Тойрас Менахем т. 20 стр. 253
Лехо омар либи бакшу поной эс понэхо Гавайе авакейш[1]. И нужно понять, что есть идея бакшу поной[2], что есть в этом две противоположных идеи, что из того, что он должен просить и искать аспект поной, ясно, что сейчас еще нет у него этого аспекта, и он далек от него, что поэтому он должен просить и искать его, но с другой стороны понятно, что ясно это, что посредством поиска – бакошо и хипус, найдет это. И следует добавить в этом, что этот посук находится в мизмор леДовид Гавайе ойри[3], который говорят в месяце элул[4], и понятно из этого, что все псуким, которые говорятся в этом мизморе, также посук лехо омар либи бакшу поной, это из аспектов служения месяца элул, и т.е., что служение месяца элул - это просьба и поиск аспекта поной. И поскольку этот мизмор говорят все дни месяца элул, также в последний день месяца, то понятно, что также после всей работы в течение всех дней месяца элул, что "каждый день делает свою работу", он не достиг еще аспекта поним, что поэтому также в последний день месяца элул он должен просить и искать аспекта поним. И более того, поскольку этот посук говорят также после Рош аШоно и десяти дней тшуво, вплоть до Гойшано Рабо, то понятно, что также после служения десяти дней тшуво и т.д. он не достиг все еще аспекта поним, вплоть до Шмини Ацерес и Симхас Тойро, что тогда именно притягивается аспект поним, но перед этим временем он все еще должен просить и искать аспекта поним. И в этом аспекте есть две противоположности, о которых говорилось выше, с одной стороны, это указывает, что до Симхас Тойро он все еще далек от этого аспекта, и с другой стороны, ясно то, что посредством его служения в аспекте бакшу поной он уверен, что в Шмини Ацерес и в Симхас Тойро он достигнет этого аспекта. И также нужно понять то, что он говорит лехо омар либи бакшу поной, в чем отношение аспекта бакшу поной к сердцу именно.
Бейс
И чтобы понять это, нужно сначала упомянуть то, что говорилось в предыдущем маамаре, на посук Рэей онойхи нойсейн лифнейхем hайойм… эс hаброхо ашер тишмеу[5], на основе слов Мидраша на посук шим'у двар Гавайе бейс Яаков[6], пример царя, у которого было два кубка… так сказал Вс-вышний, два кубка наполнили вы мне на Синае, наасэ[7] и нишма[8], вы разбили наасэ, остерегайтесь соблюдать нишма. И это, то, что сказано эс аброхо ашер тишмеу, что сейчас требуют только служение тишмеу ("остерегайтесь в нишма"), однако, поскольку конечное намерение, что достигнут аспекта наасэ, про это сказано эс аброхо ашер тишмеу, что это есть аспект притяжения благословения и несинас коах[9] в работу тишмеу, что посредством работы нишма достигнут аспекта наасэ. И объяснялось в этом, что работа нишма – это не только аспект постижения и объяснения, от языка дабейр ки шоймеа авдехо[10], но работа нишма - это аспект битуль[11] и каболас ол[12], от языка hалой шмоа мизевах тойв[13]. Однако, работа нишма, вместе с тем, что это битуль и каболас ол, тем не менее, этот битуль он только перед раскрытым роцон[14], ибо идея нишма возможна только когда есть уже идея, которую возможно услышать, и тогда это работа человека, что он стоит наготове со своей способностью слышать, чтобы услышать и исполнить все, что он услышит, и из этого понятно, что битуль в аспекте нишма имеет отношение к роцон, когда он уже приходит в раскрытии. И выше этого - это битуль в аспекте наасэ, что это есть идея битуль перед баал роцон, т.е., что еще прежде, чем есть какое-то притяжение раскрытого роцон, он подчинен и устранен в сущности своей души перед самим баал роцон[15], и посредством этого он притягивает роцон, как сказано "ойсин рцойной шел моком[16]", что "делают" и обновляют роцон, ибо Эйн Соф борух Гу сам по себе он выше также чем роцон в мицвойс, и нужно обновить роцон в мицвойс, и притяжение роцон оно посредством работы наасэ, что это есть аспект битуль перед баал роцон. И объяснялось, что это есть аспект служения бехол меойдехо[17], что это есть битуль со стороны эцем ганефеш[18]. И это то, что сказали Разал, что вторая глава в чтении Шма это во время, когда эйн ойсин рцойной шел моком[19], ибо хотя и сказано в ней веhойо им шомойа тишмеу[20], и ведь аспект шмио - это только аспект постижения, но также аспект каболас ол, как говорилось выше, и как заканчивает Писание, улеовдой бехол левавхем увехол нафшехем[21], тем не менее, его служение оно только в его раскрытых силах, койхойс пнимиим[22] и койхос макифим[23], но только койхос глуим[24], т.