Мы учили в Берайте
Так начинается первая глава нашей книги. Алтер Ребе приводит отрывок из агады, помещенной в трактате Нида (30б). Там она начинается со слов "Учил рабби Симлай". Почему автор не воспользовался этим клише? Почему ему было важно начать "Книгу средних" со слова "Танья"?
Дело в том, что, кроме указания на Берайту, таким же словом называется одна из "клипот", нечистых оболочек. Она груба, но обычно выбирает своей жертвой людей тонких, например, еврейских мудрецов. Эта клипа мешает им учить "пнимиют", внутреннюю часть Торы, где говорится о еврейской душе, о мироздании, о тайном значении наших заповедей. Чтобы нейтрализовать эту клипу, Алтер Ребе поместил слово "Танья" у входа в книгу, в которой как раз и говорится обо всех этих вещах.
• Еще одно объяснение: буквы в слове Танья совпадают со словом Эйтан, т.е. "могучий", "неуничтожимый". Так называют "а пин-теле ид", "еврейскую точку сердца". Эта точка является отражением Б-жественного корня нашей души, неотделимого от Творца. Чтение Тании пробуждает ее ото сна.
Заклинают его
Согласно упомянутой нами агаде, еврейская душа, перед тем, как прийти в наш мир, готовится к этому целый год. Она изучает всю Тору, а затем ангелы заклинают будущего еврея, чтобы он был праведником и не был злодеем.
• Что такое "заклятие" в еврействе? Это когда человеку предлагают взять на себя некое обязательство перед Всевышним, и если он согласен, то говорит "Амен" и принимает на себя эту клятву.
• Слово "швуа", клятва, может быть прочитано как слово "савуа", сытый, что позволяет толкователям перебросить мостик между ними. Мудрецы говорят, что ангелы не только "машбиим", заклинают, но и "масбиим", насыщают еврея духовной силой, которая позволит ему выдержать все испытания нашего мира.
• Слово "швуа" состоит из букв Шин, Бет, Айн. Так же, как и слово "шева", семь Еще один мостик: среди сил, которые получает еврейская душа перед рождением, есть "шева макифим" - семь защитных сфер, которые будут оберегать еврея на всех его добрых путях.
• А кого, собственно, заклинают ангелы? Б-жественную душу еврея или его животное начало?
Б-жественная душа и так готова идти по праведному пути!..
Животная душа в силу природы своей не способна собственными силами выбраться из грязи плохих поступков!..
Ответ может быть таков: заклинают все-таки "нефеш Элокит", Б-жественную душу еврея, поскольку, одевшись в тело, она становится подвержена воздействию животного начала, и может потерять верное направление. Заклиная, ангелы дают Б-жественной душе дополнительные силы, чтобы властвовать над "нефеш бе-пемит", животным началом.
Будь праведником и не будь злодеем
Почему у клятвы, которую должна принести душа будущего еврея, "двойной язык"? Раз он согласился быть праведником, то понятно, что уже не встанет на плохой путь!..
Мы коснулись сейчас сокровенной струны, которая проходит через всю Танию: злодейство и праведность - это не только поступки еврея, плохие или хорошие. Это также состояние его души. Есть души высокие, способные навсегда освободиться от власти злого начала, изгнав его из своего сердца. Такой человек раскрывается как "цадик", праведник ("Будь праведником!"). Есть также души обычных людей, которым это не дано. Однако, благодаря заклятию ангелов, они способны и могут постоянно побеждать свой "ецер а-ра", злое начало, не давая ему проявить себя в этом мире ("Не будь злодеем!"). Еврей, поднявшийся до такого уровня, называется "Бейнони". Книга Тания посвящена тому, как достичь этой ступени.
Но даже если все на свете будут твердить тебе, что ты цадик, смотри на себя так, как будто ты злодей
Можно задать вопрос: как "все на свете" могут ошибаться, оценивая праведность этого еврея? Ведь наверняка есть среди них люди мудрые и проницательные, повидавшие много на своем веку...
