которыми стоит знак «матнитин» – это мишна, остальное (часть «А2», начинается со знака «Гмара») – текст на арамейском языке, который и есть гмара, относящаяся к данной мишне (она может занимать страницу или даже несколько страниц). С двух сторон (мелкими буквами) расположены два комментария к Гмаре – Раши («Б») и «Тосафот» («дополнения») – («В»). Ниже основного текста и (в зависимости от издания) по краям расположены другие комментарии.

В 1860 г. в виленской типографии братьев Ромм было выпущено прекрасное издание Вавилонского Талмуда. С тех пор это издание неоднократно переиздавалось и воспроизводилось и до сих пор является основным изданием, по которому изучают Талмуд.

Поскольку не толбко сам текст Талмуда, но и его разбивка на страницы унифицированы, для ссылок на Талмуд используют название трактата, номер листа (буквами) и номер страницы в листе - амуд: «алеф» или «бет»; например, – трактат «Шабат», лист 19, стр. «б».

Традиция рекомендует каждому еврею изучать в день лист (т. е. две страницы) Талмуда. Подсчитано, что при таком режиме можно изучить весь Талмуд за 7 лет.

Кроме вышеупомянутых, существует еще много комментариев к Талмуду (ко всему или к отдельным трактатам). В наши дни широко известен комментированный перевод Талмуда на иврит (с арамейского), сделанный в Израиле р. Адином Штайнзальцем.

Вопросы для повторения

Что такое Талмуд?

Как он построен? Как называются его части?

На каком языке написан?

Сколько в нем трактатов?

Что такое Иерусалимский и Вавилонский Талмуды?

Как выглядит страница Талмуда?

Как указывается место в Талмуде? Благодаря чему возможен такой универсальный способ указания?

Есть ли комментарии на Талмуд? Назовите их.

Агадическая литература

При записывании Талмуда удостоились чести быть записанными только наиболее важные высказывания раввинов по галахическим вопросам. Но ведь то, что не было записано, также изучалось в иешивах – и зачастую продолжало изучаться и после завершения Талмуда! Добавим к этому рассказы о жизни великих евреев той эпохи, об их высказываниях и поступках – все это тоже не попало в Талмуд, но было сохранено традицией.

Все эти сведения – также часть традиции и, следовательно, часть Устной Торы. Впоследствии некоторые из них были записаны -перед лицом угрозы их потери для будущих поколений. Эта литература является также важным источником для изучения Торы.

К числу таких источников относится, во-первых, мидраш галаха или просто мидраш, содержащий сведения устной традиции о Письменной Торе, из которых делаются галахические выводы. Во-вторых, существует агада или «мидраш агада», которая не служит источником для вывода галахи, но также комментирует Тору.

Сохранилось много сборников мидрашим и агадот. Некоторые из них – такие, как Сифрей, Мидраш Раба, Мидраш Танхума – были использованы для классических комментариев Торы – например, перуш Раши, некоторые были записаны относительно недавно.

На страницах многих книг можно увидеть: «Мидраш говорит...» – и далее приводится (как правило, короткий) комментарий на определенное место из Торы, заканчивающийся конкретным выводом. В других местах можно увидеть: «Агада рассказывает:...» с последующим рассказом о событиях из Танаха.

Нужно отметить еще один прием комментирования, называемый машаль (пример): чтобы объяснить побудительную причину или дать оценку каким-то поступкам, приводится рассказ, описывающий некоторую ситуацию, иносказательно трактующий эти поступки. При этом рассказ этот необязательно содержит реальные события, он скорее притча, иллюстрация (например, широко известен машаль р. Акивы о рыбе, которой предложили перебраться на сушу. Речь идет об опасностях, подстерегавших евреев, изучавших Тору в то время, когда это было запрещено римскими властями. Рабй Акйва говорит, что в воде рыб постоянно подстерегают хищники, но без воды, т. е. без Торы, жизнь просто невозможна). В агадической литературе сохранено много мешалим, рассказанных самыми знаменитыми раввинами и выражающих важнейшие мысли лучше, чем это могло бы быть сделано любым другим способом.

Галахическая литература

Мы уже учили, что еврейская традиция требует от каждого еврея выполнения большого числа заповедей. Все заповеди формулируются в виде коротких фраз, а повседневная жизнь задает множество сложных вопросов. Например, запрещено работать в субботу. А что это означает?

Можно ли в субботу переносить тяжелые вещи, готовить еду, писать? На эти вопросы имеются четкие ответы, но они, как мы увидим в следующих главах, довольно сложны – так же, как и сложны ситуации, в которых человек может оказаться. Например, допустимость переноски вещей связана с тем, где переносятся вещи: внутри дома или из одного дома в другой, или из города в город и т.д.

Откуда можно узнать ответы на эти вопросы? Чтобы понять Письменную Тору, существует, как мы уже говорили, Устная Тора, которую сохранила традиция. Точно так же традиция сохранила и объяснения, как выполнять заповеди в различных – простых и сложных – ситуациях. Более того, традиция сохранила сами правила, по которым раввины могут найти ответ на новый вопрос, задавать который еще 100-200 лет назад было бы невозможно: например, разрешается ли лететь на самолете в субботу?