е., подчинение его раскрытых сил раскрытому роцон, в отличие от этого, в первой главе крияс Шма[25] сказано бехол меойдехо, меойд - это аспект бли гвул[26], т.е., что выходит за рамки ограничений внутренних сил и внешних (макифим) сил, и его служение - со стороны эцем ганефеш, что он подчинен в сущности своей души перед баал роцон, и посредством этого ойсин рцойной шел моком. И это есть вся цель служения, чтобы достигли аспекта самого баал роцон и привлекли роцон, и как сказано тамлихуни алейхем[27], сначала примите мое царство и после этого примите мои декреты. Однако, для того, чтобы достичь служения наасэ, должна быть сначала работа нишма, и из этого приходят после этого к аспекту наасэ. И это есть то, что сказано эс аброхо ашер тишмеу, т.е., что в начале должно быть служение тишмеу, и в этом есть благословение и это дает силы, чтобы от служения нишма (тишмеу) достичь аспекта наасэ. И это есть также то, что говорится в начале посука, рээй онойхи нойсен лифнейхем hайом брохо, что брохо - это то, что онойхи ми шеонойхи,[28] нойсен лифнейхем[29] – пнимиюс анефеш[30], что со стороны этого служение наасэ, что это есть аспект битуль со стороны эцем ганефеш перед ацмус баал роцон, аспект онойхи. И про это служение в аспекте наасэ (которого достигают посредством того, что этому предшествует служение в аспекте тишмеу, аспект нишма), сказано ашер (эс аброхо ашер тишмеу), язык вадай[31], ибо, в служении в аспекте нишма, поскольку битуль лишь со стороны раскрытых сил только, все еще возможны в этом сфейкос[32], в отличие от этого, в служении в аспекте наасэ, что он ботел бимциюс бээцем нафшой[33], это служение оно в аспекте вадай, что невозможны в этом сфейкос совершенно. И еще, что то, что говорит эс аброхо ашер тишмеу, т.е., что это точно и ясно, что посредством служения в аспекте нишма достигнет служения в аспекте наасэ. И причина этого, это потому, что есть благословение на это, и идея брохо[34] – это идея вадай. И как известно в преимуществе брохо перед тфило, что брохо - это язык приказания, как сказано йеворехехо Гавайе[35], и т.е., что это довор вадай[36], а тфило[37] – это язык просьбы, и есть сомнение, будет ли принята его просьба, и как "гамеайен батфилосой", если его молитва шгуро бефив[38] и т.д. Однако, с другой стороны, есть превосходство в молитве перед брохо, ибо брохо – это притяжение из корня и источника только, как сказано, иш ашер кевиркосой бейрах ойсом[39], а тфило – это новое притяжение, что это есть йеhи роцон[40], что притягивают новый роцон -чтобы излечить больных и благословить годы, и т.е., что также после того, как вынесен приговор, и также после того, как подписан приговор, но посредством молитвы притягивают роцон ходош[41]. И два эти различия связаны друг с другом, и т.е., что идея брохо, поскольку это притяжение из корня и источника только, то это довор вадай, но тфило, что это есть притяжение новой вещи, остается в этом сомнение. И то, что сказано, эс аброхо ашер тишмеу, т.е., что есть здесь оба достоинства, что несмотря на то, что это идея притяжения аспекта наасэ, ойсин рцойной шел моком, притяжение роцон ходош, который выше чем гишталшелус[42], тем не менее, сказано ашер, язык вадай, со стороны достоинства аспекта брохо.
Гимел
И чтобы понять более ясно различие между брохо и тфило, нужно сначала упомянуть то, что говорится в Пардес, что корни, которые объединяются в эцем гашореш, в действительности это корни кейлим, а не корни ацмус[43], ибо ацмус – все одно, и не нуждается ни в корне, ни в источнике (до сих пор цитата). И т.е., что идея шойреш[44] имеет отношение к кейлим[45] именно, а не в ойройс[46].
