Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Боси легани 5713

(Мелукот алеф стр. 29)

Бейс

И вот, для того, чтобы понять общую идею штус дилеумас зэ[1], что из-за этого необходимо, чтобы было штус дикдушо[2], и посредством этого исталек йекоро дэкудшо брих гу бехулгу олмин[3], сказано, ки систэ иштой[4], и объясняет Раши, отклонится от путей скромности, и сказано, вайейшев Исроэл бешитим[5], и приводится в Мидраш, что Шитим — это место, приводящее к штус[6], что посредством этого приходят к авейро[7] — к знус[8], и как сказали Разал на посук «ки систэ иштой»: «человек не грешит, иначе как входит в него дух глупости», ибо еврей сам по себе — невозможно совершенно, чтобы он совершил какой либо грех, и как говорится в Зогар на посук «нефеш ки сехто[9]«, что Тора и Вс-вышний удивляются на него, и говорят, «нефеш ки сехто?», и т.е., что также на уровне нефеш, что это не есть сущность души, и более того, что также в пяти именах, которые названы ей — это самая низкая ступени среди имен, и как уточняет в Зогар там, что аспект греха возможен только в нефеш, ибо на уровне нешомо и также на уровне руах невозможно, чтобы был грех, и тем не менее, даже если на этом уровне будет грех, говорит на это: «тавhо[10]«, и еще более, что даже если это только шойгег[11], ибо ведь этот посук говорит о грехе по ошибке, — даже это невозможно иначе, как со стороны руах штус[12], который вошел в него. Ибо само по себе — в природе всего Израиля, что он не хочет и не может быть оторванным от Элойкус[13], но только что посредством руах штус, который скрывает истину, и кажется ему, что также, когда он совершает грех, он все еще остается в своем еврействе, со стороны этого возможно, что совершит грех. Но, когда будет светить в нем истина, аспект веэмес Гавайе леойлом[14], тогда он чувствует, что посредством авейро, и даже в исур дэрабонон[15], и дикдук каль шел диврей софрим[16], он отделяется совершенно от Б-жественности, более даже, чем клипойс[17] и ситро охоро. И, как говорит Алтер Ребе в Тании[18], что человек, преступающий волю Вс-вышнего — он хуже и ниже нечистых животных, ибо они не изменяют своего назначения, и «несмотря на то, что он не видит, мазал их видит», поэтому, в человеке, в котором целем Элойким[19] не уходит с его лица, не властвуют над ним, и «приказание Его, благословен Он, хранит дух их», и как сказано, умойраахем вехитхем йигйе ал кол хайас[20]…, и только тот, на котором не видно бецалмейну кидмусейну[21], — властвуют над ним, подобно этому народы мира и клипойс и ситро охоро не преступают волю Его, благословен Он, но только называют Его Элойко дэлойкайо[22], что они говорят, что также у них есть власть и могущество, но, тем не менее, не восстают против Него, благословен Он, никогда, ибо называют его Элойко дЭлойкайо, и не преступают волю Вс-вышнего вовек, и человек, который совершает грех, что он восстает против воли Вс-вышнего, он еще хуже, чем клипа и ситра охора, и вещи которые получают от нее свою жизненную энергию, что это есть нечистые животные и злые звери, вплоть до того, что также комар, который махнис веэйной мойци[23], стоит выше него.

