Профессор Исраэль Кноль
Природа зла в иудаизме (1)
Друзья, добро пожаловать к профессорам, и сегодня мы с одним из
крупнейших профессоров и звезд канала, в том числе с профессором Исраэлем
Кноль, здравствуйте.
Здравствуйте, Алекс, очень рад видеть вас.
Добрый Бог и существование зла
Как получилось, что у нас есть всемогущий Бог? Верно, что он сотворил небо и землю и если он за все отвечает, то зачем есть зло?
Этот вопрос особенно актуален в религии Торы, она предполагает, что этот всемогущий Бог он добр по своей природе и поэтому если он творец всего и хорошо, то видимо реальность должна быть только доброй и почему тогда в мире существует зло в мире?
Если мыслить в терминах множественности богов, или даже хотя бы дуализма, как в персидской религии есть разделение между религией Перса между добрым богом Хор Маздой, который является богом света и огня, и он является добрым богом, и между отрицательным божеством Ариманом, который является богом тьмы и он принадлежит злу, поэтому вы можете прийти и сказать, что мир поле борьбы между добрым божеством и злым божеством, и поэтому существующее в мире различия между добром и злом, является результатом различия в Божестве.
Но как только вы об этом думаете, это в Втором Исаии в главе 40, возможно, в разговоре с персидской религией, так как пророк, написавший вторую часть книги Исайи, является пророком или пророками.
Предыстория там - персидский период.
Итак, тогда, возможно ли, что пророк имеет дело с этой религией, а затем говорит: нет, нет, есть только один Бог, тот, кто творит как свет и не знает тьмы, заключая мир, и евреи, которые молятся в синагоге, естественно, завершат стих и скажут, что он «творит все», потому что так говорят в утренней молитве.
Но в тексте Ишаягу нет этого. Написано, не «творит все», он «творит зло», да, поэтому он создает и то и другое, вопреки персидской религии, он создает и то, и другое, и свет и тьму,
а еще он творит и добро и зло, так тогда почему он зачем творит зло, с какой целью он создал зло?
И если мы придем и допустим, он не создал зла, ох, тогда кто создал зло?
То есть есть ли внутри Танаха еще одна сущность, отрицательная сущность, к которому можно отнести источник существование зла, Сатана, Азазель, к которой можно отнести демоническое существо.
Как только вы это говорите, то вопрос не решен до конца, то есть является ли здесь дьявол действовать как независимое, автономное существо, и тогда мы действительно находимся на пути приближения к дуализму?
Да, это вопрос, который особенно заинтриговал нас в контексте истории, открывающей книгу Иова, статус Сатана против Бог в истории о Иов, имеет в виду, что у нас здесь, похоже, проблема ,
То есть, как только вы делаете монотеистическое утверждение, то возникает вопрос, откуда пришло зло?
Если он добр, то откуда приходит зло?
Первый монотеист - Царь Египтянин, Эхнатон, живший в Египте, я знаю середину 14 века до нашей эры, и у него есть гимн, который был обнаружен в городе, который он построил
для себя. Он не хотел традиционных городов Египта и построил себе новый город в сердце Египта, и там археологи обнаружили храмы, которые он построил для бога Атона, бога солнечного света, и там есть прекрасный гимн, который вы обнаружите, был открыт Атону, поэтому Эхнатон не решил эту проблему, потому что он описывает Атона как доброго и милосердный Бог, который все создает и обо всем заботится и заботится обо всем хорошем, но откуда берется зло - этот вопрос остался нерешенным.
Очень интересно, что 104 псалом который очень похож на гимн Эхнатона, вероятно, пришла к создателю этого псалма каким то сокровенное путь, который мы не можем знать точно. Это также похоже на песню Эхнатона о красота творения и то, что все есть Бог, Бог заботится о каждом существе, обо всем и обо всем, очень похожие детали, например, Джон Дэй из Оксфордского университета указал следует отметить тот факт, что и в песне Эхнатона, и
в 104 псалме описывается создание живых существ, и единственное исключение касается моря, где в псалме описаны и корабли, и рыбы морские .