И идея объяснения в этом, ибо, когда говорят, что есть аспект шойреш, то необходимо сказать, что есть в этом три аспекта. Первое, что есть некоторый мциюс[47], что про это говорят, что есть корень у этого мциюс. Второе, что то, что притягивается (довор анимшох), оно отделено от своего корня, что это есть идея шойреш, что он есть корень и источник для некоторой вещи, отделенной от него. И третье, что есть некоторый эрех[48] и соотношение с вещью, которая притягивается от него, ибо это шойреш для данной вещи. И как в аспекте ило и олул[49], что ило - это корень для олул, что есть в этом эти три аспекта. Ибо, олул - это некоторый мциюс[50], и т.е., что после того, как олул выходит из ило, он становится самостоятельным мциюс, вплоть до того, что также когда кончается действие ило, остается олул в своем мциюс[51]. И также, олул отделен от ило, ибо олул и ило это - две отдельных друг от друга сущности. И с другой стороны, есть у ило соотношение и отношение с олул, ибо это есть ило для олул. И как в сейхел и мидойс[52], что это есть пример на ило и олул, что есть в них все эти аспекты, что после того, как мидойс выходят из сейхел, мидойс имеют самостоятельное существование, вплоть до того, что также, когда сейхел удаляется от них, они остаются в своем существовании. И также мидойс отделены от сейхел, ибо сейхел и мидойс - это маhусим нивдолим[53]. И с другой стороны, они беэрех[54] друг к другу. Ибо известно, что творение мидойс - из хицойниюс сейхел[55] только. И иногда объясняется, что их hисhавус[56] это из мидойс в сейхел[57], что это еще ниже, чем хицойниюс сейхел. И следовательно, мидойс отделены от своего корня. И т.е., что даже в hисhавус мидойс в сердце из мидойс в сейхел вместе с тем, что также мидойс в сейхел называются именем мидойс, тем не менее, это мидойс в сейхел, и т.е., что в самом парцуфе[58] сейхел это мидойс, но тем не менее это в аспекте парцуф сейхел, и следовательно, мидойс в сердце они отделены и отличны от них, как все различия которые есть между мозгом и сердцем, что основное различие - это что в мозгу мидойс шебесейхел они бедерех менухо[59], а мидойс в сердце они бедерех гиспаштус и гисрагшус[60]. Однако, с другой стороны, есть у них также соотношение друг с другом, ибо в конечном счете это аспект мидойс, и т.е., что создание (гисгавус) мидойс в сердце - это не из аспекта сейхел шебесейхел[61], но из аспекта мидойс в сейхел[62] только, и следовательно, их корень -это некоторый аспект мидойс. И также в соответствии с тем, что объясняется, что корень мидойс это из хицойниюс сейхел, который выше, чем аспект мидойс в сейхел, тем не менее, это только хицойниюс сейхел, и следовательно это сравнимо с аспектом мидойс. И как объясняется в аспекте илоо веолул, что они соотносимы друг с другом, поскольку оба они из аспекта йеш, и оба они духовны (рухниим). И поэтому имеет отношение здесь идея шойреш.
И вот, также аспект hисhавус йеш меаин[63] это путем шойреш, что аин - это корень и источник для йеш. И т.е., что также в сотворении йеш из аин есть эти три аспекта. Первое, что йеш - это некоторый мциюс, т.е., что он есть мциюс в своем ощущении, или что это есть мциюс действительно, как объясняется в другом месте, что это потому, что его истинный мциюс он из йеш амити. И второй аспект, что йеш отделен от аин, ибо йеш и аин противоположны друг другу. И третий аспект, что аин имеет некоторый эрех относительно йеш, ибо, поскольку это есть аин, который творит йеш, необходимо сказать, что также аин он в таком мциюс, что он беэрех, чтобы творить йеш. И то, что объясняется иногда, что творение йеш - это аспект эйн оройх[64] совершенно, это как hисhавус происходит из ацмус, ибо в ацмус невозможно сказать какие-либо правила или границы и определения. И поэтому может ацмус творить йеш, хотя он совершенно несравним с ним, но что касается аспекта аин амеhаве, необходимо сказать, что есть у него некоторый эрех и шайхус[65] к йеш, что поэтому он способен творить его, и т.е., что относительно аин йеш занимает место, вплоть до того, что все детали йеш заключены в аин, и как известно, что все детали дацхам[66] есть в гискалелус[67] в аспекте малхус дэацилус. Однако, с другой стороны, то, что йеш заключен в аин, это только аспекты йеш, а не сам йеш, ибо сам йеш не нимцо[68] - не творится из аин, но только из йеш амити[69].
