Создали ли мудрецы новую религию (1)
Создали ли мудрецы новую религию – Д-р Игаль бин-Нун
Всем добрый день.
Сегодня я собираюсь поговорить с вами о литературе мудрецов, Мишне и Талмуде.
Точнее, я собираюсь поместить это литературное сокровище в исторический контекст.
Я начну с греко-римского периода, который в культурном отношении является эллинистическим.
Эллинизм – это сочетание греческой мудрости с мудростью, пришедшей из Персии и расположенной дальше на восток от Греции. Она начинается в период, который называется эллинистическим или греко-римским периодом, и заканчивается с Мишной и Талмудом, более или менее периодом Саади Гаона, и Шрира Гаона.
Мы точно не знаем, где жили эти два человека, это период до Первого крестового похода, то есть с 12 века.
Очень долгий период.
Я говорю о периоде более тысячи лет.
В этот период у нас не хватает информации о том, что происходило тогда с евреями.
Практически тотальное отсутствие информации.
Если и есть какие-то воспоминания, это разрозненные воспоминания, почти случайные из еврейских источников.
У нас есть очень большая проблема с тем, чтобы точно знать, что происходило в то время, как в историческом, так и в ритуальном или религиозном плане того периода.
Нам будет трудно понять, что происходило в то время.
Это то, о чем я собираюсь говорить, чтобы попытаться понять эту творение.
В конце концов, она находится в центре того периода, Мишна и Талмуд, вообще раввинистическая литература.
Как только Иосиф Флавий закончил писать свои три книги, к семидесятилетнему году н.э., еврейская история фактически закончилась. Я говорю это в довольно экстремальной форме, чтобы было понятно.
У нас нет подробных работ, таких как у Иосифа Флавия, который дает нам очень подробную картину того, что происходило в течение довольно длительного периода времени. Предыдущие периоды, например, библейский период, у нас также есть очень подробная информация, которая почти не имеет аналогов в мировой литературе.
Исторически у нас есть очень подробная историческая сага со списком царей и очень подробных список событий, которые мы сегодня можем реконструировать почти с самой точной историей того периода.
Это литературное сокровище, называемое Библией, которое представляет собой целую библиотеку текстов, это библиотека, состоящая из многих литературных жанров. У нас есть история, летописи, философия пророков, поэзия на высоком уровне, как псалмы, у нас есть народная поэзия, у нас есть легенды, у нас есть мифы, у нас есть литература мудрости,
У нас даже есть исторические романы внутри этой библиотеки. В тот период нет ни одной мировой литературы, которая могла бы соперничать с Библией по количеству жанров литературных жанров.
У нас есть много знаний, очень подробных, о периоде, о котором говорится в книгах Библии.
Как я уже, в греко-римский период, благодаря Иосифу Флавию, но не только благодаря Иосифу Флавию, потому что в то время есть много греческих историков, латинских, римских историков, которые дают нам очень точную картину того периода.
И внезапно случилось так, что после восстания в Бар-Кохаве, после Великого восстания 70 года эти источники почти полностью иссякли.
Хотя есть отцы церкви, есть римские историки, их упоминание о евреях – случайны. У нас нет ничего столь же непрерывного, как в библейские времена или в книгах Иосифа Флавия на протяжении почти тысячи лет.
Почти полное молчание, настолько, что мы не знаем, как вдруг появились евреи в Европе в 12 веке.
До сих пор мы понятия не имеем, как евреи попали в Северную Европу, Северную Германию, Северную Францию, мы понятия не имеем.
Со временем придумывали всякие легенды, вроде истории о хазарах и тому подобное, это несерьезно. Хазары не были евреями, они не имели никакого отношения к иудаизму.
Мы очень точно знаем о том, что произошло с североафриканским еврейством.
Потому что в греко-римский период крупнейшим мировым центром в мире в то время, была Египте Александрия .
Мы также знаем, что иудаистская культура Александрии, я говорю о иудаэим, а не о иудеях.
Иудеи – это те, кто принял раввинистический иудаизм, о которых я и расскажу в этой лекции.
Иудаэи были ближе к библейской территориальной культуре, которая существовала в Земле Израиля в то время и продолжалась в дальнейшем.
Культура Александрии также повлияла на культуру Киренаики, современной восточной Ливии, римского Карфагена в Тунисе, Алжира и Марокко.
Евреи Северной Африки не пришли непосредственно из Земли Израиля, а из Александрии и Карнаики после так называемого восстания диаспоры.
Это восстание не евреев, а Иудаэев.
Их общины имели королей, армии, корабли, солдаты и так далее. Это совершенно не похоже на средневековые еврейские общины. Поэтому не нужно смешивать эти две типа евреев.
Евреи Северной Африки пришли из эллинской культуры Александрии и Карнаики, и после провала восстания диаспоры против Рима они постепенно переселились вТунис, Алжир и вплоть до Марокко.
Здесь у нас есть какая то информация, которую можно реконструировать о североафриканского еврейства. Что касается Европы, мы не знаем, что там происходило.
(вопрос: А что с испанскими евреями?)
Испания это гораздо позже.
Вавилон?
Хорошее вопрос.
Несмотря на Мишну и Талмуд, у нас нет исторических сведений о том, что происходило в Ираке в Вавилонии.
У нас их нет.
Давайте возьмем Талмуд и посмотрим, сможем ли мы извлечь из него что-то историческое, что может рассказать нам об определенном периоде или о стране.
Из Талмуда мы можете многое узнать о повседневной жизни. Если вы умеете читать ее критически.
Но в Мишне и Талмуде нет реальной истории.
В Мишне и Талмуде нет истории.
Давайте посмотрим, что написано в Мишне и Талмуде, и тогда, возможно, мы сможем получить какую-то картину.
Есть только два жанра в Мишне и Талмуде.
Я говорил об удивительном количестве жанров в Библии,
Библия это целая библиотека, разнообразная, написана в разные периоды времени разными авторами, у которых разные жанрами.
Одни книги Библии была написана в Израильском царстве, другие в Иудейском царстве, и есть полемикой.
В Мишне и Талмуде этого нет.
Есть только два жанра.
Первый жанр — галахические диспуты.
Другой – легенды.
Кроме этих двух жанров, у нас нет ничего другого. Только два жанра, которые очень легко различить. Легенды или диспуты.
В Талмуде есть красивая истории.
Удивительная истории.
Истории, которую используют проповедники.
Даже когда они говорят о Галахе, им нужны были красивые истории. Вот два жанра, которые мы рассматриваем в Талмуде.
Сам Талмуд говорит, что публика предпочитает агаду.
От проповедника требуется, если он хочет говорить о Галахе, вставлять красивые истории.
Потому что это то, чего хочет аудитория.
Это то, чего не хочет аудитория. И Талмуд поражает своей повествовательной способностью рассказывать удивительные истории. Потому что это то, что интересует публику проповедников.
Вопрос: Можете ли вы дать время расселения евреев в Северной Европе?
Разве не было евреев в Южной Европе?
Нет, мы не знаем.
Первый раз мы получаем сообщения о евреях в Европе это на севере.
Потом мы знаем и о юге Франции, об Испании, но это гораздо более поздний период.
Гораздо позже, в 12 или 13 веках, примерно так.
До этого мы не знаем, как появилась такая большая масса общин ашкеназов.
Я перейду к анализу другой ситуации, связанной с Мишной и Талмудом.
Когда мы изучаем эти тексты, мы находим около 2500 имен раввинов. Разные иерархии рабан, рав, рабби и так далее.
Историк сталкивается с текстом Мишны и Талмуда, хочу знать, что в ней написано, чтобы проанализировать ее с исследовательской точки зрения в критике текста, как мы делаем это с Библией.
Изучение библейской критики началось много лет назад с древние времена.
Рабби Авраам ибн Эзра, рабби Давид Кимхи, Спиноза и так далее, вплоть до 19-го века и по сей день.
Библейской критики очень развита.
Наберите в гугле «библейскую критику».
Вы найдете десятки тысяч статей на иврите и на многих иностранных языках мира.
Попытаетесь написать «талмудическую критику». Вы не найдете ни одной статьи.
У нас здесь уникальная ситуация. Не проводили никаких реальных критических исследований этой древней литературы, как мы делали это с Библией.
Тем не менее, в последние годы в мире, и немножко в Израиле, произошло какое-то пробуждение в отношении этих текстов Мишны и Талмуда.