большой гость и руки там бараны и некоторое количество мелких животных с большими там корабли пойдут к Левиафану.
Ты создал ее для исполнения морскими животными и корабли, и поэтому и при ее составлении она не может быть случайной, она указывает на литературную зависимость, но в отличие от египетской песни, которая полна славы и порядка и божественной благодати, и разумное божественное руководство.
Песня находится в 104 псалме, который, по-видимому, заканчивается заявлением в стихе без чести моего господина навеки, пусть мой господин будет доволен своими делами, внезапно для нас после этой завершения добавлено «который смотрит на землю и дрожит и прикасается к горам и на мгновение задымятся».
Подождите, не все так хорошо и чудесно, он Бог-творец, который заботится, обеспечивает и смотрит на землю, и она трясет землетрясения извержения вулканов, есть и такие вещи.
Да, мы говорим здесь сегодня, несколько дней спустя. Очень сильное землетрясение в Турции и Сирии, убивает десятки тысяч человек, и как религиозный человек вы должны задать себе вопрос: это должно был сделать Господи?
Почему он сделал это, эти бедные люди, у которых умирают дети.
Мы видим, как спасатели работают несколько дней, а затем в конце вытаскивают мертвого ребенка.
В чем преступление этого ребенка, что он погиб во время землетрясения?
Я к тому, что мир не идеален, даже если посмотреть и увидеть некую ведущую силу, которая заботится и предусматривает, что делать с этими природными трагедиями?
И почему существует человеческое зло?
Человек, у которого не было бы побуждения к убийству и т. д.
Здесь очень и очень серьезные вопросы и я бы сказал, что это проблема проблем монотеизма.
Монотеистическое утверждение усугубляет проблему зла.
Проблему значение человеческих страданий гораздо больше, чем это было в до-монотеистических религиях.
Потому что, если есть только один Бог, если все действительно одно, и одно добро, то почему существует зло?
Это самый трудный вопрос, с которым приходится иметь дело в Библии.
Это рассматривается по-разному в разных местах Библии.
Также в библейской литературе, с которой мы можем иметь дело частично уже в период Второго Храма.
У них есть интересные концепции, которые также вносят кое-что новшество по отношению к Библии.
То есть, это кардинальная проблема, это вопрос библейской религии.
Берейшит 1 – зло существует изначально
А. Профессор Кноль, вы на самом деле говорите, что Библия знает эту проблему и пытается
ее решить, поэтому я хочу, чтобы мы перешли к деталям.
Приведите мне несколько примеров того, как это делает Библия.
П. Да, я думаю, что первая глава Бытия 1, где описывается творение, уже за кадром, то есть
следует вдаваться в детали главы, и я думаю, что это очень интересная попытка, не без проблем, но очень интересная и смелая решить проблему зла.
Глава открывается тем, что каждый ребенок в детском саду знает: «В начале
Бог сотворил небо и землю».
Но это ясно, что этот стих не является описанием этапов творения, то есть нельзя истолковать стих 1 как говорящий, что сотворено первым.
Почему невозможно это так понимать? Ибо несколько стихов дальше говорится о небесах которые сотворены только во второй день, а не в первый день.
И говорят, что Бог назвал небосвод небом, и был вечер, и было утро день второй, то есть небеса не были сотворены в первый день, а во второй день.
В первый день были сотворения света, поэтому невозможно ошибиться
и объяснить первый стих как «в начиная Бог сотворил небо и землю».
Поэтому, стих 1, возможно, является общим заголовком всей главы. Возможно, его следует рассматривать как координирующий момент, «когда Бог сотворил небеса и
Земля» то есть вселенная. И земля были тогда хаосом и пустотой, и тьмой, а потом Бог вышел на сцену и начал творить.
