Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Воэсханан

Ликутей Сихойс т. 2 стр. 363

Алеф

(В сегодняшней недельной главе говорится: «оз йавдил Мойше шолойш орим… лонус шомо ройцеах…[1]«, что это есть идея городов-убежищ).

Дороги, которые вели в города-убежища, были дрохим месуконим[2], они имели ширину тридцать два локтя, и на каждой развилке был указатель «миклот миклот[3]«, для того, чтобы указать путь, который ведет в города убежища.

Поскольку это было так в материальности, то понятно, что также это и в духовных городах-убежищах, — что это есть слова Торы, как сказано «диврей Тойро койлтин[4]«, для духовного «hойрег нефеш[5]«, как об этом говорилось в маамаре, — есть все эти детали.

Бейс

В действительности наоборот, не потому, что это есть в материальности, поэтому это есть также и в духовности, а наоборот, основная идея это в духовности, и, поскольку это так в духовности, это приходит через гишталшелус[6] также в материальности.

Как это объясняется в ШАЛО[7], о том, что Тора говори о нижних и указывает на высших, что в действительности Тора говорит о высших, но мы воспринимаем ремез[8], который имеет отношение к нижним.

И как это во всех вопросах в Торе, так это и в вопросе городов-убежищ, что все детали, которые есть в материальных городах-убежищах, есть также в духовных городах-убежищах, и наоборот, основная идея этих вещей это в духовности, и это приходит также в материальность.

Гимел

Если бы мы удостоились – мы бы могли брать каждую вещь сверху вниз, т.е., мы бы понимали как эта вещь в духовности, и само собой было бы понятно, что если есть в духовности, то само собой это есть также и в материальности.

Все вещи, которые есть в мире, можно взять сверху вниз, те.е, видеть вещи, как они в духовности, и само собой понять, что также это, наверное, и в материальности.

Квойд кдушас мойри вехами Адмур рассказывал, что его отец, Ребе Рашаб, не переносил, когда его прерывали между омовением рук для еды и благословением гамойци, хотя по закону считается перерывом только разговор или время, тем не менее, он не переносил, когда его прерывали даже в его мысли между омовением рук и благословением гамойци.

В 5654-55 годах профессора медицины открыли новую артерию в мозгу, которая помогает памяти и углубленному размышлению. Один из бней баис рассказал об этом с большим воодушевлением Ребе Рашабу во время еды. Ребе Рашаб выслушал это и ничего не сказал. После благословения после еды он сказал, подождите немного. Тогда он вошел в свою комнату, и принес оттуда небольшой бихл хсидус, рукопись Мителер Ребе, и показал, что там говорится шесть-семь строк про эту артерию. Мителер Ребе там объясняет, что есть артерия в мозгу, которая полна эйдим, и она двигается, вперед и назад, и помогает памяти и углубленному размышлению. Когда эта артерия двигается в сторону мозга хохмо и бино, это помогает памяти, и когда она двигается в сторону мозга даас, это помогает углублению. Поэтому мы видим, что когда человек хочет что то вспомнить, он поднимает голову, и когда он о чем-то углубленно задумывается, он нагибает голову.

Спросили у Ребе Рашаба – если так, то Адмур гоЭмцои был большим профессором? Ребе Рашаб ответил – он – Адмур гоЭмцои – знал об этом, поскольку Свыше в одом элйон это есть, само собой, что у человека внизу это тоже так.

И тем более, вещи, о которых говорится в Торе, можно, несомненно, брать сверху вниз, т.е., брать вещи, как они в духовности, и оттуда учить также в материальности, как говорится в Игерес а-Койдеш в отношении изучения законов Торы в будущем, что из духовности этих вещей будут знать также эти вещи в материальности.

Но, поскольку мы не удостоились этого, нужно брать вещи снизу вверх, видеть вещи, как они в материальности, и из этого учить эти вещи, как они в духовности.

Далет

Также как в материальности, города убежища помогали не только тому, кто убивал по ошибке, но также тому, кто убивал намеренно, поскольку также намеренный убийца убегал в города убежища, пока проводилось расследование, чтобы кровный мститель не мог его убить, также это и в духовности, слова Торы принимают также hойрег нефеш намеренно, т.е., такого, кто совершает грех намеренно.

И также как в материальности, что кроме того, что пути, которые вели в города-убежища, были широкие дороги и исправленные дороги, для того, чтобы убийца мог легко бежать в города убежища, еще на каждой развилке висел указатель, чтобы указать, в какую сторону бежать, поскольку того, что дорога широка и выправлена, недостаточно, если не знать, в какую сторону бежать;

Подобно этому также в духовности, что кроме того, что путь к словам Торы — это легкий и широкий путь, — показывает Вс-вышний, в какую сторону идти, поскольку со стороны свободы выбора, которая была дана, как сказано, «реей носати лефонехо гайойм эс гахаим веэс гатойв веэлс гамовес веэс горо[9]«, то, если не показать ему путь, он может пойти хас вешолом, в левую сторону, он может выбрать смерть и зло. Поэтому Вс-вышний стоит кивйохол с указателем, и говорит ему «миклот миклот», он беспокоится о нем, чтобы он пошел в правую сторону, как сказано, увохарто бахаим[10], что это есть, что «Вс-вышний помогает ему».

Со стороны свободы выбора, которая была дана каждому, что ог может выбрать хас вешолом, также зло, каждый нуждается в помощи свыше, Вс-вышний должен ему сказать: «миклот миклот», иди по пути, который едет к жизни и добру, поскольку даже рабан Йойханан бен Закай говорил, я не знаю, по какой дороге поведут меня, тем более другие, и тем более те, кто находится во время хойшех кофул умехупол[11], они, несомненно, не могут знать, по какой дороге они идут, и они нуждаются в помощи Свыше, чтобы Вс-вышний сказал им, куда идти.