Тания подсказывает: не все так просто. Конечно, есть люди, и немало, у которых зло пребывает на поверхности, ежечасно проявляясь в плохих словах и поступках. Но есть и другие, у которых зло прячется в тайниках сердца, лишь иногда отражаясь в мыслях, скрытых от всего света. Такой человек живет среди похвал, и в то же время зло находится рядом с ним, бок о бок. Есть люди, у которых даже мысли чисты. Однако злое начало не покинуло их, и в один прекрасный день может вырваться наружу, как зверь из клетки.
Чтобы еврей был готов к внезапной атаке из глубин собственной души, Всевышний предостерегает его: относись к себе с осторожностью, "как будто ты злодей"...
Станет плохо у него на сердце, и овладеет им печаль
Есть зло "подземное", сокрытое в тайниках животной души, и зло "на поверхности", которое проявляется в поступках еврея. Надо помнить о подземном зле и быть начеку, но при этом ни в коем случае НЕ НАЗЫВАТЬ себя злодеем, т.е. человеком, способным только на плохие поступки.
Хасидизм различает "пнимиют", т.е., в данном случае, Б-жественную душу еврея с заложенной в ней возможностью обуздать свое животное начало и заставить его служить Творцу, и "хицониют", т.е. внешний абрис поступков. Несомненно, что "пнимиют" отражается во внешнем, в том, как еврей живет, думает и говорит. Но также очевидно, что "хицониют" влияет на Б-жественную душу еврея, давая или не давая ей раскрыться.
• Можно предположить, что большинство евреев, живущих сейчас, принадлежит к категории "раша ве-тов ло", "злодей с наклонностью к добру". Такой человек еще не полностью подчинил свое злое начало, и поэтому оно проявляется в "трех одеждах души", -в мыслях, словах или поступках. Но компас души этого еврея направлен к добру, поэтому с каждым днем он совершает больше хороших поступков, чем плохих. Однако если он скажет себе почти чистую правду - "я злодей", то очень ограничит диапазон своих добрых дел. Или, еще хуже, развернет стрелку компаса в другую сторону...
Рабби Исроэль Баап-Шем-Тов, основатель движения хасидизма, говорил: "Грусть - это не грех, но она хуже всякого греха. Если грусть овладеет сердцем человека, он способен на любой плохой поступок...".
Поэтому служение Всевышнему "в радости и с добрым сердцем" - это не украшение на фасаде, а фундамент всего здания, источник наших жизненных сил.
Он способен впасть в легкомыслие, сохрани Б-г
Маятник колебаний нашей животной души всегда проносится на несколько делений дальше, чем нужно. Плохо, когда человек записал себя в злодеи, запретив себе риск благородных поступков и душевный полет. Но еще хуже, когда ему все равно, какова степень его праведности, какое место он занимает перед Творцом. При таком легком подходе к себе и к миру еврей рискует "легко" пересечь границу, которая отделяет добро от зла...
Мы находим в Гемаре пять категорий
Эти пять категорий не включают характер человека, его темперамент и способности.
Они разделяют евреев только с точки зрения их праведности. Есть люди, победившие свое злое начало, есть уступившие ему, и есть те, которые борются с ним всю жизнь.
• Нам может показаться, что "цадик, у которого есть зло", - это человек не полностью праведный, который иногда позволяет себе какие-то мелкие проступки. Но Алтер Ребе не дает уцепиться за столь поверхностную точку зрения и сразу уводит читателя на глубину.
"Цадик, у которого есть зло" - это еврей, полностью победивший свое злое начало, но, возможно, не полностью изгнавший его. И тогда у него "есть зло", которое уже не может подать голос, но, однако, способно замутить мысли праведника, словно капля грязи, попавшая в сосуд с чистой водой.
Один цадик сетовал, что, если б его отец, человек неграмотный и простой, хоть раз в жизни пошел бы в микву перед Йом-Кипуром, то он, сын его, смог бы достичь гораздо более высокой ступени, чем та, на которой он находится сейчас...
Злодей, который весь зло... И Бейнони, средний человек
Злое начало для еврея - это диктат его животной души, запросы которой, как правило, намного обгоняют потребности человеческого тела. Злодей - это тот, кто передал животной душе власть над всеми своими поступками и призывает к этому других.