И что было сотворено первым? Первым он создал свет «и
Бог сказал да будет свет, и стал свет». Свет - это первое из сотворенных вещей, Бог начинает свое действие с этого.
Но если мы так понимаем эти стихи, то подразумевается, что когда Бог начал свое действие как творец, и он творит речью, там уже что-то есть.
Он не создаёт мир из ничто, то есть здесь нет "из ничто", как на латыни говорят (…)
Когда Бог начинает творить, там уже есть пустота, и тьма и бездна.
Они первичны вместе с духом Божьим прежде, чем Бог начнет творить своего творение.
То есть таким образом мы можем сказать, что еще до того, как Бог создал что-то уже было, видимо, зло уже есть.
А. Это правда?
П. Именно это я имею в виду.
Я хочу утверждать, что, согласно Бытию 1, источник зла нет в Боге- Творце.
Зло существовало изначально вместе с творцом перед творением.
Тоху (хаос) и Анума Эли
Вы знаете слово Тоху (хаос) из других мест, например, в песне Аазино, «он нашел его в стране
Пустыни», в Тоху Ялал Исимон, Тоху Исимон, означает что-то пустынное и опасна.
И Тхом (бездна) мы знаем, она родственница Тиамата в Вавилоне, опасной соленой воде, которую творящий Бог, Мардок, должен воевать с ней, и подчинить ее. И из ее теле, создать мир согласно Анума Эли, вавилонскому мифу, поэтому у нас в начале Берейшит есть хаос, бездна и тьма.
Когда Бог создает свет, он видит, что свет хорош и отличает его тьмы, то есть свет хорош, а тьма плоха.
И вот, собственно, то, что хочет сказать нам Бытие 1 – да, Бог Творец, все, что он создал, очень хорошо.
Это на самом заключительный стих главы 1. «И увидел Бог все, что он создал, и вот, очень хорошо, все, что он сделал».
Очень хорошо? Подождите, все, что он сделал, очень хорошо?
Почему же существует зло. Откуда приходит зло?
О, зло? Зло не было создан Богом! Оно существует с незапамятных времен.
Оно так же древен, как и сам Бог. Другими словами, здесь, в Бытие 1, мы делаем очень смелый шаг. Он не создает все. Он создает добро. Зло было там первым, то есть, чтобы добиться оправдания Бога и освободить его от ответственности за зло, я готов заплатить цену уменьшения Его силы, Творца . Он не создавал зла. Видимо, Он не может избавиться от зла.
Является ли это злом, как в персидской религии, является ли оно божеством, не сказано, я имею в виду, что они идут здесь в Бытие 1, идут здесь по очень тонкой грани, потому что если бы он приписал хаосу или бездна или тьма какую-то активную деятельность и дали им какой-то божественный уровень, то это уже не единобожие.
С одной стороны, мы хотим сохранить единобожие, и поэтому мы не приписываем, вопреки вавилонскому мифу, бездне активным.
Когда Бог собирает воду бездн там нет описания войны или подобных вещей, которые есть в некоторых псалмах.
Здесь есть пассивные древние существа зла, но ясно, что если Он не может объяснить их.
Они находятся в первичной инфраструктуре творения, которая позже будет иметь очень интересный эффект.
Бытие 1 - священническому источнику
Этот текст в Бытие 1 согласно современным исследованиям приписывается священническому источнику в соответствии с его языком, его образцом, его порядок приписывается священническому источнику.
Я хочу утверждать, что эта двойственность между добрым Богом и первородной природой зла
всплывет и взрываются в наших лицах, то есть о чем-то проблематично и неприятно говорить, что на самом деле наш мир основан на существах зла.
Мидраше Берейшит Раба начинаются со слов «если бы не было написанного, было бы невозможно это сказать».
Это потому, что это позор.