Гимел

И вот, на первый взгляд не понятно, то, что сказано, что человек, который совершает грех, он отделяется от Вс-вышнего больше, чем клипа и ситра охора, поскольку они не преступают волю Вс-вышнего и называют его Элойко дЭлойкайо, ибо то, что называют его Элойко дЭлойкайо, это есть идолопоклонство, что они дают власть звездам и созвездиям, или сорим[24] свыше, и ведь этим они преступают Высшую волю, борух Гу, и если так, то почему человек, который совершает грех, хуже них. Но идея объяснения, что Элойко дЭлойкайо — это есть аспект шитуф[25], и на шитуф есть запрет у Исроэл именно, а не у сыновей Ноаха, и как объясняет Рамо, и в нескольких местах, и так же следует из Рамбама (в Сефер гаМицвойс), где он пишет, что запрет на шитуф учится из посука Шма Исроэл… Гавайе эход[26], что из этого следует, что сыновья Ноя не заповеданы на это, ибо в посуке говорится Исроэл именно. И идея объяснения, ибо в хайус Элойки[27], который в мирах, есть два уровня хайус, мемале кол олмин[28] и сойвев кол олмин[29], что хайус мемале кол олмин приходит в гислабшус[30] в мирах, и как сказали Разал, «как душа наполняет тело, так Вс-вышний наполняет мир», и т.е., что также как открытая жизненность, которая одевается в тело, она приходит в разделении в соответствии с органами тела, что не похож хайус в одном органе на хайус в другом, что со стороны изменения, которое есть в органах, есть изменение также в хаус. И, поскольку хайус изменяется в соответствии с органами тела, то понятно, что тело «занимает место» относительно этого хайус, что поэтому он изменяется в соответствии с органами, и, поскольку тело занимает место относительно хайус, то, хотя оно ощущает хаус и подчиняется ему, тем не менее, это не есть битуль бимциюс[31]. И подобно этому будет понятно также в свете, наполняющем миры, который одевается в миры, что подчинение творений перед этим хайус, это не есть битуль бимциюс, в отличие от света, окружающего все миры, и подобно этому хайус, который не раскрывается в теле, что относительно него творения не занимают места совершенно. И поэтому этот хайус — в сокрытии, что несмотря на то, что постигают, что есть также хайус, окружающий все миры, тем не менее, не ощущают его. И это как в идее сотворения йеш меаин[32], что аин в сокрытии, несмотря на это, что йеш знает и постигает, что есть аин, творящий его, тем не менее, он не ощущает аин, поскольку он в сокрытии.

Далет

И в соответствии с этим будет понятно, почему именно Исроэл были предупреждены на шитуф, а не бней Ноах, ибо души Израиля коренятся в ацмус[33], и ниже этого — в свете сойвев, и, поскольку на этом уровне нет никакого места для чего-либо, кроме Б-жественности, поэтому они верят, что эйн ойд[34], что не только, что нет никакого Элойкус кроме Него, но что нет никакого существования кроме Него, и тем более, что нет никакой вещи, у которой есть власть и сила, что все это — поскольку их корень из такого уровня, что нет там никакой возможности на какое либо существование, и поэтому им приказано это, но не народы мира, которые не имеют отношения к свету сойвев, ибо их корень — из хицойниюс роцон[35]. И как известно, что корень нешомойс Исроэл[36] — из пнимиюс роцон[37], и корень умойс ойлом[38] — из хицойниюс роцон. И также как внизу, в человеке, пнимиюс роцон — это в том, что само по себе цель, и в отличие от этого то, что только подчинено какой либо вещи, — нет в нем пнимиюс роцон, но только лишь хицойниюс роцон, — подобно этому будет понятно Свыше, что нешомос Исроэл, которые есть цель, их корень из пнимиюс роцон, а корень умойс ойлом — из хицойниюс роцон. И в особенности клипа и ситра охора, что все намерение в них в том, чтобы человек победил их и подчинил их. И поскольку их корень только из хицойниюс роцон, и хицойниюс роцон приходит в ойр мемале, что в свете мемале есть возможность существования вещи, которая вне его, поэтому им не запрещен шитуф, и только посредством hасого[39] и гисбойненус[40] они знают, что есть существование, которое выше них, и от их хауйс, и называют его Б-гом Б-гов. Поэтому человек, который совершает грех, он еще хуже, чем клипа и ситра охора, что вместе с тем, что то, что называют его Элоко дЭлойкайо — это авойдо зоро[41], что это есть противоположность воле Вс-вышнего, тем не мене, они не поступают против уровня роцон[42], к которому они имеют отношение, но Исроэл, который совершает грех, поскольку его корень из пнимиюс роцон, поэтому, хотя та же самая вещь для умойс ойлом — это не восстание против Вс-вышнего, но для Исроэл это мридо[43], поскольку это противоположно роцон, с которым он связан, и поэтому он хуже, чем клипа и ситра охора, и совершенно отделен от Б-жественности. И поскольку по природе всего Израиля, что он не хочет и не может быть оторванным от Элойкус, поэтому невозможно совершенно, чтобы он совершил грех, если бы не руах штус, который скрывает истину, что из за этого ему кажется, что через это от не отрывается от Элойкус. И доказательство на это то, что когда есть какая-то вещь, что невозможно ошибиться и подумать, что он не отделяется от Элойкус, то тогда даже каль шебекалим и самый низкий стоит в мсирус нефеш, чтобы не преступить волю Вс-вышнего, поскольку он знает, что посредством этого греха он становится отделенным от Б-жественности, рахамоно лицлан[44]. И, как объясняет Квойд Кдушас Адмур гоЭмцои[45], что даже такой, который увеличит делать зло во всех грехах в мире, но также он отдает жизнь за кидуш Гашем[46], поскольку он знает, что он становится отделенным от Б-жественности, и это невозможно никаким образом. И поскольку источник этого — это потому, что души Израиля имеют корень в ацмус, который выше, чем гисхалкус[47], как объяснялось выше, поэтому это находится в каждом и каждом и без всякого разделения совершенно, и т.е., что это в самом большом и в самом малом одинаково, и еще, что также каль шебекалим[48], когда пробуждается в нем движение мсирус нефеш[49], то все аспекты его души согласуются с этим движением, что даже в речи или в действии только, хотя его уста и его сердце не равны, он стоит в мсирус нефеш, ибо это движение души выше, чем разделение, и поэтому все силы его души включаются в это.

