6. Синагога и молитва

Молитва и благословения

Тора – основа еврейской традиции – это послание Вс-вышнего человеку и народу. Молитва (на иврите тфила) – это обращение человека к Вс-вышнему. Более того: традиция считает, что настоящая молитва – это разговор с Ним, приобщение к Нему. Каждый знает, что в разговоре с человеком значение имеют не только произносимые слова, но и выражение лица, мимика, жесты и т.д. – без них остается мало доверия к словам, даже самым красивым и убедительным. В молитве же слова должны сопровождаться чувствами и мыслями.

Еврейская традиция установила порядок молитв. Он один и тот же для каждого еврея: от знаменитого раввина до мальчика, которому исполнилось 13 лет (молятся и маленькие дети, но 13 лет – возраст совершеннолетия, о чем мы будем говорить в главе «Бар-мицва» третьей части учебника; это, впрочем, не означает, что молиться надо только с этого возраста). Каждый прозносит свою молитву сам, оставляя на ней «отпечаток души», но единство молитвы объединяет в ней весь народ Израиля.

Многие считают, что молитва – это прежде всего просьба, обращенная к Б-гу: «дай то, дай это» (происходит это, возможно, потому, что по-русски слово «молитва» происходит от слова «молить», т. е. «просить»). На самом же деле просьбы – это лишь незначительная часть молитв, при этом почти все они – это просьбы за весь еврейский народ, а не за одного молящегося. Огромное же большинство молитв – это размышления о сущности мира и месте человека в нем, о связи между еврейским народом, Торой и Вс-вышним, а также выражение благодарности Вс-вышнему. В связи с этим в молитвах есть две главные части: «Шма» и «Амида» – обе короткие, но исключительно важные: первая из них содержит саму философскую сущность еврейства и идею преемственности, вторая выражает чувство благодарности еврея Творцу.

«Шма» («Слушай!») начинается словами «Слушай, Израиль) Б-г – Всесильный наш, Б-г один!». Мидраш рассказывает, что, когда уходил из этого мира наш праотец Яаков, то хотел он убедиться, что дети его, оказавшись в Египте, не забудут того, чему он учил их, и не станут идолопоклонниками, как окружавшие их народы, и передадут эту эстафету детям своим, чтобы они затем передали своим детям, а те – своим... И сказали ему его дети: «Слушай, Израиль (то есть Яаков)...» И до сегодняшнего дня традиция говорит: еврей должен дважды в день сказать: «Слушай, Израиль (и праотец Яаков, и весь народ), я знаю...». Эту молитву должен произнести еврей и тогда, когда он начинает говорить, и тогда, когда придет его последний час. С этих слов начинали еврейские дети учиться; с этими словами евреи погибали от рук римских палачей и на кострах инквизиции.

«Амида» (от слова лаамод, «стоять», так как она читается обязательно стоя) состоит из 19-ти коротких стихов-благословений, каждый из которых выражает благодарность Вс-вышнему за все то, что составляет предмет еврейской веры: за то, что Он защищает праотца Аврагама и обещает оживление умерших, за святость Его и за то, что дал человеку разум, за то, что вернет еврейских изгнанников в Землю Израиля и отстроен будет Иерусалим – и т. д., всего, как уже было сказано, 19 таких благодарностей. Каждая из них заканчивается словами «»Барух Ата...» («Благословен Ты...») с конкретным добавлением, вследствие чего эти благодарности называются «благословения» (на иврите «брахот», в единственном числе «браха»). Изначально число благословений в «Амиде» было равно 18, в связи с чем молитва эта имеет также другое историческое название – «Шмонэ-Эсрэ» («восемнадцать» на иврите). Еще одно благословение было добавлено уже относительно недавно – около 1800 лет назад, во времена Талмуда.