Но труднее всех приходится Бейнони, "среднему". В отличие от праведника и злодея, душа Бейнони является ареной постоянной дуэли его Б-жественного начала и зла, засевшего в тайниках его еврейского сердца. В последующих главах Тании будет объясняться, что к этой категории относятся люди с сильной и чистой душой. По причинам, от них не зависящим, они не смогли изгнать зло из сердца, однако не дают ему ни единого шанса запачкать одежды души, т.е. обнаружить свое присутствие в мыслях, словах и поступках.
• Можно сказать, что Бейнони - это капитан, который ведет свой корабль по житейскому морю, постоянно слыша ропот моряков и ожидая бунта.
• Бейнони - это обычный еврей, достигший полного раскрытия своих душевных сил.
• Он видит границы своих возможностей, но в час молитвы он также ощущает связь с Бесконечным Светом Творца, откуда можно черпать силы без предела
• Это не просто средний человек. Это человек СЕРЕДИНЫ, добившийся редкого сочетания скромности и могущества. Вот почему в нашем переводе мы пишем "Бейнони" с большой буквы.
Сказал мудрец по имени Раба: "Я Бейнони, "Средний"
У нас может возникнуть мысль, что Раба высказался так в порыве скромности. На это есть два возражения:
• О нашей Торе сказано, что это "Торат эмет", Тора правды. Цадик может из скромности приуменьшить границы своих возможностей, или оттолкнуть восхваления и почет. Но он не имеет права объявить, что он не цадик. Это вводит в заблуждение других людей и мешает ему самому служить Творцу так, как он способен.
• Раба сделал свое заявление, общаясь с учениками и зная, что каждое суждение учителя может быть подхвачено его последователями и, в конце концов, распространится во всем еврействе. В этом случае даже маленькая неточность может обернуться большой неправдой...
Раба был главой большой ешивы и одним из лидеров своего поколения. Быть может, именно поэтому в короткой фразе он сообщил нам так много. Допуская вероятность, что он является Бейнони, Раба хочет подчеркнуть, что "Средний" - это не середняк, а очень высокий уровень, достичь которого можно только после напряженной внутренней работы.
• Раба предостерегает: безупречное поведение и постоянное изучение Торы еще не говорят о том, что еврей очистил душу от зла. Оно может затаиться в тайниках сердца и внезапно вырваться наружу. Поэтому слова Раба "Я Бейнони..." можно интерпретировать так: "Я не знаю наверняка, достиг ли я ступени праведника. Но если зло еще живет в моем сердце, я в любой момент готов дать ему отпор!.."
В этом нужно хорошо разобраться
Абайе, ученик Рабы, удивлен и встревожен. О праведниках сказано, что каждый из них - "цинор" - канал, по которому влияние Всевышнего приходит в наш мир. И еще: заслуги праведников отодвигают грехи их поколения и отводят гнев Всевышнего от евреев. Поэтому Абайе испытал страх: если его учитель, записав себя в "средние", перестанет нести службу праведника, то мир останется без поддержки, и поток жизненных сил, идущий к нашим душам, иссякнет...
Если Раба, один из лидеров своего поколения, мог предположить, что он "всего лишь" Бейнони, значит, наш "средний" - это не такая простая фигура, как думалось вначале.
И еще один вопрос, с горьковатым оттенком: зачем нам вообще ломать голову, пытаясь изменить в хорошую сторону "баланс праведности" каждого еврея, если добро и зло заложены в него от рождения, рукой Творца? На этом строит свое "защитное слово" Йов в агаде, которая приводится в трактате Бава Батра (16а). Он спрашивает, как вообще можно судить человека за
Сказал ему Абайе: "Учитель, тогда ты лишил права на жизнь все творения!.."
Если Раба, один из лидеров своего поколения, мог предположить, что он "всего лишь" Бейнони, значит, наш "средний" - это не такая простая фигура, как думалось вначале.