Гей

И объяснение того, что в природе каждого человека из Израиля, что он не хочет и не может быть отделенным от Элойкус, приводится в Эц хаим[50], что есть одна маленькая искра Творца, которая облачается в одну искру сотворенного, которая называется йехидо. И способ, которым она облачается — это что они обе становятся одним целым. И это находится у каждого и каждого из Израиля, несмотря на его раскрытые силы, и аспекты, которые со стороны остальных четырех имен, которые есть у нее. И хотя ницоц нивро[51] имеет корень из кейлим[52], как говорит Адмур Цемах Цедек подробно, и идея кейлим — это ограничение и разделение, тем не менее, известно, что корень душ он из пнимиюс кейлим, и в особенности аспект йехидо, корень которой из ойр махцов ганешомойс, что это есть одежда для махцов асфиройс, что это есть хицойниюс АК и пнимиюс АК, что махцов анешомос — это хицойниюс АК, и махцов асфиройс — это пнимиюс АК, и это не есть две вещи, которые отделены друг от друга, но души, корень которых из пнимиюс кейлим, пнимиюс кейлим едина со светом, который одевается внутрь них, что также как в материальности, внутренняя часть сосуда находится рядом с вещью, которая одевается в него, также это в духовности, что пнимиюс кли едина с светом, который одевается в него, и еще, что она едина также с сущностью света, ибо хицойниюс кли, идея которого — для того, чтобы влиять вне его, — кроме того, что он не едина со светом, который одевается в него, но еще, что свет, который проходит через кли, и притягивается наружу, это только свет, который притягивается в зулос[53], т.е., свет, в котором возможна гашпоо и раскрытие для вещи, которая вне его, но пнимиюс кли, кроме того, что он един со светом, который внутри него, он един также с сущнстью света, который не приходит раскрыться по порядку гишталшелус к вещи, которая вне его, и это подобно различию между гашпоас асейхел[54] и гашпоас атипо[55], что гашпоас асейхел — это что учитель передает своему ученику, это только гашпоо хицойнис[56], и поэтому в течение долгого времени человек не постигает даатэй дэРебе[57], что хотя он понимает все, что сказал ему учитель, тем не менее, ло коим адаатэй[58], поскольку это только гашпоо хицойнис, но гашпоас типо, что это есть гашпоо пнимис[59], чтобы породить подобного ему, что то, что он порождает подобного ему, это не только подобного ему в его раскрытых аспектах, и раскрытых силах, но подобного сущности, и поэтому возможно что будет йофе койах абен микойах гоов[60], но также это из койах гоов[61], поскольку порождение бедойме лой[62] — это подобно сущности. И то, что порождает подобного ему — его сущности — это поскольку это гашпоо ацмис, что передает ему эцем[63] и приходит в эцем гоойр[64], который един с пнимиюс кли, и хотя что также это приходит посредством хицойцниюс кли, и гамшохо вне его, но это не приходит путем гишталшелус[65], но посредством гефсек[66]. Ибо путем гишталшелус невозможно, чтобы это пришло в вещь, которая вне его, поскольку это гашпоо ацмис. И подобно этому будет понятно Свыше в корне душ, что их корень это от ацмус и притягивается посредством него также сущность света, и это гамшохо — она не в малохим[67], но в нешомойс[68] именно, поскольку их корень — из пнимиюс кейлим, которые едины с сущностью света, и посредством этого они соединены также с корнем сущности света (с тем, откуда берется сущность света). И в соответствии с этим будет понятно, что хотя корень душ — от кейлим, или от махцов анешомойс, что это есть хицойниюс АК, тем не менее, поскольку пнимиюс кли соединена с эцем гоойр, как говорилось выше, то он един также с пнимиюс АК. И, как объясняется в Ликутей Тойро в дибур масхиль[69] ламнаценах ал гашминис, что мило[70] это выше чем шабос, ибо шабос — это семь дней гейкеф[71], и гшомим йойрдим[72] в шабос, что это есть аспект хицойниюс АК, и мило — это пнимиюс АК, что это выше, чем шабос, поэтому должна пройти на него одна суббота до того, и тем не менее, есть у нее отношение к шабос, что это хицойниюс АК, что посредством того, что пройдет на него одна суббота, что это хицойниюс АК, возможно быть аспекту мило, что это пнимиюс АК, который выше чем шабос, то подобно этому будет понятно также в корне душ, что хотя их корень — это из хицойниюс АК, тем не менее, они едины также с пнимиюс АК. И в соответствии с этим будет понятно то, что в природе всего Израиля, что он не может быть отделен от Элойкус, поскольку их корень — это в ацмус, и это бедойме лой[73] кивйохол и в ацмус нет никакого нсинас моком[74] на какой-либо аспект, кроме Элойкус, поэтому в природе всего Израиля, что он не может быть отделен никаким образом от Элойкус.