Кроме этих 19-ти, существуют еще много других брахот, не входящих в «Амиду». Как и брахот из «Амиды», они начинаются словами «Барух Ата...». Все они – короткие фразы, которые произносят по разным случаям: до еды и после, при зажигании субботних и праздничных свечей, при изучении Торы, при виде мудрого человека или удивительного явления природы, при избавлении от опасности и достижении важной цели, при пробуждении утром и когда отправляются спать. Когда кто-то произносит благословение, окружающие отвечают «амен» (что можно приблизительно перевести с иврита как «верно»).

Практически все молитвы – на иврите (есть несколько очень коротких молитв на арамейском языке): ведь если Вс-вышний избрал этот язык для того, чтобы на нем дать евреям Тору, как-то странно для еврея избрать другой язык, чтобы поблагодарить Его за это. Однако незнание иврита не является препятствием: традиция разрешает молиться на том языке, который человек понимает, -разумеется, если это не мешает коллективной молитве. Исключением является биркат коганим, о которой мы будем говорить дальше («Особые функции участвующих в общественной молитве», стр. 100).

Молятся евреи с покрытой головой. Очень часто для этого используют специальный головной убор – кипу. Придерживающиеся традиции евреи покрывают голову постоянно (а не только во время молитвы). Постоянно покрытая голова – это обычай, а не заповедь, но обычай столь древний, что на сегодняшний день принят всеми общинами.

Вопросы для повторения

Что таков молитва в еврейской традиции?

Что такое благословение? С каких слов оно начинается?

Какие две части присутствуют почти во всех молитвах?

Что такое молитва «Шма»? Когда ее говорят? Что вы знаете из традиции о словах этой молитвы?

Сколько благословений в молитве «Шмонэ-Эсрэ»?

Как объяснить ее название?

Какие другие благословения вы знаете?

Когда говорят «амен»?

На каком языке нужно молиться?

Что такое кипа? Является ли ее ношение заповедью?

Общественная и личная молитва

В принципе почти все молитвы человек может читать наедине. Однако еврейская традиция рекомендует всегда, когда это возможно, молиться вместе. Для этого необходимы 10 молящихся (на иврите минъян) взрослых (не моложе 13 лет) мужчин-евреев.

Наиболее удобно молиться в синагоге, где есть расписание постоянных миньянов на каждую из молитв. Кстати говоря, синагога -слово греческое, на иврите она называется бейт-кнесет, что означает «дом собрания». Человек, который молится регулярно, обычно имеет постоянное место в синагоге и молится в привычном ему миньяне.

Миньян можно собрать и в любом другом подходящем для этого месте. В некоторых случаях это надо делать именно дома: например, во время соблюдения траура по умершему молятся в доме его родственников.

Есть три главные ежедневные общественные молитвы: «Шахарит» – утренняя, «Минха» – после полудня и «Маарив» – вечером. В субботу и праздники после «Шахарит» есть дополнительная молитва – «Мусаф». Все эти молитвы рекомендуется произносить в миньяне – особенно в праздники.

«Шма» читается в «Шахарит» и в «Маарив». «Амида» читается в каждую из вышеназванных главных общественных молитв, причем в каждую из них ее сначала читают все молящиеся каждый про себя, а затем ведущий шлиах-цибур повторяет молитву (см. следующий раздел).

Вопросы для повторения

Что таков общественная молитва?

Когда она разрешена?

Обязательно ли проводить общественную молитву в синагоге?

Какие ежедневные общественные молитвы вы знаете?

Какие особые функции участвующих в общественной молитве вы знаете?

Любой ли человек может эти функции выполнять?

Особые функции участвующих в общественной молитве

Для общественной молитвы необходимы знающие люди, выполняющие особые функции во время молитвы:

Шац – сокращение от слов шлиах-цибур («посланник общины»), который ведет молитву; остальные повторяют за ним.

В праздничные дни значительные части молитвы принято петь, поэтому от шаца требуется также, чтобы он мог вести молитву пением на общепринятую мелодию – тогда его называют хазан, а иногда также – кантор.

Баал-корэ («чтец») – для чтения свитка Торы нужен человек, умеющий читать Тору по свитку правильно (то есть с огласовками и теамйм, не указанными в свитке – см. «Дарование Торы»).

