8
И потому Шломо, мир ему, сравнил в [книге] Шир гаширим это единение с единением жениха и невесты, с привязанностью, жаждой, желанием, объятиями и поцелуями. В этом смысле говорится: «…Который освятил нас Своими заповедями», ибо [с помощью заповедей] Он поднял нас к уровню кодеш гаэлъон [высшей святости], благословен Он, и это — Кдуша [святость] Самого Всевышнего в славе Его, а смысл слова кдуша — «отделенность», Всевышний отделен от миров, и это — категория «окружающий все миры», которая не может в них облечься. Ибо с единением души и ее включением в свет — Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, душа находится в достоинстве и на ступени святости [отделенности] Эйн Софа, благословен Он, самым реальным образом, так как она соединяется с Ним и включается в Него, благословенного, и они [душа и Всевышний] становятся совершенно едины. И таков смысл слов: «И будьте Мне святы, ибо свят Я, Всевышний, и Я отделю вас от народов, дабы вы принадлежали Мне»[1]. И Он говорит: «И исполняйте все Мои заповеди и будьте святы Б-гу вашему, Я — Всевышний, Б-г ваш, и т. д.»[2]. И это означает, что через исполнение заповедей Я — ваш Б-г, как «Б-г Аврагама, Б-г Ицхака и т. д.» — ведь так говорится потому, что праотцы были колесницей Ему, благословенному, и как бы не существовали и были включены в свет Его.
Так и все души евреев в то время, когда они заняты изучением Торы и исполнением заповедей. И потому наши мудрецы, благословенна их память, обязали вставать и стоять перед каждым человеком, занятым исполнением заповеди, даже если он невежда и простой человек[3], и это потому, что Всевышний пребывает и облекается в душу его в то время, и только душа его этого не ощущает из-за завесы вещественной материи, которая не очистилась и затемняет зрение души так, что она не видит Б-жественного, как [видели] праотцы и подобные им, «при жизни видевшие мир свой»[4].
[1] Ваикра, 20:26.
[2] Бемидбар, 15:40,41.
[3] Кидушин, ЗЗа.
[4] Ср. гл. 14.