Конечно, можно по каждому вопросу обращаться к грамотному человеку и получать от него ответ. Это было практически возможно только тогда, когда почти каждый еврей настолько хорошо разбирался в Торе, что обращался к раввину только по действительно сложным проблемам. Но пришло время, когда это стало невозможно – и тогда некоторые известные раввины стали писать книги, которыми мог воспользоваться любой еврей, чтобы ответить на повседневные вопросы, связанные с выполнением заповедей. Это было нелегко, так как надо было из огромного числа возможных вопросов выбрать действительно наиболее общие и важные, но при этом ничего не упустить – и в то же время осветить общую точку зрения большинства раввинов.

Первым таким фундаментальным сводом галахйческих законов стал «Мишнэ Тора» («Повторение Торы»); его написал в конце XII века один из величайших еврейских мудрецов всех поколений Рамбам (подробнее о нем мы будем говорить в главе «Принципы Рамбама»). Свод этот включал 14 томов и поэтому известен также и под другим названием – «Яд Гахазака» («Сильная рука»), так как гиматрия слова («яд» – «рука») равна 14.

Через четыреста лет, в середине XVI века, другой галахический кодекс написал Йосеф Каро, живший в городе Цфате (на севере Израиля). Книга называлась «Бейт-Йосеф», а в переработанном виде – «Шулхан Арух» – «Накрытый стол»). В дальнейшем к этой книге были написаны многие комментарии, изданы были ее сокращенные варианты; кроме того, было написано много других книг с той же целью. Но и сегодня «Шулхан Арух» И. Каро является книгой, изучаемой всеми евреями.

Название «Шулхан Арух» стало использоваться и для других сводов законов еврейской традиции – в частности, иногда говорят, что «Яд Гахазака» был первым «Шулхан Арух». В середине XIX века р. Шломб Ганцфрид в Венгрии написал «Кицур Шулхан Арух», то есть «Сокращенный «Шулхан Арух», получивший широкое распространение благодаря тому, что он доступен и понятен даже малообразованному еврею. Недавно «Кицур Шулхан Арух» был переведен на русский язык и издан в Израиле издательством «Шамир».

Может сложиться неверное представление, будто галахическая литература выполняет некую второстепенную роль «справочника» в системе еврейской жизни. «Главное – это действие» («маасэ гу гаикар») – говорит еврейская традиция. Изучение Галахи помогает каждому еврею определить, какое именно и каким образом выполненное действие соответствует Торе.

Вопросы для повторения

Для чего нужна галахическая литература? Какие своды еврейских законов вы знаете?

Другие книги

Есть еще много других книг, оказавших большое влияние на еврейскую жизнь и широко изучаемых евреями. Отметим самые известные из них:

«Зогар» («Сияние») – комментарий к Торе, написанный на арамейском языке во II веке р. Шимоном бар-Йохаем, 12 лет скрывавшимся в пещере от римлян после подавления восстания (см. «Основные периоды еврейской истории»); комментарий этот является совершенно особенным, он связывает текст Торы с тайнами мироздания и структурой мира; является основой направления (в европейских языках именуемого «мистическим») в изучении Торы, называющегося Кабала.

«Гакузари» — в начале XII века великий еврейский поэт и мыслитель Йегуда. Галевй (родился в Испании, умер в Эрец-Исраэль) написал философский трактат, в котором изложил основы иудаизма в виде диспута, состоявшегося при дворце хазарского царя, впоследствии прошедшего гиюр;

«Морэ невухим» («Путеводитель заблудших») – сочинение Рамба-ма, написанное в XII веке еврейскими буквами на арабском языке, излагает принципы еврейского мировоззрения языком формальной логики и европейской философии; сам Рамбам полагал, что книга эта предназначена только для узкого круга ученых, но вскоре она стала изучаться повсеместно и была переведена на многие языки мира. Является одним из классических произведений мировой философии.

«Месилат йешарим» («Путь праведных») – сочинение р. Хайма-Моше Луццатто из Падуи, написанное в 1740 году в Амстердаме; излагает еврейский взгляд на моральное совершенство.

«Тания» («Учение») – одна из важнейших книг еврейской философии и основополагающая книга любавичского хасидизма (движения Хабад); ее написал в конце XVIII века р. Шнеур-Залман из Ляд (Белоруссия).

«Сефер орот» («Книга света») – написана в начале XX века; автор – р. Аврагам-Ицхак Кук – раскрывает в ней связь между народом Израиля и Землей Израиля.

Вопросы для повторения

Какие еще важные книги еврейской традиции вы знаете? Расскажите о них.

Лексикон

агада

амора

амораим

амуд

Бемидбар

Брейшит

Брахот

Ваикра

Гмара

Даниэль

Дварйм

Диврей гаямим

драш

иешива

Зраим

Ийов

Йегошуа

Йирмеягу

Йехезкель

Йешаягу

Кабала

Кицур Шулхан Арух

Когелет

Кодашим

Ктувим

лимуд Тора

масехет

машаль

мегилот

меламед

мидраш

Микраот гдолот

Мишлей

Мишна

Мишнэ Тора

Млахим

Моэд

Нашим

Невиим

Незикин

Нехемъя

пардес

перек

перуш

пшат

рав

Раши

ремез

Рут

седер

Сифтей Хахамим

смиха

сод

талмид-хахам

Талмуд

Талмуд Бавли

Талмуд Йерушалми

Талмуд Тора

тана

танаим

Танах

Тегарот

Тегилим

Тосафот

Трей-Асар

хедер

Хумаш

Шас

Шир гаширим

шиша сдарим

Шмот

Шмуэль

Шофтим

Шулхан Арух

Эзра

Эйха

Эстер

Яд Гахазака

Запись опубликована в рубрике: .