Любой молящийся может быть шацем или баал-корэ. Обычно в общине либо есть постоянные люди, выполняющие эти функции, либо их по очереди выполняют уважаемые люди, а иногда оказывается уважение гостю общины.

В Эрец-Исраэль в определенной части молитв «Шахарит» и «Мусаф» (а во всем мире – в молитвах праздников) – происходит специальное благословение когенов (биркат коганим). Коген – это потомок Агарона, брата Моше, первого еврейского первосвященника. Во времена Храма когены несли храмовую службу, и это звание передается от отца к сыну: когеном нельзя стать, а можно только родиться. Биркат коганйм – единственная молитва, которую разрешается произносить только на иврите и ни на каком другом языке.

Как устроена синагога

В любой синагоге (или в зале, используе мом как синагога) есть арон гакодеш -шкаф, в котором хранятся свитки Торы. Обычно он закрыт и занавешен специальным покрывалом – парохет. Арон гакодеш открывается только для того, чтобы взять свиток Торы для чтения или вернуть его обратно; его также держат

открытым во время определенных молитв. Впереди арон гакодеш (и несколько выше его) постоянно горит источник света – нер-тамид, символически напоминая о службе в Иерусалимском Храме.

Обычно синагоги во всем мире строились так, чтобы арон гакодеш был обращен в сторону Иерусалима (и, тем самым, чтобы человек, стоящий перед арон гакодеш, молился, стоя лицом к Иерусалиму). Если же синагога (или просто молящийся) находятся в Иерусалиме, арон гакодеш направлен в сторону гар габайит – Храмовой горы.

Посреди синагоги находится бима – возвышение, на которое кладут свиток Торы для чтения.

По еврейским законам мужчины и женщины не молятся вместе – поэтому в синагоге есть отделенная часть, предназначенная для женщин (чаще всего – второй этаж), называемая эзрат нашим. Обычно в любой синагоге проводятся также уроки Торы -поэтому по стенам синагоги расставлены книжные полки с молитвенниками и книгами для учебы.

Синагога – это место, где молятся, а не музей и не клуб. Поэтому желательно, чтобы ничто не отвлекало человека от молитвы: в частности, на стенах синагоги не вешают ни портретов знаменитых людей, ни картин великих художников (даже если на них нарисованы сцены из еврейской истории). Синагога должна быть чистой, аккуратной и, по возможности, – красивой, но главное – она должна быть синагогой.

В синагогу всегда надо входить с покрытой головой.

Вопросы для повторения

Какие предметы есть в любой синагоге?

Какие требования предъявляются к внутреннему убранству синагоги?

Чтение Торы

Свитки Торы, находящиеся в арон гакодеш, вынимаются из него для чтения их во время коллективной молитвы в следующих случаях: по субботам и праздникам, а также для короткого чтения – утром в понедельник и четверг. Читаемый отрывок – это недельная глава или часть из нее, а в праздники - отрывок, имеющий отношение к этому конкретному празднику.

Во время выноса свитков Торы из арон гакодеш и возвращения их на место все присутствующие в синагоге встают. Принято вставать в тот момент, когда открывают парохет (занавеска на арон Гакодеш), и садиться, когда ее закрывают.

Свиток кладут на биму и раскрывают в нужном месте. Читает свиток баал-корэ — человек, умеющий читать его правильно, то есть он должен помнить наизусть то, чего не видно в свитке: правильные огласовки, правильные теамйм и правильную разбивку текста на отрывки для чтения.

Текст, предназначенный для чтения, разбит на внутренние отрывки (например, недельная глава – на дни), число которых может быть от трех до семи. Для чтения каждого из отрывков вызывается кто-то из молящихся – сначала коген, затем левит, затем остальные. Вызванный не читает свиток сам (это делает баал-корэ), а следит за чтением по свитку; перед и после чтения он произносит специальные благословения. Принято вызывать к Торе людей, у которых предстоит свадьба или бар-мицва, или родился ребенок, или спасшихся от большой опасности (в этом случае после чтения отрывка вызванный говорит специальное благословение – биркат гагомель). Принято вызывать также гостей -особенно почетных, новых членов общины и т. д. Если по каким-либо причинам хотят вызвать более семи человек, то иногда разбивают (по определенным правилам) отрывок на две части или читают отрывок дважды.

