29-reish-lakish

Классический пример учителя и ученика в Гемаре это рабби Йоханан и Реш Лакиш. Рав очень любит говорить о них. С одной стороны, они очень близки. С другой - они непримиримые оппоненты. Все, что говорит рабби Йоханан, Рейш Лакиш говорит наоборот. 12 раз наоборот. В результате выясняется смысл.

Я думаю, это прототип как должны выглядеть отношения учителя и ученика. Ученика и учителя. Большая любовь. Когда Реш Лакиш умер, рабби Йоханан сошел с ума - не мог жить без него. Без любви нет ученика и учителя (см. Тания). И тем не менее, постоянный непримиримый спор.

Рубрика: | Добавить комментарий

Улица "разбитых фонарей" и традиция защиты информации

Мы живем в разбитом мире. В мире "разбитых сосудов" и перемешанных с грязью искр святости. Мир, в котором перемешаны добро и зло.

Что это означает практически? Что везде, в любом месте, есть смесь добра и зла. Что в каждом, самом чистом золоте, есть примесь.

В иудаизме есть так много добра и света. И есть чуть-чуть грязи и глупости. И эта глупость и грязь убивает все доброе, что есть.

В Хабаде есть так много добра и святости. Но эта безумная вера в "вечно живого" "в материальном теле" Ребе, которую превратили в "основу веры" в иудаизме, которая превратила Хабад в пугало в глазах нормальных людей, убивает все доброе.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

"Яакову, искупившему Авраама"

Что означает "Яаков, искупивший Авраама"? Яаков - это качество рахамим (милосердия, сострадания). Сегодня говорят "эмпатия". Авраам - это любовь. Иногда любовь угасает, или возникают разногласия между друзьями. Тогда на помощь приходит "Яаков, искупивший Авраама" - эмпатия, сопереживание, уничтожающая разногласия и пробуждающая любовь.

*

Рав говорил об этом на уроке, и в этот шабат у меня было несколько поводов задуматься над смыслом этого стиха.

В синагоге в Кфар Хабаде, где я молился, были разбросаны листовки, объяснявшие, почему не следует идти в армию. "Армия - это чисто воспитательное учреждение", "армии не нужны харейдим", "Ребе был против того чтобы идти в армию" и т.д.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Сущность и "нарратив"

Что такое "сущность", и что означает "Б-жественная сущность"?

Проще, наверное, сначала понять, что означает Тора. "Тора — Ор". Тора - свет. Другими словами, Тора - это "нарратив", это история, которую Вс-вышний рассказывает о себе...

До поры это работает.

Но наступает момент, когда человек говорит: хватит! Мне надоело слушать истории. Или ты говоришь всерьез и на равных, или я ухожу.

И это баал тшува. И поэтому тшува "затрагивает" ацмут, сущность. Баал тшува - это тот, кто не "ведется" на "нарративы".

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Любви и страха тебе не хватает?

Вспомнилась одна майса.

Лет тридцать назад, когда я только делал свои первые шаги в Хабаде, в Москву приехали два хабадских шалиаха. Одного звали Ави Тауб, другого Давид Нахшон. Официально они приехали как бизнесмены, но фактически они были посланники Ребе. Дело было в 1988 году. Я был свежий хабадник, только-только начинавший читать Танию. Мистика приводила меня в восторг, мне казалось, что все, что говорится в Тании это руководство к действию здесь и сейчас. Я как раз дошел до того места (собственно, в Тании полно таких мест), где говорится о любви и страхе перед Вс-вышним. Я читал, читал, и никак не мог понять, что это за любовь и что это за страх, и самое главное, как их в себе пробудить. Меня жутко терзала мысль, что, наверное, все вокруг уже давно пробудили в себе эту самую любовь и этот самый страх, а вот я один такой остался, такой, понимаете ли, законченный грешник, не ощущающий в себе ни любви, ни страха перед Б-гом, да и, собственно, особой веры тоже.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Рав Шломо Карлебах (1925-1995)[1]

Рав Шломо Карлибах, один из наиболее известных и влиятельных людей в еврейской жизни 20 века, умер в возрасте 69 лет, 16 хешвана 5755 (1994) года, оставив после себя сотни тысяч скорбящих приверженцев и учеников по всему миру.

