Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Поздние браки



Рав Элиезер Меламед

Вопрос: у меня есть дочь, способная и красивая, очень успешная в своей работе, любимая подругами, но несмотря на все ее достоинства и усилия, она уже перешагнула возраст 30 лет и еще не вышла замуж. По-видимому, многие шадханим и шадханиет, которые пытались помочь (часть из них — за высокую плату) — не предложили ее все еще человека, который подходил ей и соответствовал бы ее уровню. Как найти шадханит, которая сможет понять ее, чтобы ей нашли подходящего жениха?

Ответ:

Я не знаком с Вашей замечательной дочерью, и поэтому я не знаю, что можно ответить на Ваш вопрос, но я расскажу Вам историю, которую я недавно услышал.

На одном предприятии, собралась, как будто бы случайно, группа более десяти девушек, еще не вышедших замуж. Все хотели выйти замуж, но не нашли себе супруга. Вместе они обменивались впечатлениями, выясняли и исследовали, советовались и анализировали предполагаемого супруга в процессе знакомств. Вместе надеялись и вместе плакали над разочарованиями. И тем не менее, они ободряли себя, что нельзя отчаиваться. Шли годы, часть из них уже перешагнули рубеж 30 лет, часть приблизились к этому возрасту, и они оставались одинокими.

И вот, случилось несчастье. Их подруга по работе, мать четверых детей, осталась вдовой от своего мужа. Они были потрясены, плакали, участвовали в похоронах, помогали ей с детьми. И время от времени они утешались втайне тем, что может быть, их положение не столь уже и плохое. Может, лучше быть старой девой чем вдовой с четырьмя детьми.

Через год вдова вышла замуж за вдовца с семью детьми. Девушки были потрясены. У них не было слов. Что? Так быстро? И как она согласилась принять плюс к своим четверым еще вдовца с семью детьми? Но они взяли себя в руки, уважая ее решение, и конечно же, они участвовали в радостной свадебной церемонии. Все же это их подруга. На свадьбе они смахивали слезы, волновались и немного жалели.

И вот чудо: в течение менее двух лет после этой свадьбы абсолютное большинство этих девушек вышли замуж — часть за разведенных, часть за вдовцов. И говорят, что они счастливы.

Женщина в возрасте сорока лет

Плодитесь и размножайтесь

Не случайно первая заповедь, упомянутая в Торе, это заповедь «плодитесь и размножайтесь», как сказано (Берейшит 1, 28) «И благословил их Вс-вышний и сказал им Вс-вышний плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Отсюда ясно, что это самая основная и самая главная из всех заповедей.

Настолько велика эта заповедь, что она приравнена к заповеди изучения Торы (см. Мегила 27, 1). Посредством исполнения этих двух заповедей становятся соучастниками Вс-вышнего в добавлении жизни в мире.

Женщина старше сорока лет

Вопрос: старый холостяк, познакомившийся с девушкой с целью создания семьи, и еще перед тем как они встречались ему сказали, что ей 40 лет, и сейчас, после того, как он решил жениться на ней, он начал сомневаться — вдруг она не сможет рожать детей, и может быть, поскольку на нем лежит обязанность «плодитесь и размножайтесь», запрещено ему жениться на ней. Следует ли ему отказаться от этого шидуха или согласиться на него?

Ответ:

В трактате Бава Батра (119, 2) приводится высказывание, в соответствии с которым женщина, которая начала рожать до 20 лет, может продолжить рожать также и после сорока. Но если она не была замужем до 40 лет — она уже не родит после 40. И только праведницы как дочери Цлафхада, сделалось им чудо и они родили.

В соответствии с этим Хатам Софер постановил, что холостяк, который начал встречаться с девушкой, которой уже больше сорока лет, и хочет уйти от нее, что он должен уйти от нее, для того, чтобы он смог родить детей, и должен заплатить ей за огорчение, которое он ей причинил. С другой стороны, автор книги «аэлеф леха Шломо» (9) считает, что если он уже обязался взять ее в жены, лучше, чтобы он женился на ней но не нарушил своего слова. И это потому, что нет уверенности, что она не родит, и это не считается большим чудом, что она родит, и поэтому можно молиться чтобы она родила. И еще он предложил возможность, что возможно, если она думала о возможности выйти замуж — то она сможет родить и после сорока.

Практически, нет однозначного мнения, и каждый человек, который сомневается, лучше всего чтобы он посоветовался с раввином, который его хорошо знает. Ибо кто знает, если он не женится на ней — может не найти другой женщины, которая бы ему нравилась.

Замораживание яйцеклетки

Поначалу я думал, что может быть сегодня, после того, как медицина развилась, даже после сорока лет женщина может родить. И вот, в США было опубликовано широкое исследование, что только от 3 до 5 процентов женщин после 40 лет удается родить. Т.е., биологическая реальность не изменилась со времен Талмуда.

Также с технологической стороны еще не найдено решения для замораживания женской яйцеклетки. Хотя семя можно заморозить, и иногда есть в этом большая польза (с условием, что это делается в соответствии с галахой). Например, человек, которому предстоит пройти облучение против рака, которое может сделать его стерильным, заморозив свое семя может родить от него и в дальнейшем.

Возможно, в ближайшие годы будет найдено технологическое решение также и для замораживания женской яйцеклетки. И тогда девушка, которая еще не нашла себе жениха в возрасте 35 лет, сможет заморозить свои яйцеклетки, и когда она выйдет замуж — родить посредством этих яйцеклеток.

Добрый совет из института ПУА

Я посоветовался с руководителями института ПУА, моим другом, равом Менахемом Бурштейном, одним из самых авторитетных раввинов в области галахи и медицины, особенно — в области репродукции, и он отметил, что с помощью правильных консультаций, которые можно получить бесплатно в институте ПУА, можно очень увеличить вероятность забеременеть даже после 40 лет (это посредством новых методов лечения, открывшихся в последние годы).

Еще он добавил, что уже начиная с возраста 28 лет начинается определенное снижение способности родить, и начиная с 37 лет примерно начинается еще более резкое снижение. Поэтому, хотя, как правило, молодых женщин, которые не беременеют, не направляют на обследование до конца первого года совместной жизни, тем не менее, женщины, которые уже достигли возраста 37 лет и собираются замуж, желательно, чтобы еще до свадьбы они обратились за консультацией, чтобы увеличить их шансы родить прежде чем это будет поздно. Вместе с этим, не следует после этого впадать в отчаяние, ибо до возраста 51 года иногда можно помочь. Кстати, тот, кто находится в шидухе с девушкой «продвинутого» возраста, может прийти вместе с ней на консультацию в институт ПУА в Иерусалиме, и получить консультацию и оценку перспективы родить детей.

Экстракорпоральное оплодотворение

По мнению нескольких авторитетных раввинов, женщина, которая уже не может родить, может получить яйцеклетку от другой женщины, чтобы она была оплодотворена семенем ее мужа. После этого оплодотворенную яйцеклетку вводят в ее матку, и так ребенок развивается в ее чреве как обычный ребенок, до самого рождения. Таким образом она может родить даже сильно позже 40 лет, и по многим мнениям ребенок считается ее ребенком, хотя он и не из ее яйцеклетки, ибо она выносила его в своем чреве.

Оригинал статьи (с разрешения Yeshiva.org.il):

http://www.yeshiva.org.il/midrash/shiur.asp?cat=642&id=7795&q=#1a