Связь Народа Израиля с его землей
Разумеется, у каждого народа есть земля, которую он называет своей. И все-таки отношение еврейского народа к Земле Израиля – на иврите Эрец-Исраэль – совершенно особое. В чем это выражается?
Все народы сформировались на своей земле. Французами мы называем потомков галлов и некоторых других древних племен, которые жили на территории Франции и постепенно стали одним народом; понятие «русские» возникло тоже как объединительное название славянских племен, обитавших на территории древней Руси; сегодняшние англичане – это потомки тех, кто жил в Англии, скажем, последнюю тысячу лет... Иначе говоря, действует общая схема: люди живут на одной земле и постепенно превращаются в народ, идентифицируемый с данной землей. Земля Израиля изначально была тем местом, куда евреи должны были придти, уже будучи народом, так как народом евреи являются со времени исхода из Египта и получения Торы.
Более того, большая часть еврейской истории – галут – воспринимается еврейской традицией как «ненормальный» период: и в Египте, и в Вавилоне, и после римского изгнания история народа Израиля -это история ожидания возвращения в Эрец-Исраэль (согласно Раши, многие из важных заповедей – например, тфилйн – по буквальному смыслу Торы должны выполняться в Эрец-Исраэль; в галуте же мы выполняем их, чтобы не забыть, как выполнять эти заповеди). Посторонний наблюдатель должен был бы удивиться убежденности в осуществимости цели этого ожидания: евреи не надеялись, а знали, что это возвращение обязательно произойдет; надеялись же они, что это произойдет как можно скорее. Можно ли найти во всей мировой истории другую подобную связь между народом и его землей? Считают ли, скажем, современные финны и венгры «своими» Алтайские горы, если их предки покинули их менее полутора тысяч лет тому назад? Считают ли американские негры «своими» те земли, из которых их предков вывезли всего несколько сот лет (около десяти поколений) тому назад? Евреи же всегда рассматривали Эрец-Исраэль как землю еврейского народа вне зависимости от того, какие завоеватели владели ею, и где сами евреи жили тогда (кстати, во многих странах евреи жили по многу столетий – срок, достаточный для формирования народа, который считал бы «своей» ту землю).
Да и сама Земля Израиля как бы показывает всему миру: она принадлежит евреям и ждет их. Еще сто лет назад, до начала массового возвращения евреев в Эрец-Исраэль, земля эта представляла собой унылое зрелище: все попытки разных пришлых народов оживить в ней древнее земледелие не увенчались успехом; болота и пески составляли ее безрадостный пейзаж. По мере же того, как евреи возвращались, Земля Израиля начала оживать: зеленеть, давать урожаи...
Как объясняет это еврейская традиция?
Вопросы для повторения
В чем проявляется особенность связи между еврейским народом и Эрец-Исраэль?
« Земля обетованная»
Традиция обращает нас к следующим местам в Торе:
В главе «Лех Леха» (12:1, книга «Брейшит») мы читаем, что Вс-вышний сказал Аврагаму (тогда еще называвшемуся Аврамом): «Уйди... в Землю, которую Я укажу тебе...» и через несколько фраз, когда Аврагам уже находился в Земле (12:6): «...И прошел Аврагам по этой земле от Шхема до Элон-Морэ... И явился Вс-вышний Аврагаму и сказал: твоему потомству Я отдаю эту землю», – с этих слов начинается история не только Аврагама, но и всех евреев. Затем там же, в «Лех леха», после расставания Аврагама с Лотом, сказано (13:17): «посмотри... на север и на юг, на восток и на запад - ибо всю эту землю, которую ты видишь, отдаю Я тебе и твоему потомству навсегда... Встань и пройди эту землю вдоль и поперек, ибо тебе Я отдаю ее». Далее, когда Аврагам выражает беспокойство, что он состарился и нет у него наследника, Вс-вышний обещает ему потомство «многочисленное, как звезды на небе» (15:5) и добавляет (15:7): «Я, Г-сподь... вывел тебя... чтобы дать тебе эту землю в наследие...», а для того, чтобы запомнилось это обещание в веках, заключает с Аврагамом союз – «брит бейн габетарим»; при этом уточняется (15:18):»... потомству твоему Я отдам землю эту – от реки египетской до великой реки Прат». И в последний раз, при получении Аврамом имени Аврагам, обещания о рождении сына – Ицхака - и перед заповедью об обрезании, сказано снова: «И дам тебе и потомству твоему после тебя страну твоего пребывания ...во владение вечное...» (17:8).