«В начале Бог сотворил небо и землю», откуда взялись материалы, которые Он использовал для сотворения мира, из "а земля была хаос и беспорядок, и тьма над бездной", и из них он сотворение мир.
Это подобно Царю, который построил дворец, построенный на нечистоте, на мусоре, на терниях, из которых он построил мир
То есть этот мир основан на основе грязи и нечистотах.
Эта притча найденная в Бытии Раба. Они поняли этой главе, прочитайте ее.
"Это невозможно было бы сказать".
Но это всплывает и поднимается.
В самом главном церемонии коанистического ритуала, в самый главный день в коанистической традиции, в самом святом месте, есть святость времени, святость места и святость.
Я имею в виду Ваикра 16, законы Йом Кипура.
Что происходит в день Йом Кипура?
Священник бросает жребий, перед тем, как он входит в Святая Святых.
Ему приводят двух козлов и он бросает на них жребий.
Один жребий для Бог и один жребий для Азазеля.
Внезапно, потому то появляется, можем сказать партнера, или я бы сказал, эквивалент для Бога, одна жребий для Бога, и одна жребий для Азазеля.
В Торе у нас есть написание азазель. Это не оригинальное написание у священника.
В хороших рукописях талмудической традиции написано Азуз Эль, Бог сильный и мощных. Бог Зла.
Одна жребий для Бога и одна жребий для Азазеля.
Внезапно мы оказываемся в самый святой день, в самом святом месте, первосвященник, который является самым святым человеком , совершает какой-то ритуал в котором вдруг происходит явное отклонение от монотеизма.
Есть два существа и есть жребий для двух козлов и что нам делать с козлами?
Один козел очищает скинию своей кровью, и священник входит в ковчег завета и очищает все кровью, кровь есть очищающее дезинфицирующее средство, и когда он закончит очищать храм от всех грехов израильтян и от всякой нечистоты, это Йом Кипур, день искупления и великого очищения.
И приводят живого козла, и потомок Аарон возложил обе руки свои на голову живого козла и исповедал ему все грехи сынов Израилевых и все грехи, которые они совершили против них, и возложил их на голову козла, и послал со мною человека из пустыни.
И этот козел понес на нем все их беззакония в землю пустынны.
Символически кладет обе руки на голову козла и перекладывает, ведь он уже закончил уборку Скиния всех нечистот, он переносит всю нечистоту и все грехи израильтян.
Он переносит всю нечистоту и все грехи на голову этого козла, возложив на него руки, а этот козел, его куда-то отправляют в пустыню или, на языке Бытия 1, в хаос.
То есть, для того, чтобы избавиться от грехов всего года и всего зла в Йом Кипур, нам вдруг приходится дать какое-то лицо и имя этому служителю, отвечающему за хаос.
Мы посылаем ему зло, потому что он представляет первобытных существ Зло.
Здесь мы снова действительно, очень переходим черту.
Некоторым из мудрецов им это не понравилось , так они подправили формулировку, и она не перейдет к тому, что у нас написано.
Вместо этого они перенесли букву заин в конец, чтобы это был не Богом,
Но это сохранился в некоторых проповедях в мудрецов.
Мы очень сильно говорили о внешних книгах, характер Алазала очень силен в книге Еноха, например.
Я имею в виду, я бы назвал то, что жреческая концепция единобожия имеет границы, пограничного монотеизма.
В том смысле, что он ходит по граница.
Он стоит на границе, потому что еще через один шаг мы окажемся в религии Персии и у нас будет два бога, один добрый и один злой.
Он туда не добирается, но идет очень близко туда, и все это для того, чтобы освободить библейского Бога от ответственности за существование зла в мире, он не несет ответственности.
Он праведен и справедлив.
А зло уже было раньше, он не несет ответственности за создание зла.
Здесь есть смелое и увлекательное решение для проблемы зла, которую придумала для нас жреческая традиция.
По сути, это прообраз сатаны в христианстве.