Вов

Однако, со стороны руах штус, который входит в него, возможно, что он совершит грех, что идея руах штус — это сила влечения к таанугим гашмиим, и приходит от этого, что хотя это в разрешенных вещах, но поскольку он погружен в это, и в особенности, хайус и таануг, что есть у него в этом, то это охлаждает его и забирает (немт ба им оп) вкус в Элойкус, как сказано в Зогар, что тукфо дэгуфо хулшо дэнишмесо[75]. Что не имеется в виду сила тела буквально, ибо наоборот, «чтобы тело было здоровым и цельным — это из путей служения Вс-вышнему[76]«, и как известно учение Баал Шем Това, на посук «ки сирэ хамойр…[77]«: «ки тирэ хамойр» — когда ты посмотришь внимательно на свой хоймер[78], что это есть тело, ты увидишь «сойнаахо[79]» — что оно ненавидит душу, которая тоскует по Б-жественности и духовности, и еще ты увидишь, что он «ройвец тахас масоой[80]«, что Вс-вышний дал телу, чтобы оно очистилось посредством Торы и заповедей, и тело ленится исполнять их, и может быть, ты подумаешь, «веходалто меазойв лой[81]«, чтобы оно смогло исполнить свой шлихус, ибо если ты начнешь с сигуфим[82], чтобы сломать хумриюс[83], то это не путь, чтобы йишкойн ойр Тойро[84], но – «азойв таазойв имой[85]» — очистить тело, а не ломать его сигуфим. Также известно то, что сказал рав аМагид, что «когда появляется маленькая дырочка в теле, становится от этого большая дыра в душе». И подобно этому понятно, что тукфо дэгуфо не имеется в виду физическое тело, а имеется в виду природная душа[86], что сила животной души, которая властвует в нем, и он пускается в таанугим гашмиим, то, хотя это разрешенные вещи, тем не менее, это охлаждает огонь, который должен быть в кдушо, и забирает (немт цу) вкус, который должен быть в Элойкус. И поэтому в будущем сказано, веhишко эс нахал ашитим[87], ибо нахал в буквальном смысле — это воды, и нахал а-шитим — это аспект материальных удовольствий, и как объясняет Квойд кдушас Адмур Могараш, что воды выращивают все виды удовольствий, что хотя для роста нужно много вещей, тем не менее, основной рост — от воды. И причина того, что таанугим гашмиим это штус[88], — кроме того, что многие материальные удовольствия — конец их горек, кроме того, даже те вещи, которые есть удовольствие, но известно, в идее векол кровай эс шейм кодшой[89], что кровай[90] указывает на малохим, которые называются кроваим, что также как внутренности очищают пищу от псойлес[91], и псойлес отталкивается наружу, подобно этому Свыше есть малохим, которые очищают гашпоас таануг Свыше, и в особенности, таанугим со стороны кдушо, от того, что есть псойлес относительно них, что опускается вниз, и из этого происходят таанугим гашмиим, и поэтому, таануг гашми называется штус, ибо в действительности это псойлес, и поэтому то, что он получает от этого удовольствие — это штус, и в особенности, когда он знает, что из за таанугим гашмиим у него не будет таануг в Элойкус, то это штус годол, что он меняет таануг гашми, который в действительности псойлес, — на таануг Элойки, который есть основной таануг.