Рав Шломо, которого зачастую называли "танцующим раввином", "поющим раввином", или даже "раввином-хиппи", стал, возможно, одной из самых оригинальных и творческих личностей двадцатого века. По своему влиянию, охватывавшему весь мир, и по интересу, который он пробуждал по всему миру, наверное, только Любавичский Ребе был впереди него. Имя рава Карлибаха стало нарицательным, и в глазах многих людей он считался отцом современной еврейской музыки (в заслугу десятков альбомов, которые он выпустил), и одним из отцов движения тшувы. Он строил мосты между людьми и направлениями, и был послом любви и радости, неся благую весть открытости, обнимающую всех, которая была обращена к сердцам как евреев, так и неевреев, всех типов и видов. Его последователи представляют весь спектр еврейства, но среди них находятся также искатели духовности всех религий, на любой межрелигиозной конференции ощущается его присутствие.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

"Моше, человек Б-га"

Пели нигун 12-13 тамуза, "Арур Аман". Лехаим лехаим!

Сегодня великая илула[1] и также день рождения Моше рабейну. Мы также находимся уже в канун 8 адара, после молитвы маарив[2], первый день руководства Йеошуа бин Нун, который вводит народ Израиля в землю Израиля. Это можно объяснить подобно тому, как хасиды объясняют смысл дат йуд шват[3] и йуд алеф шват[4]. Это также день, в который Моше рабейну родился. Следует сказать, что "душа его во мне[5]" (так Ребе сказал относительно предыдущего Ребе), раскрытие души Моше в Йеошуа это сейчас, в канун 8 адара.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Гибкость синтеза (3)

Еженедельный урок, гл. Балак

Чтобы подойти к центральной идее нашего сегодняшнего урока, нужно повторить то, что мы говорили в прошлый раз, что один из основных примеров тезы, антитезы и синтеза в Торе это первый день Творения. Сначала было "в начале тьма и потом свет", и потом "день один". Сначала тьма, потом свет, и в конце - "и был вечер и было утро день один". Классический пример.

Мы хотим объяснить сегодня, почему все это учение о тезе, антитезе, и синтезе мы называем "маасэ меркава" ("тайной созидания"). Поскольку действительно это нечто очень глубокое, это совершенно не просто, это не так просто, как один-два-три. Каждый из них может быть каждым из них. Теза может быть также антитезой, и может быть также синтезом. И то же в отношении антитезы. Все может быть всем. Мы покажем это на примере выражения "в начале тьма":

Рубрика: | Добавить комментарий

Люди "кав[1]" продолжают биться головой об стену

15 ава 2019

Я не ученик рава Кука. Я вырос в другом бейт мидраше[3]. Рав Кук сказал, что Б-г обращается к нам посредством истории. Меня же учили, что он разговаривает с нами посредством Торы. Чем дальше продвигается исторический процесс, тем в большей степени многие ученики рава Кука стоят перед трудным вызовом. Рав Кук объяснял исторические события своей эпохи, и видел в возвращении Израиля на свою землю процесс духовного поднятия миров перед избавлением. Но с тех пор прошло почти сто лет. Есть новая история, и требуется дать ей новую трактовку.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Гибкость синтеза (2)

Еженедельный урок, гл. Балак

Первая часть: синтез Ребе и синтез "бейнони"

Попробуем понять это более глубоко. В чем основное различие между Алтер Ребе с одной стороны, и между р. Авраамом из Калиска и остальными праведниками, учениками Магида?

Основное различие следует искать в их биографии, в их жизненном пути. Кем был р. Авраам из Калиска? Может быть, кто-нибудь помнит? Он был одним из лучших учеников Виленского Гаона. Лучшим из лучших.

Почему миснагдим, почему Виленский гаон так сильно выступили против учения хасидизма?

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий