Грехи учителей
Есть очень важная концепция, что такое грех, что такое тшува.
Первое, что нужно понять, что ни одного человека не существует в мире без греха.
Так Бог создал этот мир.
Это одна из первых и главных вещей, которые сообщаются в Библии: человек грешен.
В Кабале объясняется, что Бог «впрыснул» в творение какое-то количество зла, для того, чтобы человеку было что исправить в мире.
В чем идея, что Бог сначала ломает мир, а потом мы его должны исправлять?
Это каббалистическая идея.
Об этом говорит очень много Ашлаг.
В каббале есть понятие хинам, «бесплатной еды».
Человек не любит бесплатной еды.
Человек стыдится, когда ему предлагают что-то бесплатное. Одна из первых и главных идей Кабалы, что хинам бесплатно означает зло.
Поскольку Всевышний хотел дать человеку наслаждение.
Это тоже каббалистическое идея, прежде всего Ашлага.
Есть хорошая книга на русском языке, «Введение в Кабалу» Лайтмана – можно найти ее в интернете.
В предисловии он очень хорошо объясняет некоторые важнейшие концепции.
Больше всего на свете человек не любит халявы, бесплатной еды.
Бесплатно могут получать только дети до определенного возраста.
Все остальные должны платить.
Какой отсюда вывод?
Самый большой грех является давать человеку что-то бесплатно.
Ночью ты рассказывал о проповедниках, которые несут свою благую весу бесплатно.
Бесплатно означает зло.
Вся система хабада в России и в Украине стоит на халявы.
С одной стороны, какое-то количество людей, которые дают деньги.
С другой стороны, другое количество людей, которые на халяву приходят в синагогу.
Очень часто это старики, которым платят деньги за то, что они приходят в синагогу.
Делают вид, что они изучают Тору.
Второй самый большой грех в каббале – это принуждение.
Речь идет о природе человека работать и получать удовольствие от работы.
Современный человек, который работает гораздо меньше, чем раньше, от этого человек уходит в депрессию.
Потому что он не реализует свои ресурсы.
Когда человек пропахал свою рабочую смену, устал, пришел домой.
Когда у него есть удовольствие от самореализации, у него начинаются негативные эмоции.
Второе, что мы сказали, это принуждение особенного духовности.
Не случайно египетское рабство – это выход из рабства к свободе.
Надо понять, что значит уйти из человеческого рабства к рабству перед Богом.
Это требует объяснения.
Так или иначе, вектор Торы от рабства к свободе.
В Танаха самым большим несчастьем считается быть рабом.
Есть куча законов вокруг этого.
Можно ли брать евреев в рабы или нельзя, на сколько лет, как можно их выкупить и так далее.
Потому что с точки зрения евреизма быть рабом – это самое большое проклятие.
Быть свободным человеком – это самое большое благословение.
Рабство тоже бывает разное.
Есть физическое рабство, и есть духовное рабство.
Духовное рабство тяжелее, чем физическое рабство.
Есть еще один тип рабства.
Это рабство дурного начала.
Последнее самое худшее.
Чем тоньше, тем сильнее в духовности.
Духовность противоположна материальности.
То, что в материальности кажется счастьем, в духовности – это несчастье.
Буквально, зеркально.
Поэтому Иисус идет на смерть с радостью.
Потому что он понимает, что смерть – это счастье в духовности. Поэтому Раби Акива, который говорил о том, что он мечтал всю свою жизнь отдать жизнь за веру в единого Бога.
То, что внизу зло, наверху добро.
Обратно тоже верно.
Тем не менее, самое большое рабство – это рабство с его дурного начала.
Бог создал человека таким образом, что у каждого человека есть зло. На разных уровнях.
И тут надо понять некоторую идею.
Раби Нахман говорит, что грехи простых людей – это не грехи, а глупости.
Грехи – это грехи людей, которые уже достигли каких-то духовных ступеней.
Если они делают что-то не так, то это действительно настоящий грех.
Где мы это находим?
Мы находим это в Торе.
Там есть два типа грехов.
Есть грехи простолюдинов.
И есть грехи больших людей.
Например, эгель, золотой телец – это грех простолюдинов и даже гои, по многим мнениям.
Так называемая «эрев рав» – «большая смесь» народов, которые вместе с Израилем вышли из Египта.
С точки зрения Кабалы, они создали этот золотой телец.
Даже не евреи. По буквальному смыслу это не так.
Это называется грех простолюдинов.
Какой еще грех простых людей?
Это Кеврот аТава.
Они требовали жрачки, мяса.
Ресторана в пустыне.
Они получили этот ресторан, но через это некоторое количество людей погибли от мора.
«Кеврот Тава» перевод «место, где похоронили тех, что хотели слишком много есть».
Также это является грехом простолюдинов.
С другой стороны, есть грехи больших людей.
Примеры.
Первый и главный пример – это Мираглим, разведчики, 12 предводителей колен, которых Моше рабейну отправляет в землю Ханаан.
Посмотреть, что там происходит.
Они приходят и говорят: у нас нет никаких шансов победить эти народы.
В результате из 12 предводителей колен, только двое – Йошуа и Калев – сказали: мы пойдем за Богом.
Несмотря на то, что нет никакой логики в том, что мы можем выиграть.
Но мы идем с Богом и тогда мы сможем победить.
А 10 остальных сказали: у нас нет никаких шансов.
И тогда простолюдины начинают плакать.
И весь Стан стонет и плачет.
Зачем Бог вывел нас из Египта?
Лучше бы нам умереть в Египте, чем умереть в пустыне.
Самый простой смысл что это самый большой грех в Тору.
После Золотого Тельца, если внимательно читать, после Золотого Тельца на самом деле есть величайшее откровение Бога к человеку.
Это 13 мер милосердия, которые Бог дает Моше после того, как еврейский народ совершил с Золотым Тельцом.
А вот после того, как предводители колен сказали – мы не можем войти, и потом начали плакать весь Стан.
Бог сказал: дальше вы не пойдете.
Вы умрете в пустыне и только ваши дети войдут в землю обетованную.
Еврейский народ остается на 40 лет в пустыне, чтобы исправить этот грех предводителей колен.
Что это учит нас?
Что грех предводителей колен гораздо хуже, чем грех простолюдинов.
Они пришли и сказали, что мы не сможем туда зайти.
Это хуже или это лучше, чем жрать, ебаться, идолопоклонство?
Что хуже?
Внешне кажется, что идолопоклонство или прелюбодеяние – это хуже.
Тем не менее, если просто читаешь текст Торы, ты видишь, что «тонкий» грех разведчиков гораздо хуже, чем грехи простых людей.
Это не единственный такой грех.