Заин

И вот, причина для руах штус приводится в Мишне по поводу ки систэ иштой: «также как поведение ее — поведение скотины, также жертвоприношение ее — пища скотины», и т.е., что причина в том, что он бhеймо[92], что отсутствует даас[93] в кдушо[94], и это есть причина в желанию в материальных вещах, что это штус, и со стороны этого он может ошибиться и подумать, что через грех, который он совершает, он не становится отделенным от Вс-вышнего. И хотя есть у него разум и понимание в кдушо, тем не менее, этого недостаточно, и должен быть аспект даас именно, что из за этого почти все души в наших поколениях называтся зэра бhеймо[95], что хотя большинство их способны постичь и понять идеи кдушо в общем, и в частности величие Вс-вышнего, из книг и из уст учителей, большое понимание и постижение, тем не менее. они называются зэра бhеймо, поскольку отсутствует в них аспект даас, и ощущение в их душе. Ибо аспект даас — это как говорится в Тании, что это от языка вегоодом йода[96], что это есть аспект гишкашрус и гисхабрус[97] с этой вещью, что он не задумывается беhааворо беолмо[98], что тогда он легко оторвется от этого постижения, но он связывается в этой вещью, эр лигт ин дер зах. И еще выше аспект даас — это аспект hаргошо[99], что он чувствует эту вещь, и не только, что чувствует эту вещь в своем мозгу, но что чувствует также в своем сердце, что это есть истинный смысл даас, как объясняет Квойд Кдушас Адмур Рашаб, причину того, что ребенок не обязан исполнять заповеди, что хотя он постигает эту вещь ясно, тем не менее, он не бар даас, что имеется в виду, что он не чувствует, что это великая и драгоценная вешь, и поскольку у него нет такого ощущения, невозможно обязать его и возложить на него ответственность заповедей делай или заповедей не делай, и как приводится язык в отношении недорим[100] и hекдеш[101], что должны знать во имя кого они дают недер и hекдеш, что диюк[102] в этом йойдим[103] именно, аспект ощущения, и еще выше — это аспект hакоро[104], что hаргошо возможна также в вещи, которая не в раскрытии у него, и как лейв йойдеа морас нафшой[105], хотя причина сокрыта у него, и hакоро — это когда приходит в раскрытии вплоть до того, что мисамес[106] у него, как будто бы он видит действительно, и не нуждается в указаниях и доказательствах на это, и отсутствие даас — это причина для руах штус, который скрывает истину и сбивает человека, что ему кажется, что также, когда он нарушает роцон элйон[107], он все еще в своем еврействе. И для того, чтобы устранить руах штус дилеумас зэ[108], это посредством штус дикдушо именно, и хотя, в общем, нужно идти по среднему пути, это именно только тогда, когда всю свою жизнь он шел по прямому пути, но, когда от отклонился от этого пути в сторону леумас зэ, то он должен отклониться в другую сторону именно. И это подобно тому, что объясняется в идее баал тшуво, что он не должен говорить «я хочу, но Вс-вышний мне запрещает», но он должен сказать, я не хочу, и поскольку он баал тшуво, он нуждается в особой ограде, и подобно этому в этом вопросе, что поскольку посредством штус дилемумас зэ и грехов удалили Шхино, то для того, чтобы после этого было вешоханти бесойхом[109], должно быть веосу ли микдош[110] из ацей шитим[111] именно, штус дикдушо.

