Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Берейшис 5717 (гисваадус 2)

Тойрас Менахем т. 18 стр. 119

Наасэ одом бецалмейну кидмусейну[1], этот посук говорит о душах Израиля, что они подобны Свыше (бэцелем удмус шелемаало), как объясняется в нескольких местах, идея целем удмус, и это есть наасе одом бецалмейну кидмусейну, что нешомойс Исроэл[2], как они находятся внизу, они подобны и включают в себя все аспекты Свыше, вплоть до первого корня. Ибо объяснялось выше, что в общности души есть два аспекта, аспект тhойро ги[3], который указывает на нешомо, как она Свыше, аспект хайо йехидо, и аспект ато вросо ато йецарто веато нефахто би[4], которая указывает на аспект НаРаН, которые одеваются в тело. И поэтому каждый из Израиля говорит, нешомо шеносато би тhойро ги, что также душа как она в аспекте ато вросо веато нфахто би поскольку также когда она находится внизу, есть в ней аспект тhойро ги, аспект тhиру илоо, что это выше чем гашъоро бекоах, и выше также чем алияс роцойн, и выше также чем свет, который предшествует и выше также чем алияс роцойн, и выше также чем свет, который перед алияс роцойн, что это есть гамшохо клолис, и выше также чем аспект атик, который перед цимцум, что это есть аспект гаатокас ацмус, что посредством этого появляется возможность, что будет источник источника миров, однако, аспект тhойро hи — это выше чем этот аспект атик, но как душа коренится в аспекте ойр вошейм, который заключен в ацмус, вплоть до ацмус мамош, что это есть аспект тhойро hи, и этот аспект есть также в душе, когда она находится внизу, что это есть идея наасе одом бецалмейну кидмусейну.

Бейс

И чтобы понять это в авойдо, сказано, «йицренгу кеишойн эйной[5]«, и это указывает на то, о чем говориться выше, «ки хейлек Гавайе амой[6]«, т.е., что этот посук говорит о душах Израиля, и про них сказано «йицренгу кеишойн эйной», что души Израиля называются ишойн эйной. И это будет понятно, например, в человеке внизу, что аспект зрения — это посредством ишойн[7] в глазу, что это черная точка в глазу. И подобно этому свыше есть аспект эйней Гавайе[8], как сказано «шиво эйлэ эйней Гавайе, гэймо мешойтетим бехол гоорец[9]«, и сказано, «ки Гавайе эйнов мешойтетеойс бехол гоорец[10]«, что это говорит о малохим[11] в аспекте дхуро[12] (мешойтетим) и аспекта нукво[13] (мешойтетойс), что это есть кейлим[14] и лвушим[15], и они шлухим[16] для гашпоо[17] внизу, ибо поскольку внизу невозможно, чтобы свет был воспринят как он есть, поэтому происходит притяжение света посредством малохим, что они посланники гашпоо. И это будет понятно например в человеке внизу, что глаза они сокращают свет зрения, ибо свет зрения как он со стороны души, он бесконечен, и невозможно ему сократиться, чтобы он видел какую то материальную вещь, и глаза сокращают свет зрения. И это необходимо сказать также из языка саги нhойр, т.е., что свет зрения сам по себе он очень велик, и для того, чтобы он сократился чтобы видеть какую либо материальную вещь, это посредством цимцум[18] глаз, поскольку есть в глазах лвушим и крумим[19], которые одевают и сокращают свет зрения, и когда не хватает лвушим и крумим, посредством большого их использования и т.п., тогда раскрывается сущность света зрения как он есть, что он очень велик, и это есть саги нhойр, что поэтому он не способен сократиться чтобы увидеть материальную вещь. И подобно этому будет понятно Свыше, что сущность света как она есть, невозможно быть с его помощью аспект гашгохо внизу, поскольку свет очень велик, и поскольку намерение, чтобы миры оставались в своем мциюс[20] и не прекращали свое существование, и, как они в своем существовании, будет притянут в них свет Свыше, поэтому необходимо, чтобы свет был сокращен, и этот цимцум он посредством эйней Гавайе мешойтетим и эйней Гавайе мешойтетойс, что указывает на малохим, что это есть лвушим и кейлим, которые изменяют свет, или скрывают и утаивают свет, и посредством этого свет притягивается вниз. И необходимо сказать, что эйней Гавайе говорит о малохим а не о нешомойс, ибо сказано шиво эйле эйней Гавайе геймо мешойтетим, а в душах есть только два глаза, как приводится в сейфер йециро в вопросе шиво шаарим, что это есть два глаза, два уха, два отверстия носа и рот, т.е., что глаза только два, и поскольку он говорит, шиво эйле эйней Гавайе, необходимо сказать, что это указывает на малохим, что посредством них осуществляется гашгохо внизу. Однако, все это в общности миров, в отличие от этого, о душах Израиля сказано йицренгу кеишойн эйной, и т.е., что в сынах Израиля есть более возвышенная гашгохо (а тифере гашгохо), которая не посредством кейлим и лвушим, но из аспекта койах реио[21] самого. Ибо в кейлим и лвушим есть в каждом из них достоинство и недостаток, что идея кейлим, это что свет одевается в них, и поэтому свет находится в них в раскрытии, однако недостаток в этом, ибо поскольку свет одевается в кейлим, неизбежно, что он сокращается в них, и т.е., что кейлим изменяют свет. Но идея лвушим это, что свет не одевается в них, и как, например, в одеждах человека внизу, что человек, одевающийся в них, или другая вещь, одевающаяся в них, не сокращается ими совершенно, ибо это не есть путем соединения и гислабшус совершенно, что поэтому лвушим не добавляют и не изменяют ничего в том, что одевается в них [и то, что лвушим добавляют некоторое достоинство в человеке, то не есть идея самих лвушим]. И причина этого, поскольку сосуды они беэрех[22] к ойройс, а лвушим они эйн ойройх[23] к тому, что одевается в них, и поэтому лвушим не делают никакого изменения. Однако, то, что приходит посредством лвушим, это не в аспекте гилуй[24] совершенно, но вещь, которая одевается в них, она скрывается и утаивается посредством лвушим. И это есть йицренhу кеишойн эйеной, в единственном числе, и как сказано эйн Гавайе эл йерейов[25], в единственном числе, и это есть аспект кав эмцои[26], т.е., не линия сверху вниз, и не линия снизу вверх, но средняя линия, что нет в ней изменения совершенно. И про это сказано, «им йойцейр аин галой йабит[27]«, что смысл этого галой йабит[28] Он сам, не посредством глаз, что это то есть зрение с помощью сущности света, и этот взгляд — он в душах Израиля. И причина этого — поскольку души — это Элойкус, и как объяснялось выше, что также души как они Свыше, они в аспекте мциюс[29], и мциюс души, и также как они внизу, они Элойкус[30] в самой своей сущности, т.е., что Элойкус становится аспектом нивро[31], и поэтому притягивается в них сущность света как она есть.