Ицхак всю свою жизнь провел в Эрец-Исраэль. А затем это право вечного владения землей было подтверждено и Яакову, о чем рассказывается в главе «Вайецэ»: «... Земля эта... тебе отдам Я ее и твоему потомству... Я сохраню тебя везде, куда бы ты ни пошел, и возвращу тебя на эту землю, ибо не оставлю тебя...». Яаков (Исраэль) дал имя еврейскому народу – народ Израиля; и пророчество Торы относится, согласно традиции, не только к Яакову, но и ко всему еврейскому народу (в обоих обещаниях указывается «...твоему потомству...»): Вс-вышний обещал, что возвратит народ Израиля в эту землю, куда бы ни завела его судьба.
Отсюда происходит выражение «Земля обетованная» (обещанная): Земля Израиля обещана еврейскому народу, и обещание это не ограничено рамками какой-либо эпохи, а дано навсегда, подтверждено многократно (исключительный случай в Торе), причем каждый раз обещание связано с важнейшими событиями в жизни праотцев.
Это и есть тот источник, из которого еврейский народ черпал уверенность в том, что придет день, и все евреи вернутся в свою землю – Эрец-Исраэль, а земля эта будет ждать евреев, где бы они ни находились, и сколько бы времени это ни продолжалось. Аврагам вошел в землю, о которой ему было сказано лишь «... в землю, которую Я укажу тебе...» – вначале даже без обещания, что землю эту
Вс-вышний отдаст ему – и тем не менее Аврагам оставил все, что имел, и пошел в Эрец-Исраэль. Благодаря ему мы знаем сегодня, о какой земле идет речь, и знаем, кому принадлежит эта земля, и кого она ждала все эти столетия.
Вопросы для повторения
Что означает выражение «Земля обетованная»? Кем и кому она обещана? Откуда мы это знаем?
Границы Эрец-Исраэль
Ошибочно отождествлять границы Эрец-Исраэль с границами государства Израиль. Разумеется, речь идет о государстве, находящемся на этой земле, но совпадают ли границы государства и земли в точности? Нет, не совпадают.
Единственным прямым указанием Торы на границы Эрец-Исраэль является уже цитированное место «...от реки египетской до великой реки Прат...». Что такое «река египетская»? Даже в этом вопросе авторитеты расходятся: некоторые считают, что речь идет о Ниле, некоторые – об Эль-Арйш (ныне пересыхающее води в Синае), некоторые называют другие места. Но проблема состоит не только в географической идентификации.
Дело в том, что традиция указывает (и это видно по пшату текста Торы): владение Землей Израиля – это обещание, реализация которого связана с выполнением евреями обещания вести себя в соответствии с договором, заключенным со Вс-вышним. Поэтому границы той части Эрец-Исраэль, которой реально владеет народ Израиля, зависят, согласно традиции, от духовного состояния еврейского народа в данный период. Бывали времена (при царе Шломо, во время которого был построен Первый Храм – см. «Основные периоды еврейской истории»), когда граница еврейского государства простиралась действительно от «реки египетской» Эль-Ариш до Прата (Евфрата) и государство включало в себя такие города, как Газа, Дамаск, Бацра, Баальбек, Рабат-Амон (ныне Амман, столица Иордании), Эйлат, Эцион-Гевер, Тадмор и Тифсах (сегодня находится в Ираке); бывали времена, когда еврейское государство владело землями гораздо меньшими; бывали и времена, когда не было в Эрец-Исраэль еврейского государства. Да и в «лучшие времена» Эрец-Исраэль ни разу не находилась целиком во власти евреев: так, например, во времена Давида и Шломо в состав государства не входили ни Ако, ни Бейрут, ни Сиддн, ни Тир – города, несомненно, являющиеся частью Эрец-Исраэль (а в другие периоды они находились под властью евреев).
Раши спрашивает: «Почему начинается Тора со слов: В начале сотворил Вс-вышний небо и землю?» – и отвечает: «[Когда вернутся евреи в свою землю,] придут народы мира и скажут: разбойники вы, захватившие земли, принадлежащие другим народам, ответят им евреи: вся земля принадлежит Вс-вышнему – благословенно Его имя! Он дает земли по Его усмотрению...» (то есть право евреев на Землю Израиля есть самый высший вид права – по слову Вс-вышнего). Раши написал это примерно тысячу лет назад...
Вопросы для повторения
Каковы границы Эрец-Исраэль?
Владел ли когда-нибудь еврейский народ всей ее территорией?
Иерусалим
Так же, как выделяет традиция Землю Израиля как особую землю (слово кадош – переводимое, как правило, «святой», означает на иврите «выделенный»), так же на карте Эрец-Исраэль есть особое место – Иерусалим; на иврите – Йерушалаим. В чем же святость этого города, то есть чем же он выделен?