И еще один вопрос, с горьковатым оттенком: зачем нам вообще ломать голову, пытаясь изменить в хорошую сторону "баланс праведности" каждого еврея, если добро и зло заложены в него от рождения, рукой Творца? На этом строит свое "защитное слово" Йов в агаде, которая приводится в трактате Бава Батра (16а). Он спрашивает, как вообще можно судить человека за его проступки? Ведь они были предопределены Всевышним до его рождения, так же, как пол, черты характера, будущий род занятий и т.п.
Так, да не так. Всевышний действительно предопределил заранее многие человеческие свойства, но свободу выбора между добром и злом Он предоставил самому еврею. Зло в душе - это не группа крови. Приложив большие усилия, еврей может очистить от грязи все три одежды своей души и подняться на ступень Бейнони
Бейнони... это не тот, у кого заслуг и грехов поровну...
Бейнони - это не средний человек в житейском понимании, у кого плохих дел и хороших "пятьдесят на пятьдесят". Иначе как мог бы такой мудрец, как Раба, предположить, что он относится к этой категории9 В трактате Бава Меция (86а) приводится такая агада. Между душами праведников, которые собрались в Ган Эден на заседание "Верхней ешивы", возник спор по вопросу, в котором Раба считался непревзойденным знатоком Чтобы он разрешил этот спор, за ним был послан ангел, который забирает души людей из этого мира. Но он не смог приблизиться к человеку, который "не отрывал от Торы уст своих" ни днем, ни ночью!.. Понятно, что к мудрецу такого уровня неприменима формула "пятьдесят на пятьдесят"...
Тания продолжает рисовать портрет Бейнони, прибегая к методу отрицания. Итак:
• Бейнони - это НЕ тот, кто, поднявшись на эту ступень, может позволить себе хоть один грех, пусть очень легкий.
• Бейнони - это НЕ тот, кто может нарушить заповедь. Пусть даже не заповедь Торы, а запрет "мидерабанан", введенный мудрецами.
• Бейнони - это НЕ тот, кто боится протестовать, видя, что другие нарушают заповеди.
• Бейнони - это НЕ тот, кто пренебрегает мицвой "Асэ", т.е. "заповедью действия", когда еврей должен совершить какой-то заповеданный Творцом поступок, например, учить Тору.
Так кто же он, Бейнони?..
Примечание
В своей книге Алтер Ребе поместил несколько "гагаот" -коротких примечаний, поясняющих основной текст.
В нашей главе он приводит комментарий на тему "праведник, у которого зло", предполагая, что значительная часть его читателей знакома с Зоаром и помнит разговор рава Гамнуны с пророком Элияу. Собеседник пророка предположил, что у цадика этого уровня могут быть "обычные" прегрешения. У нас может возникнуть вопрос: как такой мудрец, как рав Гамнуна, мог не знать, что у цадика душа особой чистоты, не допускающая грехов в обычном смысле этого слова?!
Алтер Ребе объясняет: рав Гамнуна, конечно, знал это. Однако он думал, что, поскольку у Торы "семьдесят лиц", то при каких-то обстоятельствах возможно и такое толкование. Но Элияу, благословенна его память, отвечает, что в данном случае правило "семидесяти лиц" неприменимо. Праведник и грех - вещи несовместимые...
И сердце мое пусто
Теперь нам предстоит сделать довольно резкий переход, даже скачок, от внешнего, житейского взгляда на праведность, до исследования ее внутренней сути.
В народе праведником часто называют того, у кого хороших поступков намного больше, чем плохих. Но это лишь оценка поведения, а ведь у каждого есть еще скрытые от людей мысли, которые тоже занимают место на весах Всевышнего. Более того: даже если поверхность мысли, как вода в горном озере, чиста, злое начало могло затаиться на самом дне, в тайниках сердца.
Примером настоящего цадика является Давид, повелитель наш, сказавший о себе: "И сердце мое пусто". Иными словами, там властвует теперь только добро, потому что Давид "убил" свое злое начало во время многочисленных постов. Его пример нужно помнить, но следовать ему с осторожностью, потому что наша цель - не война с животным началом, а очищение его. Поэтому нам ближе путь Авраама, который сорвал со своей животной души "грязные одежды" и заставил ее служить Творцу.