Гимел

И идея этого в служении, ибо в служении душ Израиля есть два способа. Первый способ, это что их служение посредством малохим, и т.е., как служение снизу вверх, что это посредством малохим, как сказано[32], «гфиф лгойн уменашейк лгойн[33]«, что малохим поднимают махшово[34] и дибур[35] человека и также притяжение сверху вниз, что притяжение света оно посредством ангелов, которые шлухей гашпоо, и второй способ, это что работа не посредством ангелов, но таким образом, что «слик минафшей[36]«, и также это в гамшохо[37] свыше, что эта гамшохо она способом «гайойцейр аин галой йабит», что hабото[38] она не посредством глаз, по посредством сущности света зрения (эцем ойр гареио). И два эти способа служения они в двух аспектах в душах (которые объяснялись выше), аспект НаРаН, и аспект ХаЙ, и это есть аспект служения сейхел и мидойс[39], и служение реусо дэлибо[40], которое выше чем таам ведаас[41]. И смысл этого в служении, что реусо дэлибо это то, что сама душа видит и слышит высшие крузим[42], и мазолэей хазей[43], что это выше также чем аспект реио дэхохмо, но это видение сущности действительно, что сама душа видит. И в общности служения это аспект бакшу поной[44], пнимиюс нефеш, т.е., что служение оно со стороны самой души, а не со стороны подготовки в понимании и постижении, ибо хотя также в этом служении должно быть гисбойнгенус[45] разума, но этот гисбойненус это только для того, чтобы устранить вещи, которые скрывают и утаивают, и когда он устраняет посредством гисбойненус вещи, которые скрывают, тогда раскрывается в его душе аhаво[46], которая со стороны эцем ганешомо, которая выше, чем понимание и постижение, но — как эцем связан с эцем. И подобно этому также в hашгохо Сверху вниз, что гашгохо в этом аспекте она со стороны эцем, и мемуцоим[47] это только для того чтобы устранить гааломойс и гестейрим[48], и тогда гашгохо со стороны эцем действительно, и т.е., что эцем (Элойкус) связывается с эцем (нешомойс).