И в соответствии с этим понятно, что идея шойреш возможно сказать только в кейлим, ибо, поскольку кейлим - это аспект мциюс, поэтому возможен в них шойреш, но в ойройс, невозможно сказать идею шойреш, ибо ойройс это не мциюс совершенно, поскольку они только раскрытие сущности, и также, свет несравним совершенно (эйн оройх клал) относительно источника света (моойр), ибо ойр и моойр они эйн оройх друг к другу, и т.е., что это не так, как в ило и олул, или даже в йеш из аин, что есть какая-то близость уровня между аин и йеш, но не так в ойр и моойр, что нет никакого приближения между моойр и ойр, и с другой стороны, свет не отделен от своего источника света, поскольку вся его идея - это раскрытие источника света, и все – одно, и поэтому невозможно сказать в ойройс идею шойреш. И подобно этому, невозможно сказать, что ойр заключен (колул) в моойр, ибо, в ило и олул, которые путем шойреш, олул заключено в ило, и также и йеш, что он заключен в аин, как говорилось выше, но в ойр и моойр, которые не путем шойреш, невозможно сказать, что свет заключен в своем источнике (в моойр). И то, что объясняется иногда идея света, заключенного в своем источнике, - ойр а-колул он не в аспекте ойр совершенно, и как объясняет Алтер Ребе в примере света и сияния солнца, заключенного внутри солнца, что он не ойлэ бешейм света и сияния совершенно. Однако, из языка Тании ясно, что он не поднимается в имени ойр со стороны битуль, однако в Зогар приводится, лав инун нhойрин, т.е., что эта идея, что свет, заключенный в источнике не называется ойр, это не только со стороны идеи битуль, но что в действительности, это не идея света совершенно. И это то, что говорит Пардес, что идея шойреш возможна именно в кейлим, ибо поскольку кейлим они в аспекте мциюс, и способ их творения это в двейкус билти никерес[70], поэтому возможно в них понятие шойреш и мокойр, но ойройс, которые в двейкус никерес[71], и тем более, по мнению, что ойрос они пшутим[72], невозможно в них понятия шойреш и мокойр, поскольку все – одно.
Далет
И более глубоко, также в самом свете есть два аспекта, т.е., что есть аспект в свете, что возможно в этом идея шойреш, и в особенности, по мнению, что ойройс не пшутим и есть в них десять сфиройс, и есть аспект в ойр, что невозможно сказать в ней аспект шойреш. И, в общем, это различие между светом мемале[73] и светом сойвев[74]. Ибо свет мемале, что это есть свет кав[75], имеет отношение в этом шойреш и мокойр, поскольку в свете кав есть все три аспекта, о которых говорилось выше, ибо, поскольку это кав коцор умецумцом[76], это есть некоторый мциюс. И также, он отделен от своего источника, ибо поскольку это кав коцор и мецумцом в соответствии с уровнем миров, следовательно, он не светит так, как его источник (лефи ойфен мкойрой), но сокращается в соответствии с уровнем каждого мира и мира, в котором он светит, и следовательно, он отделен от своего источника. И с другой стороны, он соизмерим со своим источником. Ибо в вопросе шойреш а-кав есть два аспекта. Иногда объясняется, что корень кав - это из Ойр Эйн Соф бли гвул[77], шешиер беацмой[78], чтобы светить в аспекте мидо[79] и гвул[80], т.е., что это не есть коах гвул в Эйн Соф, но это также из Ойр Эйн Соф бли гвул, ибо это то, что Ойр Эйн Соф шиер беацмой. И иногда объясняется, что корень кав это из аспекта коах гвул[81] в Эйн Соф, что это есть аспект гаш'оро буквально, чтобы светить в аспекте мидо и гвул, и это есть аспект эсер сфиройс гнузойс[82] в Ойр Эйн Соф. И это есть также то, что иногда объясняется что притяжение кав - это путем ило веолул, и иногда объясняется, что притяжение кав - это путем йеш меаин, и т.е., что объяснение, что кав - это путем ило веолул, это со стороны его притяжения из аспекта гвул в Эйн Соф, что в этом аспекте он путем ило веолул, ибо также, как в ило веолул заключено следствие в его причине, но только, что когда он заключен в своей причине, он более высоким образом, также это в идее кав, что также в своем корне это аспект гвул, но только, что когда он находится в своем корне, это гораздо более возвышенным образом, ибо это есть гвул в Эйн Соф. И то, что объясняется, что притяжение кав - это путем йеш меаин, это со стороны его притяжения из света бли гвул, что в этом аспекте притяжение кав оно путем йеш меаин. Однако, также в этом аспекте возможен аспект шойреш, и как объяснялось выше в вопросе йеш меаин, что аин - это источник для йеш, и т.е., поскольку аин находится в аспекте приближения к йеш (эр из цугетрогн легавойс йеш), и подобно этому также в притяжении кав из Ойр бли гвул, что хотя это путем йеш меаин, тем не менее, есть кирув[83] света бли гвул к кав, ибо шиер беацмой бекоах..., и поэтому возможно в нем аспект шойреш. И все это в свете кав именно. Но в ойр сойвев, который не мциюс довор[84] совершенно, но только проявление эцем, невозможно сказать в нем аспект шойреш совершенно, поскольку он не мциюс и не нивдол и также не бээрех совершенно, и т.е., поскольку он нимцо (происходит) от такого аспекта, что невозможно сказать про него, что он в аспекте кирув и в аспекте шойреш.