У каждого еврея, будь он праведник или злодей, есть две души
Это одно из очень важных открытий, которые делает читатель в самом начале нашей книги. Мы привыкли видеть свое "Я" единым и неделимым, которое иногда тянет к добру, а иногда бросает в сторону зла. Однако Алтер Ребе приводит слова одного из мудрецов Цфата, рабби Хаима Виталя, который пишет, что у еврея есть две души, животная и Б-жественная.
• "Нефеш беhемит", животная душа, приходит в мир первой. Она "одевается" при рождении в кровь и заботится о материальной стороне жизни, думая о пропитании, о безопасности, об удовольствиях.
• "Нефеш Элокит", Б-жественная душа, раскрывается у еврея в день его совершеннолетия. Она находится на постоянной связи с Творцом, воспринимая Его приказы и получая жизненные силы, чтобы их осуществить. Если выразиться кратко, животная душа отвечает на вопрос "как?", а Б-жественная - "для чего?"
• Как связаны между собой эти души? В современной психологии есть термин "субличность", т.е. некое начало, существующее автономно от основного "Я". В нашем случае такой субличностью является "эго" (Я ЕСТЬ!) животной души, находящейся ближе к внешней стороне человеческой жизни. Основное "Я" еврея находится в сокровенной глубине его души, на оси "Б-г - мир". Наша Б-жественная душа в полной мере несет на своих плечах тяжесть парадокса, когда Всевышний захотел создать мироздание, внешним образом отделенное от Творца, и еврейскую душу, связанную с Ним неразрывно. Еврей, рождаясь, утверждает единство Б-га в мире, встречая при этом вражду и непонимание. Причем самой первой инстанцией, которая демонстрирует эти свойства, является его собственное животное начало...
Одна душа происходит из клипы
Клипа - это скорлупа, оболочка, существующая на разных уровнях - от грубо-материального, - до тонкого, невидимого глазу. Ее назначение - не пропускать свет Творца - больше, чем это Им приказано. Тем самым она оберегает людей, животных, растения, планеты, чтобы этот свет приходил к ним в той мере, в какой они способны сейчас его усвоить. Иначе этот свет зальет весь мир, растопит его в себе, и мироздание прекратится.
После греха "Эц а-даат", Дерева познания, клипа получила возможность получать дополнительное питание от света, идущего к еврею, но потерянного им в результате какого-то проступка. Она стала разбухать, как тесто, претендовать на главенство, заявлять претензию на самостоятельную ценность.
• Клипа у еврея - это его животная душа, а "сердцем" ее является "ецер а-ра", дурное начало. Аналог этого ложного сердца в мироздании носит название "ситра ахра", другая сторона, т.е. начало, противодействующее распространению святости в нашем мире. Почему мы сказали: "ложное сердце"? Потому что настоящая цель сердца - распространять свет Творца, питающий душу и тело еврея, и также весь мир. А не пытаться поживиться этим светом по своему усмотрению, вопреки Его воле.
От нее и от четырех злых оснований мироздания, присутствующих в ней, берутся все плохие качества еврея
Огонь, вода, воздух и земля являются универсальными элементами Творения, существующими на материальном и на духовном уровнях, в нашем мире и в других мирах. Автор Тании показывает, как они проявляются в "нефеш а-бепемит", его животной душе.
• Элемент огня помогает выстроить линию гордости и гнева.
• Элемент воды питает неумеренную жажду наслаждений.
• Элемент воздуха рождает "грехи пустоты": самолюбование, пустую болтовню и т.д.
• Элемент земли накладывает на человека оковы грусти и лени.
Хасидут объясняет, что у всех названных грехов и нарушений, несмотря на большую разницу, есть один общий источник, "ешут", т.е. ощущение "Я ЕСТЬ". Оно свойственно каждому еврею, чье животное начало не знает узды и ярма.