И вот, посредством способа служения в этом аспекте соединения эцем бээцем, достигается конечная цель сотворения, что пожелал Вс-вышний, чтобы было у него жилище в нижних. Ибо идея жилища, как это например в человеке внизу, что эцем и маhус[49] человека живет в жилище, и более того, что в жилище находится человек также когда он наг, хотя вообще не видят его, когда он наг, но в жилище есть также времена, когда он наг, и подобно этому будет понятно в идее жилища Свыше, что намерение в том, чтобы было жилище для Ацмус и Магус мамош[50], также в аспекте кефи шегу орум[51], что это раскроется в будущем, как сказано, «велой йиконейф ойд мойрехо[52]«, т.е., что не будет никаких лвушвим совершенно. И подобно этому было также в начале творения, перед грехом, как сказано «вайиhйу шнейгем арумим[53]«, что это есть полнота единения, ибо, когда он в своей одежде и она в своей одежде, это не соответствует кавоно[54]. И основа этого аспекта будет в раскрытии в будущем, ибо сейчас это невозможно быть в раскрытии со стороны гисгабрус[55], но в будущем, когда руах атумо аавир мин гоорец[56], тогда будет этот аспект в раскрытии, и еще больше, чем это было перед грехом, что это то, что сказано[57], йорум венисо веговаh меойд[58], меойд буквы одом, ибо одом это алеф до»м, але»ф это аспект махшово[59], далет и мем это дибур[60] и маасе[61], что все это ограниченно, но в будущем будет аспект меойд, что это бли гвул[62] совершенно, и поэтому полнота совершенства намерения сотворения будет в будущем мире, что тогда будет диро бесахтойним[63], таким образом, что лой йиконейф ойд мойрехо. И это притягивается посредством работы эцем ганешомо, когда минафшей слик, без посредников, и подобно этому гашгохо Свыше она способом йицренгу кеишойн эйной, соединение эцем с эцем, что посредством этого делается диро в нижних.

И для того, чтобы было это раскрытие, должно быть опускание души вниз, ибо превосходством света оно из тьмы именно, и это то, что сказано, наасэ одом бецалмейну кидмусейну, что это указывает на душу внизу, ибо именно душа внизу способна притянуть вплоть до эцем, что это есть аспект йицренгу кеишойн эйной, и это потому, что превосходство света оно из тьмы. И поэтому конечная цель — в сотворении этого нижнего мира именно, как говорит Алтер Ребе в Тании, что намерение не ради высших миров, поскольку они представляют собой опускание от лица Его Благословен Он, но намерение оно внизу, что это есть аспект диро в нижних именно, что смысл «нижние» это не в смысле места, верх и низ, поскольку он не в аспекте места совершено, но нижние по уровню, что так поднялось в воле Его благословен Он, что будет нахас руах перед Ним Исборах[64], в превосходстве света из тьмы именно. И эта конечная цель раскроется в дни Мошиаха и основа его в седьмом тысячелетии. И это есть йицренгу кеишойн эйно, что это есть шхойр шээбаин[65], что это есть аспект превосходства света из тьмы именно. т.е., что посредством тьмы приходят к видению сущности.

Далет

И объяснение этой идеи, ибо объяснено выше, что в аспекте царства есть два аспекта, царь над `ам — народом, от языка `оймемойс[66] и нифродим[67], что коронация и притяжение такого царства это со стороны работы НаРаН, и аспект мелех малхей гамлохим[68], Аугустус, что коронация и притяжение этого царства посредством работы Ха»Й, аспект тhойро ги. Однако, в этой идее, что посредством работы хайо йехидо притягивают аспект мелех малхей гамлохим, недостаточно служения, как оно со стороны эцем ганешомо, когда она находится наверху, но должна быть работа во время опускания души вниз именно, и тем не менее, также внизу есть работа со стороны эцем ганешомо, и тогда притягивают аспект мелех малхей гамлохим. И это будет понятно с помощью примера царского сына, которого царь посылает в другую страну, в далекие страны, чтобы видеть, что с ним будет в конце, и, когда царский сын возвращается к царю, это приводит таануг[69] царя, что когда он находится дома, не было такого таануг совершенно. И наподобие этого будет понятно в опускании души вниз, что недостаточно аспекта тhойро hи, как она сама по себе, но когда она одевается в аспект НаРаН именно, и в особенности, в аспект нефеш, что это есть основной гислабшус, что в раскрытии не видно, но только черный огонь, и есть у нее несколько и несколько испытаний, как пример зойно[70] в Зогар а-койдеш, и когда также находясь внизу, она выдерживает испытание, и служит свою работу со стороны эцем ганешомо, это приводит к самому большому наслаждению, и как в примере царского сына, что основной таануг это когда он возвращается издалека к своему отцу царю, что не так, когда он находится в его доме, ибо таануг тмиди эйной тануг[71]. И идея в этом, что душа по своей сущности она ацмис, но только, что она опустилась вниз в плен, и она возвращается в дом сего отца царя, и поэтому притягивается в этом таануг ацми, т.е., не так, как таануг от далекого, который стал близким, но таануг от эцем мамош, который ушел далекие страны и пришел назад, и поскольку это эцем мамош, поэтому таануг в этом — это таануг ацми. И это есть превосходство душ над Торой, ибо Тора, также когда она была в аспекте «воэгйе эцлой эмун» — это не таануг ацми действительно, и также когда она в аспекте А»К, она в аспекте хохмо кдумо дэАК (ак объяснялось выше), а души коренятся в ацмус действительно, но только, что они ушли в далекие страны, и когда они возвращаются назад, тогда притягивается в этом таануг ацми пошут мамош, и со стороны этого делается веселье Шмини Ацерес и Симхас Тойро, Исроэл умалко билхойдоги, боу унегалгел ани веато.