И объяснение более подробно, ибо в самом свете перед цимцум, вместе с тем, что это ойр колул беацмусой[85], тем не менее, есть в самом этом два аспекта, гиспаштус гоойр[86], и свет, как он леацмой[87]. Ибо гиспаштус гоойр - его идея - это светить, и поскольку его идея - это светить, то необходимо сказать, что гамшохойс[88], которые притягиваются от него, есть у них некоторое тфисас моком[89] к нему, ибо ведь его идея - это светить. И общность этого света - это способом гамшохо от эцем, и не таким образом, как эцем, но его идея - это светить, и поскольку этот свет не приходит, как раскрытие эцем, но как гамшохо от эцем, что его идея - это светить, поэтому возможно, чтобы был корень и т.д., и когда он притягивается после цимцум, происходит от него свет кав, что он в аспекте гавдоло[90] и т.д., как говорилось выше. Но свет, который леацмой, который не гамшохо от эцем, но он лефи ойфен гоэцем, т.е., что нет у него идеи леhоир (эйн иньоно легоир), но он гилуй эцем, поэтому невозможно сказать, что будет какой-либо шойреш, и поэтому гамшохойс, которые притягиваются от него, они не беэрех к нему, но с другой стороны, поскольку он не в гедер шойреш, то также, когда он притягивается после цимцум, он не становится в аспекте нивдол, и это есть идея ойр сойвев, который не есть нивдол, но он приходит бедерех гилуй, и все едино (гакол эход) со светом, как он для себя (леацмой).
И с этим будет понятно также, то, что объясняется в нескольких местах, что в общем есть три аспекта, йеш, аин и йеш, и в другом месте объясняется, что в самом аин есть два аспекта, аин шел йеш амити, и аин шел йеш нивро. И на первый взгляд непонятно, ибо ведь в самом аин есть два аспекта, следовательно, это четыре аспекта, и почему объясняется в нескольких местах, что это три аспекта. Однако в соответствии с тем, что говорилось выше, будет понятно, ибо аин шел йеш амити это свет, который перед цимцум, а аин шел йеш нивро это свет, который после цимцум, и в общем они считаются одним аспектом, поскольку притяжение аин йеш йеш нивро из аин шел йеш амити это не путем шойреш, что это путем гавдоло, как говорилось выше, но, что аин шел йеш нивро он путем раскрытия от аин шел йеш амити, и все – одно, и поэтому оба они считаются одним аспектом.