Между чтением отрывков из Торы читаются некоторые специальные молитвы: за здоровье больных людей и новорожденных, за погибших, за правительство страны (если оно позволяет евреям жить еврейской жизнью) и др. В особых случаях читают два разных места из Торы – по двум свиткам (а в некоторых редких случаях – и по трем свиткам). На праздник Симхат-Тора (см. вторую часть учебника) из арон гакодеш вынимают все свитки, которые есть в синагоге.

Отметим еще раз, что чтение Торы – это чтение вслух по свитку. Остальные молящиеся следят за текстом – обычно по книге.

Когда весь текст из свитка, который относится к данному дню, прочитан, вызываются еще два молящихся – магбиа и голель. Первый поднимает свиток Торы, чтобы его увидели все и сказали: «Это – та самая Тора, что передал нам Вс-вышний из уст Своих руками Моше-рабейну...», а затем второй сворачивает свиток Торы специальным образом.

После чтения свитка Торы в субботу и праздники читают соответствующий отрывок из Танаха – по книге. Этот отрывок называется гафтара; подробнее об этом мы будем говорить во второй части учебника, в главе «Суббота».

Вопросы для повторения

Когда читают Тору в синагоге?

Читают ли ее по печатному тексту?

Как происходит чтение?

В каком порядке вызывают молящихся к чтению Торы?

Кто такие магбиа и голель?

Что такое гафтара?

Личные молитвы

Есть ряд молитв, которые человек читает сам или в кругу семьи. Например:

Биркат гамазон – молитва после еды;

Кидуш – специальное удлиненное благословение в субботу и праздники – читается перед праздничным столом вечером и утром;

Тфилат гадерех – «Дорожная молитва»: читается человеком, отправляющимся в дорогу, когда он покидает свой город.

Чтение «Шма» ночью – молитва перед сном.

Подавляющее большинство благословений – личные (над едой, по поводу здорового функционирования организма человека, по поводу созерцания редких явлений в природе и т. д.).

Вопросы для повторения

Какие личные молитвы вы знаете?

Молитвенник

Число молитв велико и довольно трудно запомнить их все. Поэтому существуют специальные сборники – молитвенники (на иврите – сидур), содержащие молитвы и благословения в удобном для чтения порядке. Молитвенник, содержащий молитвы какого-то определенного праздника, называется махзор.

Большая часть текста сидуров разных общин совпадает. Однако имеются некоторые различия. Для того, чтобы быстро определить, по какому варианту молитв молятся в данном месте, на молитвенниках обозначают их нусах – «стиль», «вариант». Самые распространенные нусахи: ашкеназ, сфарад, эдот гамизрах (восточных общин), Аризал (по имени его составителя, великого кабалиста из Цфата рабй Ицхака Лурия). Каждый человек молится так, как это было принято у него в семье или у того человека, который научил его молиться. Принято также молиться в синагоге по установленному в данной общине нусаху.

При всем том надо помнить, что по своей структуре еврейская молитва практически не отличается не только географически (то есть у разных общин), но и по времени: на протяжении по крайней мере последних двух тысяч лет общая структура молитвы почти не изменилась. Если вы раскроете сидур и прочитаете «Шма», подумайте о том, что от Китая до Аргентины, от Йемена до Аляски, от Австралии до Голландии и от Йоханнесбурга до Москвы вот уже многие десятки поколений евреев примерно в одно и то же время читают те же слова. Представьте себе, сколько людей сейчас одновременно с вами (если вы молитесь в положенное для молитвы время) говорят их, как звучит тысячеголосое «Слушай, Израиль!» – несомненно, вы почувствуете подъем души.

Вопросы для повторения

Что таков сидур и махзор?

Что такое нусах? Какие нусахим вы знаете?

Запись опубликована в рубрике: .