Иерусалим был выбран Вс-вышним для того, чтобы здесь был построен Храм. Само место возведения Храма было также особенным: согласно традиции, Храмовая гора («гар габайит») – это и есть та самая гора Мория, на которой Аврагам подвергся самому тяжелому испытанию – «связыванию Ицхака» (в русскоязычной литературе его обычно называют «жертвоприношением Ицхака»).
Иерусалим
Уже после возвращения евреев из Египта в Эрец-Исраэль Иерусалим долго оставался местом, не принадлежащим ни одному из колен Израиля, пока царь Давид не перенес сюда из Хеврона столицу объединенного еврейского государства. Во время царствования Шломо, сына Давида, в Иерусалиме был построен Храм. Иерусалимский Храм занял то же центральное место в еврейском служении Б-гу, что принадлежало ранее Шатру Завета (на иврите «мишкан»; в русских переводах это слово превратилось в «скиния», a иногда переводится как «Ковчег Завета»), с которым евреи шли по пустыне из Египта (сам Мигикан был перенесен до этого Давидом в Иерусалим). В еврейских источниках Иерусалимский Храм назывался просто «Храм» («бейт гамикдаш»), который запрещено заменять другим храмом.
Это произошло около 3000 лет тому назад – с тех пор Иерусалим является единственным местом, которое евреи были готовы признать своей единой столицей, а Храм – тем местом, куда должен регулярно приходить каждый еврей (традиция предписывала делать это три раза в году – на праздники Сукдт, Песах и Шавуот). Разрушение Храма является, согласно традиции, крупнейшим бедствием еврейского народа; день его разрушения – 9-ое Ава – днем поста и траура. В то же время еврейский народ, находясь в рассеянии на всех континентах Земли, помнил об обещании Вс-вышнего, что святость Иерусалима вечна, и придет время, когда Иерусалим и Храм будут восстановлены. И поэтому во все времена евреи надеялись увидеть своими глазами это восстановление, обращались во время молитвы в сторону Иерусалима (а в Иерусалиме – в сторону Храмовой горы), вспоминали о разрушении Храма в час наибольшей радости – на свадьбе (отсюда обычай разбивания женихом бокала), в любом еврейском доме оставляли незавершенной какую-то часть – и этим клялись: «Если я забуду тебя, Иерусалим, да отсохнет моя правая рука...».
Получая Нобелевскую премию по литературе, известный израильский писатель Шмуэль-Йосеф Агнон начал свою речь так: «Тит разрушил Иерусалим и народ Израиля был изгнан из своей Страны. В результате я родился в одном из городов изгнания. Но всегда я рассматривал себя как рожденного в Иерусалиме... я видел себя стоящим вместе с моими братьями-левитами в Храме... Вс-вышний вразумил меня вернуться с чужбины в Иерусалим. И милостью Иерусалима мне было дано написать все, что вложил Б-г в мое сердце и перо...».
И не случайно политическое движение за восстановление еврейской государственности было названо «сионизмом» – по названию горы Сион (точнее, Цион), название которой также является одним из имен Иерусалима.
Вопросы для повторения
Какое значение имел в прошлом и имеет сегодня Иерусалим в еврейской традиции?
Какое самое святое место для еврея в Иерусалиме?
Алия и йерида
Как в Торе, так и в современном иврите при описании прихода евреев в Эрец-Исраэль употребляется особый глагол - «ала», буквальное значение которого – «поднялся», «взошел». Тот же глагол употребляется в Танахе, когда речь идет о приходе евреев в Иерусалим. От него происходит и существительное – «алия» (буквальное значение - «подъем»), означающее приход в Эрец-Исраэль или в Иерусалим (если речь идет о том, кто уже находится в Эрец-Исраэль).
Обратный процесс – уход из Эрец-Исраэль – называется «uepuда», то есть «спуск», «падение».
Традиция объясняет, что термины эти связаны не с «топографическим» понятием высоты (и, следовательно, подъема и спуска), а с высотой духовной. Избранность Земли Израиля в мире и Иерусалима в ней приводит к тому, что пребывание еврея в Земле Израиля наделяет его более высоким духовным статусом – то есть он «поднимается» (духовно), попадая в Эрец-Исраэль, и «спускается», покидая ее. Эти процессы («подъем» и «спуск») невозможно измерить, их можно только почувствовать.
В современном иврите термин «оле» обозначает репатрианта в Израиль, а «йоред» – покидающего Страну; в то же время для других миграций населения имеется слово «меагер» – эмигрант.
Вопросы для повторения
Что таков алия и йерида?