Хес

и вот, также, как веосу ли микдош и работа в нем были посредством Мойше и Аарона, и основная работа Аарона – это беhаалойсхо эс ганейрос[112], ибо нейр Гавайе нишмас одом[113], семь свечей соответствуют семи уровням в служении Вс-вышнему, и идея Аарона это ойhев эс габрийойс умекорвон летойро[114], что также те, кто далеки от Тойрас Гавайе и служения ему, и поэтому называются брийойс беолмо[115], ибо нет в них никакого достоинства, только то, что они бруим, т.е, что Вс-вышний сотворил их, и даже в них он притянул аспект аhаво[116], аhаво рабо[117], что это есть общее различие между аhаво Авраама и аhаво Аарона, что аhаво Аарона — это аhаво рабо, и посредством Мойше и Аарона были гапшоойс в Мишкане, и Мойше и Аарон оба они шкулим[118], и так это в каждом и каждом поколении, что испаштусо дэМойше[119] в каждом поколении, и в особенности несиим[120] что все их дела — как в Торе так и в заповедях и в управлении Исроэл, они с аhавас Исроэл и аhавас аТойро и агавас Гавайе[121]. И в идее аhавас Исроэл добавляет Квойд кдушас Мойри вехами Адмур от имени Алтер Ребе, что веоhавто лереахо комойхо[122] — это сосуд для веоhавто эс Гавайе Элойкехо[123], и аhавас Исроэл стоит выше, ибо он любит того, кого любит любимый. И это они притянули во всех хасидим, мекушорим[124], имеющим отношение к ним, и в тех, кто которые hалтн зих он ин зэй[125], каждый по своим делам, его уровню и его положению, hоренвен дарф мен алейн[126], но, поскольку требуется несинас койах[127] и сйато дишмайо[128] в общем, и в особенности, от той души, от которой он ницоц[129], то в этом есть гамшохо[130] посредством несиим, мишкон ацей шитим, что посредством этого очищают штус дилеумас зэ, и Шхина покоится на делах рук его, и нойам Гавайе Элойков[131] на нем, и маасей йодов койненегу[132], в гацлохо[133], до прихода Мошиаха цидкейну в скором времени в наши дни.

[1] Глупость с противоположной (Святости) стороны

[2] «Глупость» (т.е. отклонение от средней линии) со стороны Святости

[3] «Возвышается слава Вс-вышнего во всех мирах

[4] «Когда отклонится жена его» (Носой 5, 12)

[5] «И жил Исраэль в Шитим» (Болок 25, 1)

[6] глупость

[7] грех

[8] разврат

[9] «Душа, когда согрешит» (Вайикро 4, 2)

[10] язык удивления

[11] грех по ошибке

[12] дух глупости

[13] Б-жественность

[14] «И истина Вс-вышнего вовек» (Тегилим 117, 2)

[15] запрет мудрецов

[16] «легкое уточнение (устрожение) из слов книжников»

[17] «оболочки» – объекты, противоположные Святости

[18] гл. 24

[19] «Печать Вс-вышнего»

[20] «И страх пред вами и трепет пред вами будет на всяком животном» (Нойах 9, 2)

[21] «в образе Нашем по подобию Нашему» (Берейшис 1, 26), и см. Раши там (прим. переводчика)

[22] «Б-г богов»

[23] «Поглощает но не выделяет»

[24] «министры»

[25] «сочетание» веры в Единого Б-га и элементов идолопоклонства

[26] «Слушай Израиль… Б-г один» (Воэсханан 6, 4)

[27] Б-жественная жизненная сила

[28] «Наполняющий все миры»