Гей

И это есть наасэ одом бецалмейну кидмусену, что это говорит о душе Одом Ришойн[72], которая включает в себя все души, и каждая душа, кто бы это ни был, она в аспекте бецалмейну кидмусейну, что есть в ней все аспекты Свыше, вплоть до аспекта тhойро hи, самым возвышенным образом, выше чем гашъоро бекоах, и выше чем алияс роцойн, и выше также чем свет который предшествует алияс роцйн, что это есть аспект гамшохо клолис, и выше чем аспект атик, который перед цимцум, но как душа коренится в ойр вошейм, который заключен в ацмус, и в ацмус мамош. И этот аспект есть в каждом из Израиля. и работа в аспекте НаРаН это только для того, чтобы устранить гааломойс и гестейрим, и это также аспект мемуцо шиво эйнаим, что это есть семь мидойс, что это только для того, чтобы удалить гааломойс и гестейрим, но служение оно со стороны эцем ганешомо, аhаво, шеэйно тлуйо бадовор[73]. И подобно тому также Свыше вниз, посредники — их задача только удалить гааломойс и гестейрим, но гамшохо — она со стороны ацмус мамош. И совершенство этого аспекта будет в будущем мире, что тогда не потребуется отрицать (баворенен) никакой аспект, поскольку эс руах атумо авир мин гоорец, и тогда сделают диро лой исборах, что раскроется во все своей сущности и сути, также как он орум, в диро, и будет малко веИсроэл билхойдоги, Исроэл ойрайсо (раскрывающая достоинство Исроээл) векудшо брих гу койло хад.



[1] «Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему» (Берейшис 1, 26)

[2] души Израиля

[3] «чиста она»

[4] «Ты сотворил ее, Ты создал ее, Ты вдохнул ее в меня»

[5] «Хранит его как зеницу ока» (Гаазину 32, 10)

[6] «Ибо удел (букв.: «часть») Вс-вышнего – народ его»

[7] зрачок

[8] «глаза Вс-вышнего»

[9] «эти семь – очи Вс-вышнего, блуждают они по всей земле.» (Захария 4, 10)

[10] «Ибо очи Г-спода кружат по всей земле» (Диврей гаЙамим Бет 16, 9)

[11] ангелы

[12] мужской

[13] женский

[14] сосуды

[15] одежды

[16] посланники

[17] влияние

[18] сокращение света

[19] оболочки

[20] существование

[21] сила (способность) зрения

[22] соизмеримы

[23] несоизмеримы

[24] раскрытие

[25] «Око Вс-вышнего к боящимся Его» (Тегилим 33, 18)

[26] средняя линия

[27] «или не видит сотворивший глаз» (Тегилим 94, 9)

[28] разве не видит

[29] (отдельное) существование

[30] Б-жественность

[31] сотворенный

[32] Зогар ч. 1 стр. 23, 1

[33] «обнимает их и целует их»

[34] мысль

[35] речь

[36] «поднимается сама»

[37] притяжение

[38] взгляд

[39] разум и чувства

[40] желание сердца

[41] понимание и постижение

[42] «объявления»

[43] «звезда его видит»

[44] «ищите лица Моего» (Тегилим 27, 8)

[45] сосредоточенное размышление

[46] любовь

[47] посредники

[48] сокрытия и утаения

[49] сущность и суть

[50] Сущность и Суть действительно

[51] «когда он наг»

[52] «И не будет более скрываться учитель твой» (Йешайа 30, 20)

[53] «И были они оба наги»

[54] Ксубойс 48, 1

[55] пропущено (издательство)

[56] «Дух нечистоты Я уберу с земли» (Захария 13, 2)

[57] о Мошиахе (прим. переводчика)

[58] «поднимется, и вознесется, и возвысится чрезвычайно» (Йешайа 52, 13)

[59] мысль

[60] речь

[61] действие

[62] бесконечность

[63] жилище в нижних

[64] благословенно имя Его

[65] черная (точка) в глазу

[66] «тлеющие (угли)»

[67] отделенные

[68] Царь над царями царей

[69] наслаждение

[70] развратница

[71] Постоянное наслаждение не есть наслаждение

[72] Первый человек

[73] любовь, не зависящая ни от какой внешней причины