Гей
И с этим будет понятно различие между брохо и тфило, ибо брохо – это притяжение из корня и источника только, как сказано, иш ашер кевиркосой бейрах ойсом, и как мы находим относительно Яакова, что он сказал, йодати бни йодати... веулом охив акотон йигдал мимену[91], ибо ведь на первый взгляд Яаков мог благословить, чтобы было по-другому, но идея это, что вся идея брохо – это притяжение из корня и источника только, что действие брохо – это что тот же самый свет, который уже есть в своем корне, будет притянут вниз, т.е., чтобы не было в этом препятствий и задержек совершенно, и также, чтобы весь свет, который есть в его корне, будет притянут вниз, но привести к притяжению нового света – это не в силах брохо. И хотя в идее брохо сам благословляющий выше чем брохо, что это есть то, что сказано йеворехехо, язык приказания, что он имеет силу приказать, и как мы находим по поводу Авраама, что сказал ему Вс-вышний веhйей брохо[92], благословения отданы в твои руки, и т.е., что также как Вс-вышний выше, чем брохойс, и он баал а-баис[93] над брохойс, и эту силу он отдал Аврааму. И подобно этому это также в биркас коhаним, что есть у них сила от Аарона, и объясняется в книгах каббалы, что Аарон это аспект нецах дэабо, и НГИ дэабо становятся мойхин для ЗО, и поэтому коhены они баалей батим над аспектом ЗО, чтобы приказать ему, чтобы было притянуто от него благословение к аспекту малхус, что это есть то, что сказано йеворехехо Гавайе, ибо Гавайе - это аспект тиферес дэЗО. И подобно этому это также в несиим[94] в каждом и каждом поколении, что дали им силу благословлять, т.е., что они сами выше, чем благословение, и поэтому они имеют силу приказать. Однако, хотя благословляющий он выше чем место, из которого происходит притяжение, тем не менее, идея брохо - что аспект, который есть в своем корне, будет притянут вниз. И это притяжение это самое возвышенное притяжение, ибо объяснялось выше в идее шойреш и мокойр, что есть шойреш самый возвышенный, ибо первичный шойреш это в свете, который перед цимцум, вплоть до аспекта ойр бли гвул, и поскольку действие брохо - это чтобы весь свет, который есть в своем источнике, будет притянут вниз, следовательно, посредством брохо притягивается вниз весь свет бли гвул, который перед цимцум, что это подобно подъему, который будет достигнут в будущем мире, как сказано, умоло гоорец дэйо эс Гавайе кемаим лейом мехасим[95], т.е., что все аспекты, которые есть в олмо дэискасьо[96], раскроются в олмо дэисгальо[97]. Но после всех достоинств в аспекте брохо, это есть притяжение из источника и корня только.
Однако идея тфило, это новое притяжение, ибо также после того, как вынесен ему приговор, и также после того, как подписан его приговор, молитва имеет силу притянуть роцон ходош – новую волю, чтобы излечить больных и благословить год, и т.е., поскольку молитва достигает аспекта баал ароцон самого, и поэтому она притягивает роцон ходош. И причина этого, поскольку молитва это работа человека снизу вверх, и поэтому она достигает ацмус, как сказано, лемаасей йодехо тихсойф[98]. И поскольку молитва достигает ацмус действительно, то притяжение посредством нее - это также в материальных аспектах. И это есть превосходство в молитве также перед Торой, ибо Тора, вместе с тем, что также она это притяжение выше, чем гишталшелус, тем не менее, это притяжение оно в духовности только, и не в материальности, и как сказали Разал, каждый, кто занимается законами принесения ойло[99], как будто бы принес ойло, как будто бы именно, с каф димйон[100], ибо в материальности самой не изменилось ничего. И также в заповедях, которые облачились в материальные вещи, притяжение, которое достигается посредством мицвойс, не видно в материальной вещи, и как в идее заповеди тфилин, что в пергаменте не видно изменения, которое происходит посредством заповеди. Но гамшохо, которая происходит посредством молитвы, притяжение роцон, чтобы излечить больных и благословить годы, это видно в материальности действительно, что больной излечился и годы благословились, и т.е., поскольку молитва достигает ацмус баал ароцон действительно, что материальность и духовность равны перед Ним, благословен Он, и поэтому притяжение происходит также в материальность, ибо корень йеш нивро[101] - от йеш амити[102], и поэтому, когда гамшохо происходит от йеш амити, то это притягивается в йеш нивро (т.е., в материальность). И идея того, что молитва достигает ацмус, это потому что она – работа человека, и лемаасей йодехо тихсойф (как говорилось выше). И это то, что сказали Разал, МТТ вяжет короны своему господину из молитв Израиля, и т.е., также как корона в материальности, что она делается из драгоценных камней, что камни – это доймем, но посредством того, что обрабатывают камни, пока они не начинают светить, тогда они становятся короной над головой, и подобно этому это в духовности, что камни – это буквы, что это есть аспект доймем в душе, самая последняя ступень, и в особенности, со стороны того, что душа одевается в тело и животную душу, они еще более низкая ступень, и тем не менее, когда берут ойсийос[103] и очищают – мезакхим – их, посредством того, что делают из них буквы молитвы и т.д., то лемаасей йодехо тихсойф, что этот аспект достигает ацмус. Однако, для того, чтобы буквы могли подняться, должна быть помощь ангела МТТ, и т.е., поскольку со стороны облачения души в тело и животную душу буквы становятся материальными – гашмиим и хумриим, и требуется очистить их и поднять их, и этот аспект достигается посредством ангелов, которые обнимают их, любят их, и целуют их.