[29] «Окружающий все миры«

[30] Одевание (сокращение света)

[31] полное самоустранение («устранение существования»)

[32] «есть» из «нет»

[33] Сущность Б-жественности

[34] «Нет более» (Воэсханан 4, 35)

[35] «Внешняя Воля» (на творение мира)

[36] души Израиля

[37] «Внутренняя Воля»

[38] народы мира

[39] постижение (разумом)

[40] углубленное размышление

[41] идолопоклонство

[42] Воля на творение миров

[43] восстание против Вс-вышнего

[44] не дай Б-г

[45] Мителер Ребе, Второй Любавичский Ребе

[46] освящение имени Вс-вышнего

[47] разделение на частности

[48] самый легкомысленный еврей

[49] самопожертвование

[50] см. Шаар Друшей АБИА гл. 1

[51] искра сотворенного

[52] сосуды

[53] посторонний, другой, находящийся вовне

[54] передача посредством разума (обучение)

[55] передача посредством капли семени

[56] внешнее воздействие

[57] истинный смысл слов своего учителя, «человек не постигает истинный смысл слов своего учителя до сорока лет» (прим. переводчика)

[58] не понимает по-настоящему

[59] внутреннее влияние и воздействие

[60] сын может быть талантливее и сильнее своего отца

[61] букв. «сила (потенциал) отца»

[62] подобного ему

[63] сущнсть

[64] сущность света

[65] многоступенчатое сокращение света

[66] прерывание

[67] ангелы

[68] души

[69] начальные слова (маамара)

[70] обрезание

[71] круговое движение

[72] дожди идут в субботу

[73] подобен Ему

[74] возможность

[75] «Сила тела – слабость души»

[76] Рамбам Законы об образе жизни, начало гл. 4

[77] «Если увидишь осла (твоего ненавистника лежащим под ношей своей)…» (Мишпотим 23, 5)

[78] материя, тело

[79] ненавистник твой

[80] лежит под поклажей своей

[81] «то откажешь помочь ему» (продолжение посука)

[82] истязание плоти

[83] грубость материальности

[84] покоился свет Торы

[85] «помогая помоги вместе с ним» (там же)

[86] нефеш тивъис

[87] «…и напоит долину Шиттим» (Йоэл 4, 18)

[88] глупость

[89] «и все нутро мое – имя святое Его.» (Тегилим 103, 1)

[90] внутренности

[91] негодная часть

[92] животное (см. также Предметный указатель: Зэра бгеймо. Прим. переводчика)

[93] сознание и ощущение

[94] Святость

[95] семя скота (Йирмийа 31, 26)

[96] «И Адам познал…» (Берейшис 4, 1)

[97] связь и соединение

[98] походя

[99] чувство

[100] обет

[101] посвящение (в Храм)

[102] уточнение

[103] знают

[104] сознание

[105] «Сердце знает горечь души его» (Мишлей 14, 10)

[106] становится внутренне истинным для него

[107] Высшая Воля

[108] с противоположной стороны

[109] «И Я буду пребывать среди них» (Трумо 25, 8)

[110] «И сделают Мне Храм» (там же)

[111] деревья шитим

[112] «Когда ты будешь возжигать свечи» (Бегаалойсхо 8, 2)

[113] «Свеча Вс-вышнего – душа человека» (Мишлей 20, 27)

[114] «Любящий творения и приближающий их к Торе

[115] просто творения

[116] любовь

[117] великая любовь

[118] соответствуют друг другу

[119] распространение Мойше

[120] руководители Хабада

[121] Любовь к Израилю, любовь к Торе и любовь к Вс-вышнему

[122] «Люби ближнего своего как самого себя» (Кдойшим 19, 18)

[123] «Люби Вс-вышнего, Б-га твоего» (Воэсханан 6, 5)

[124] букв. «связавшиеся» (с Ребе)

[125] полагаются на них

[126] трудиться нужно самому

[127] чтобы были даны силы

[128] помощь Небес

[129] искра

[130] притяжение

[131] милость Вс-вышнего, Б-га его (Тегилим 90, 17)

[132] дела его рук укрепит (там же)

[133] успех