Возникает вопрос: зачем Всевышний создал мир, состоящий из одних плохих элементов? И как быть еврею, чья животная душа буквально разрываема на части желанием наслаждаться, вспышками гордыни, припадками грусти и т.д.
Ответ прост, хоть и труден в исполнении. Элементы мироздания плохи лишь потому, что еще не заняли каждый положенное ему место. Создав мир, Всевышний не завершил Творение. Он, Благословенный, поручил сделать это еврейскому народу. Исправляя и очищая свою животную душу, а также "хелко беолам", примыкающий к нему участок мира, еврей выполняет эту задачу.
Планом этого грандиозного строительства является наша Тора. А "пнимиют", внутренняя часть Торы - это та сила, которая пробуждает "нефеш элокит", Б-жественную душу еврея, помогая ей действовать во всю ее мощь.
Если формулой греха является ощущение "Я ЕСТЬ", то источник святости и добра зашифрован в словах Авраама "Анохи афар ве-эфер", "А я - земля и прах". Так образно описывается уникальное свойство еврейской души - "битуль", т.е. устранение себя перед волей Всевышнего.
Как соль раскрывает скрытый в пище вкус, так битуль еврейской души исправляет и очищает ее животное начало.
• Битуль плюс огонь заставляет человека гордиться своим еврейством и стремиться к близости с Творцом.
• Битуль плюс вода помогает человеку получать удовольствие от мяса, вина, красивого жилища и других вещей, которые, по словам наших мудрецов, расширяют сознание еврея, позволяя ему лучше понимать Тору. А воздух наполненный буквами Торы, создает особую атмосферу, окружающую человека, его дом, и даже город, в котором он поселился.
• Битуль и земля пробуждает скромность и упорство, без которых еврей бы не сумел утверждать в мире единство Б-га, объединяя в своем служении Небеса и землю.
Мир, в котором есть битуль, не так груб и материален. В нем яснее ощущается Б-жественное присутствие.
"От нее (животной души) происходят также хорошие свойства, присущие еврею по его природе"
Намек на четыре вида "клипот", существующих в нашем мире, есть у пророка Иехезкеля (1,4):
"И увидел я: вот бурный ветер пришел с севера, облако огромное и огонь пылающий, и сияние вокруг..."
Первые три клипы обладают одним общим свойством: они могут задерживать Б-жественный свет, они могут взять в плен искру этого света, заключив ее как бы в темный мешок, но они не могут усвоить этот свет, соединяясь с ним.
Четвертая клипа, "нога" (свет, сияние) похожа на звездное небо, где темнота и свет чередуются, образуя общее поле. Из "клипат нога" сделаны души и тела евреев, души и тела кошерных животных и многие другие вещи в этом мире.
• Свет в животной душе еврея может усиливаться, проявляя то природное добро, которое заложено в ней. В трактате Иевамот (79а) говорится, что есть три добрых качества, которые отличают любого еврея. Это милосердие, стыдливость и желание совершать добрые поступки, т.е. творить активное добро. Почему Алтер Ребе упоминает в Тании только два из них? Дело в том, что он назвал свойства, присутствующие в еврейской душе безусловно, независимо от воспитания и полученных знаний. Что касается "байшанут", стыдливости, то оно появляется лишь тогда, когда еврей учит Тору. А если нет? В трактате Бейца (25б) говорится, что до дарования Торы не было более наглого народа на земле, чем наш...
В которых нет добра вовсе
Это одно из самых трудных мест в Тании. С одной стороны, есть люди, города и целые народы, которые демонстрируют полное отсутствие добра и милосердия. К сожалению, евреи не раз убеждались в том на собственном горьком опыте. С другой стороны, каждому приходилось встречать представителей различных народов мира, которые протягивали нам руку помощи, иногда даже с риском для жизни.
• Есть две причины, которые толкают "гоя" делать добро. Первая - когда это нужно для самоутверждения, для того, чтобы еще больше взрастить свое "Я ЕСТЬ". Вторая - если он принадлежит к "хасидей умот а-олам", праведникам народов мира. Говорится, что их души тоже сделаны из "клипат нога" и, значит, способны на сострадание и помощь другому человеку.