Вов
И это есть рээй онойхи нойсен лифнейхем… эс а-брохо, ашер тишмеу. Ибо, оба служения нишма и наасэ – это два аспекта брохо и тфило, и т.е., что нишма – что это битуль лероцон голуй[104] – это есть аспект брохо, что это есть идея притяжения раскрытого роцон, и наасэ, что его идея – ойсин рцойной шел моком, это есть аспект тфило, притяжение роцон ходош. И вот, конечное намерение это, чтобы достигли аспекта баал роцон, однако, со стороны греха золотого тельца, что "вы разбили кубок наасэ", как говорилось выше, поэтому должна быьт сначала работа способом нишма, аспект брохо, и посредством этого достигают аспекта наасэ, аспект тфило. Но есть в этом достоинство также перед аспектом тфило, ибо в идее тфило объяснялось выше, что поскольку это есть идея притяжения роцон ходош, то это путем софек, но, в отличие от этого, идея, что посредством работы нишма (тишмеу) достигнут аспекта наасэ, говорится языком ашер, язык вадай, что несомненно будет притяжение аспекта ойсин рцойной шел моком, и т.е., поскольку этот аспект приходит посредством предшествующей ему работы нишма, поэтому есть здесь оба достоинства, тфило и брохо, т.е., притяжение аспекта тфило путем брохо.
И вот, два аспекта нишма и наасэ, как они в служении всего года, есть также в работе тшуво, что это есть два аспекта тшуво сатоо[105] и тшуво илоо[106]. И идея в этом, что действие греха оно в двух аспектах. Первое, это притяжение хайус в клипойс, и второе, удаление света. И два эти аспекта они в двух уровнях. Притяжение хайус в клипойс оно из аспекта ойр мецумцом и т.д., но в ойр сойвев невозможно, чтобы он был притянут в клипойс, ибо "ухвойди леахейр лой этейн[107]", но только аспект силук[108] света, что это есть аспект силук роцон. И поэтому, посредством тшуво должен исправить два аспекта. Посредством тшуво сатоо вытаскивают хайус из клипойс в кдушо, и этот аспект он подобие аспекта нишма, аспект брохо, т.е., что хайус, который уже нимшох[109], будет в кдушо. И посредством тшуво илоо притягивают роцон ходош, ибо тшуво илоо ее идея тошув hей илоо, к йу"д и койцой шел йу"д[110], что это есть идея притяжения роцон ходош, и этот аспект он подобие аспекта наасэ, аспект тфило. И также как в аспекте нишма и наасэ должно быть начало служения в аспекте нишма именно, но посредством этого достигают несомненно аспекта наасэ, подобно этому также в тшуво сатоо и тшуво илоо, что в начале должно быть работа тшуво сатоо, и посредством этого достигают несомненно тшуво илоо.
И это есть бакшу поной, поной это аспект пнимиюс[111] и оймек[112] а-нефеш, и это есть аспект тшуво из оймек и пнимиюс нефеш, тшуво илоо, аспект наасэ, т.е., битуль со стороны эцем а-нешомо, что посредством этого он достигает аспекта понэхо Гавайе, аспект баал а-роцон, чтобы было притяжение роцон ходош. Ноэ тот аспект он лишь путем бакошо и хипус только, поскольку его служение это только в аспекте тшуво сатоо, но только, что посредством этого он достигает аспекта тшуво илоо. И этот аспект достигается в месяц элул, что это время тшуво сатоо, и посредством этого приходят в Рош аШоно и десять дней тшуво к аспекту тшуво илоо. Однако, также в Рош аШоно и десять дней тшуво, что про это сказано беhимоцой и биhйойсой коройв, приближение моойр к ницоц, также тогда говорят бакшу поной, ибо хотя это не подобно месяцу элул, ибо в хойдеш элул находятся в поле, но в Рош аШоно и десять дней тшуво происходит приближение моойр к ницоц, и следовательно это есть притяжение аспекта поним, тем не менее, также после десяти дней тшуво говорят бакшу поной, и т.е., поскольку это еще не есть совершенство аспекта поним, ибо конечное намерение это чтобы аспект поним будет притянут способом клито[113], и аспект клито достигается в Шмини Ацерес и Симхас Тойро, что тогда Исроэл умалко билхойдоhи[114], таким образом, что сказано исмах Гавайе бемаасов[115], и йисмах Исроэл беойсов[116].
