Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Взгляд

Введение

Среди тех, кто открывает «Ворота в Танию», наверняка найдется немало людей, которым захочется узнать побольше и копнуть поглубже. В помощь им существует особый жанр, который часто идет в дополнение к основному комментарию и представляет подробное рассмотрение какого-то аспекта затронутой темы. Называются такие комментарии «ийюним» — «вдумывания», «проникновения»…

Мы решили продолжить эту традицию. Раздел «Взгляд» является не бук­вальным, но близким по смыслу переводом названного термина. Эти заметки стоят в конце нашей брошюры. Кто захочет — заглянет в них. Если у него возникнут новые вопросы, он может обратиться к каналам нашей «хот-лайн», координаты которой приводятся в конце сборника.

К Тании в рабочих рукавицах

Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон, предыдущий глава хасидов ХАБАД, предостерегает:

«Тот, кто хочет проникнуть в смысл Тании, не должен впадать в «глупость мудреца», умножая слова и комментируя слова и буквы этой книги на свой лад. Тех, кто прислушивается к моим советам, я хочу предостеречь: нельзя учить Танию подобным образом!

Нет в этой книге слова или буквы, которые не были бы связаны множест­вом нитей с глубочайшими тайнами Торы. Однако об этих нитях известно лишь нашим святым учителям, главам ХАБАДа, и не по силам нам браться за этот труд.

Но если речь идет об «аводе», т.е. о том, как лучше выполнять заповеди Творца, исправляя при этом свою душу, то здесь можно расширить речь свою, соединяя строки Тании с практическими целями, которые перед нами стоят. И даже если такое соединение не будет точным и верным до конца, все равно разрешается это делать. Также надо внимательно обдумать содер­жание каждой главы, ища, нет ли там новой тропинки в служении Всевышнему, или темы для обдумывания, или конкретного совета».

(«Марэ мекомот», 3, примечание 5)

Сокровище ангелов

«Заклинают его» /душу еврея, которая должна прийти в этот мир/

Для того, чтобы оценить всю серьезность задачи, стоящей перед евреем в любом конце света, нужно знать, что он является соединением ДВУХ МИРОЗДАНИЙ. Его животная душа взята из мира Tohy, где порядок десяти Сефирот и связи между ними были совершенно отличными от мира Тикун, который мы помогаем выстраивать сейчас, и который достигнет своей цельности во времена Мошиаха.

Одно из свойств мира Tohy — необычайно сильный Б-жественный свет, наполняющий каждую сефиру, а также неспособность принять какую-то долю света другой сефиры в себя…

Отсюда одно из главных свойств нашего животного начала: ощущение «Я ЕСТЬ», напористость и нетерпимость.

С другой стороны, в сефирот мира Тикун, откуда пришла наша Б-жественная душа, света меньше, а сами сосуды способны ко взаимодействию и сотрудничеству. Цель «нефеш элокит», Б-жественной души — обуздать и подчинить служению Творцу свою «нефеш бепемит», животную душу.

При обычном раскладе сил это практически невозможно, поскольку животная душа получает влияние из более высокого источника, где света выше и сильнее. Поэтому перед рождением ангелы заклинают-насыщают «нефеш элокит», раскрывая перед ней каналы влияния из источника еще более высокого, чем мир Tohy.

Ребе Цемех Цедек, третий глава хасидов ХАБАД, объясняет, что Б-жественная душа еврея получает свет из «Мазаль». Мазаль — это канал, передающий влияние из корня еврейской души к ее нижним ступеням.

Таким образом, Б-жественная душа сможет возобладать над животным началом, если только заглянет в свои тайники и вспомнит про сокровище, которое оставили ей ангелы.

Одежды нашей души

Мидраш приводит слова пророка Элияу, где он, славя Всевышнего, говорит:

«Ты один и не входишь в общий счет, и Ты вывел 10 украшений…»

Ребе Шнеур-Залман, автор Тании, отталкиваясь от этой фразы, начинает размышлять, в свойственной ему лаконичной и конкретной форме, о различных уровнях еврейской души, структура которой копирует порядок мироздания. Его особенно интересует, почему каждая из десяти Сефирот — сосудов, с помощью которых Всевышний выстраивал мир и управляет им, называется словом «тикун», которое можно перевести как «исправление», «улучшение», «украшение»…

«Нужно сначала понять, что представляет собой душа. Душа, как она есть, это простой свет Творца, без разделения на разум и чувства.

Разум и «мидот», свойства сердца, являются одеждами для души, но не ее сутью. Правда, в Тании написано, что душа состоит из разума и чувств, но это сказано, чтобы противопоставить их внешним, существующим отделенно, одеяниям души — мысли, слову и действию…

Что же до разума и чувств, то хоть они и одежды, но не те, что могут существовать отдельно. Они похожи на Сефирот мира Ацилут, о которых сказано: «Он и Его порождения, это одно целое…»

Разум и чувства прилегают к душе, но не являются ею в полном смысле слова Поэтому они называются «тикуним» — украшения души, с помощью которых она может выражать себя.

Украшения не только добавляют красоту, но также исправляют того, кто их носит. Примером этого может быть душа и тело. По отношению к душе тело является одеждой, но при этом влияет на душу. Например, если человек расшиб палец, то душа чувствует и откликается на это. И наоборот: тело немедленно откликается на призыв, идущий от души, например, на приказ совершить какое-то действие.

Происходит это потому, что тело настолько объединяется с душой, что душа относится к нему как к своей части и продолжению, хотя это всего лишь «одежда», правда, близкая.

То же можно сказать про разум и чувства — душа одевается в них очень близко и проявляет себя через них в этом мире…»

Дальше Алтер Ребе объясняет, как это происходит. Например, когда душа любит, то делает это «через» сефиру «Хесед», «доброта». Когда ей нужно родить форму, являющуюся истоком мысли, то в ход идет сефира «Хохма», «мудрость».

«Но все это лишь распространение влияния, идущего от души и наружу, между ней и кем-то еще. Сама же душа находится выше своих «украшений», т.е. разума и чувств. Она неизменна, а они подвержены переменам. В чувствах есть состояние «гадлут» — широты и «катнут» — малости. Например, ребенок, или тот, кто похож на него, приходит в восторг от вещей малых, пустячных. Перемены касаются и разума, который в старости может ослабеть.

Но душа не меняется от того, что происходит с телом, поскольку ее сущность не одевается в него. Лишь ее свет, ее силы одеваются в тело и становятся зависимы от его изменений. Разум и чувства — это тоже рас­пространение света, идущего от души и проникающего в тело — а душа действует через них.

Итак, мысли, слова и действия являются внешними одеждами души, а вот разум и чувства — выразителями ее сути. Поэтому их называют не одеждой, а «тикуним» украшениями. Они украшают душу и они делают эту красоту доступной для других».

(Тора Ор, Ва-Йира, 1)