[1] "Тебе говорит сердце мое, ищите лица Моего, лицо Твое, Вс-вышний, буду искать" (Тегилим 27, 8)
[2] "Ищите лица Моего"
[3] "Вс-вышний – свет мой" (Тегилим 27, 1)
[4] последний месяц года в еврейском календаре
[5] "Смотри, Я даю перед вами сегодня… благословение, что будете слушать" (Рээй 11, 26)
[6] "Слушайте слово Вс-вышнего, дом Яакова" (Йирмийа 2, 4)
[7] "сделаем"
[8] "услышим"
[9] дается сила
[10] "говори, ибо слушает раб Твой" (Шмуэль Алеф 3, 10)
[11] подчинение
[12] принятие ига небесного Царства
[13] "Ведь слушать лучше чем приносить жертвы"
[14] воля
[15] обладатель воли
[16] "исполняют волю Вс-вышнего". Букв. "делают" волю Вс-вышнего.
[17] "Всем достоянием твоим" (Воэсханан 6, 5)
[18] сущность души
[19] "не исполняют ("не делают") волю Вс-вышнего"
[20] "И будет, если будете слушать" (Экев 11, 13)
[21] "И служить Ему всем сердцем Вашим и всей душой Вашей" (Экев 11, 13)
[22] внутренние силы
[23] внешние силы
[24] раскрытые силы
[25] чтение Шма
[26] бесконечность
[27] "поставьте Меня царем над вами"
[28] "Я который Я" – скрывающаяся Сущность
[29] "даю перед вами"
[30] глубинная суть души
[31] точно, несомненно
[32] сомнения
[33] полностью самоустранен в сущности его души
[34] благословение
[35] "Благословит тебя Вс-вышний" (Носой 6, 24)
[36] ясное дело
[37] молитва
[38] т.е., если он молится без запинок – это знак того, что его молитва будет принята (прим. переводчика)
[39] "Каждого по благословению его благословил их" (Вайехи 49, 28)
[40] "Да будет воля"
[41] новый роцон
[42] система мироздания
[43] Сущность
[44] корень
[45] сосуды
[46] свет
[47] существование
[48] уровень
[49] причина и следствие
[50] существование; сущность
[51] т.е. следствие продолжает существовать (действовать) также после окончания действия причины, и в этом выражается самостоятельность существования следствия относительно вызвавшей его причины (прим. переводчика)
[52] разум и эмоции
[53] отдельные сущности
[54] соотносимы
[55] внешняя сторона сейхел
[56] творение, создание
[57] эмоции, когда они внутри разума
[58] структура
[59] покой
[60] распространение и агрессивное проявление
[61] букв. "разум внутри разума", абстрактный разум
[62] разум, направленный на проявление во вне
[63] "есть" из "нет"
[64] несравнимо
[65] отношение
[66] Доймем, цоймеах, хай, медабер – неживое, растительное, живое, говорящее
[67] заключен
[69] истинный йеш (ацмус)
[70] слитность (с источником), которая не видна, т.е., связь кейлим с их источником не видна и не раскрыта, а раскрыто их самостоятельное существование (прим. переводчика)
[71] явная слитность (с источником)
[72] простые; лишенные формы
[73] наполняющий, имманентный свет
[74] окружающий, трансцендентный свет
[75] букв. "линия" – света после цимцум (первичного сжатия света)
[76] линия короткая и сжатая
[77] бесконечный свет
[78] ограничил себя
[79] мера
[80] граница
[81] сила (способность) ограничения
[82] скрытые сфиройс
[83] приближение
[84] самостоятельная сущность
[85] свет, заключенный внутри Сущности
[86] распространение света
[87] для себя
[88] притяжения Б-жественности
[89] букв. "занимают место"
[90] отделение
[91] "Я знаю, сын мой, знаю,… и однако его младший брат будет больше него"
[92] "И будь благословением"
[93] хозяин
[94] Руководители Хабада
[95] "И наполнится земля знанием Б-га, как вода покрывает море"
[96] мир сокрытия
[97] мир раскрытия
[98] "Дел рук своих Ты желаешь" (Ийов 14, 15)
[99] жертва всесожжения
[100] каф уподобления
[101] "йеш" сотворенное
[102] "йеш" истинное
[103] буквы
[104] раскрытый роцон
[105] нижняя тшува
[106] высшая тшува
[107] "И славу Мою другому не отдам" (Йешайа 42, 8
[108] удаление
[109] был притянут
[110] См. Тания Игерес аТшуво гл. 8
[111] внутренний, глубинный
[112] глубина
[113] воспринято вовнутрь
[114] Только Израиль и Вс-вышний
[115] "возрадуется Вс-вышний деяниям своим" (Тегилим 104, 31)
[116] "Возрадуется Израиль создателю своему" (Тегилим 149, 2)