Гей

Но, если он хочет, чтобы Вс-вышний показывал ему путь, куда идти, он сам тоже должен так делать, поскольку мера Вс-вышнего — мера за меру.

Нужно выйти на перекресток дорог, где стоят евреи и не знают в какую сторону идти, нужно идти к ним и кричать: миклот, миклот, идите в правую сторону, которая ведет в миклот, там есть убежище от кровного мстителя, от сотона, который опускается и подстрекает, поднимается и обвиняет, не идите, хас вешолом, в левую сторону, которая ведет в шеойл и авадойн.

И это есть задача, которая лежит на каждом, стать на перекресте дорог, и кричать — миклот, миклот, показывать путь, куда идти. И хотя через это он будет находиться все время на перекрестке, в таком месте, где есть путь, который ведет также в левую сторону, он не должен бояться, поскольку именно через это он исполнят задачу, которая возложена на него.

Как сказал р. Мордехай а-цадик от имени Баал Шем Това: душа опускается вниз в этот мир, и живет семьдесят-восемьдесят лет, ради того, чтобы сделать еврею добро в материальности, и в особенности, в духовности. И стоит стоять все время на перекрестке, ради того, чтобы один раз показать еврею дорогу, который ведет к Торе — убежищу.

Вов

И через это Вс-вышний покажет ему путь, который ведет к жизни и добру.

Когда он придет на перекресток и будет кричать – миклот, миклот, он не знает, будет ли другой его слушать, он не знает даже, слышит ли другой то, что он говорит, он не видит, чтобы вообще шли какие-то люди, но его это не касается. Он — указатель, который стоит на перекрестке и показывает путь к убежищу, путь, что там есть убежище от йецер горо, убежище от сотон.

И хотя, может быть, он ничего не добился, но, поскольку свою задачу он выполнил, он стоял на перекрестке и показывал евреям путь в убежище, за это Вс-вышний укажет ему дорогу увохарто бахаим, что хотя он только лишь ойвед Элойким, еще не эвед Гавайе, т.е., он находится в середине работы, поскольку у него есть еще йецер горо, и не только, что с течением времени он не добился своей работой ослабления йецер горо и он у него такой, как был изначально, но обратно, он стал еще сильнее со временем, что пользовался им для еды и питья и т.д.[12], и со стороны йецер горо он может выбрать хас вешолом, смерть и зло, но Вс-вышний показывает ему путь к жизни и добру, Вс-вышний помогает ему, чтобы спасти его от судящих душу его.

Заин

Квойд кдушас мойри вехами Адмур однажды сказал, что отличие Баал Шем Това от великих мудрецов открытой Торы, которые были тогда, было в том, что у гдойлим[13] в ниглэ[14] был порядок, что приходили к ним учиться, напротив этого, Баал Шем Тов с его учениками не ждали, что прийдут к ним, но они шли в города и поселения, где жили евреи. — Есть объяснение Алтер Ребе и Мителер Ребе по поводу различия между великми мудрецами отрытой Торы и Баал Шем Товом. Это было уже напечатано. И также как отличие пути Баал Шем Това от великих открытой Торы, также это идея городов убежищ, что говорилось раньше, что есть различие, как это по открытой Торе и как это с т.зр. хасидус.

С т.зр. открытой Торы должен быть столб, камень и т.д., и на нем должно быть написано «миклот, миклот». Столб не обращался к прохожему, но, когда кто-либо проходил мимо и приглядывался к тому, что написано на столбе, и, по крайней мере, мог читать, — то он знал путь, куда идти.

Также это в духовности: есть такой, который уезжает из своего места, и приходит на перекресток, т.е, будет находиться среди евреев, которые находятся на перекрестке дорог, и когда он находится там, если кто-то его спросит, — такой, который может «читать» по крайней мере — он покажет ему путь к миклот.

Мсирас нефеш у него есть, что он выехал на перекресток, он но не сдвинулся со своего места, он как стоящий столб, доймем[15].

— Раньше говорили про часы — он идет туда и сюда, он постоянно находится в движении, но он не двигается с места.

Но по объяснению хасидизма, нельзя быть доймем, нужно быть меhалех[16], он должен быть живой человек, человек, у которого есть хайус[17] и тепло, он не должен ждать, пока его спросят, он должен быть живым и не стоять на месте. Если он только видит где-нибудь, что есть еврей, которому он, может быть, может в чем-то помощь, он должен бежать к нему и показать ему путь к убежищу.

И эта задача, которую Ребе возложил на учеников ешив в особенности, что они должны выехать на несколько недель, и кричать «миклот миклот», это путь, который ведет к жизни и добру, они должны быть как указатели, которую указывают дорогу, и живые указатели, не каменные, которые стоят на месте, но живые указатели, которые идут с энергией и жизнью, и показывают каждому дорогу к убежищу.

Хес

Сказано в Геморо и Рамбам приводит это в качестве галохо, что человек должен видеть себя всегда, что он находится в равновесии и мир находится в равновесии. Нужно всегда смотреть на другого человека, что он находится в равновесии, и само собой, одно действие, которое он сейчас сделает, перевесит его в сторону заслуги или наоборот. Более того, он должен думать, что мир находится в равновесии, он со всеми поколениями которые будут после него, и всеми поколениями, которые перед ним, они шкулим[18], и от действия, которое он сейчас сделает, зависит существование всего мира.

Когда бохур, который едет на перекресток, для того, чтобы показать путь, чтобы приблизить сердце Израиля к нашему небесному отцу, задумается о том, что весь мир, все поколения. которые уже были, и все поколения, которые будут, шкулим, и с каждым действием, которое он делает с евреем, он перевешивает весь мир, он не будет доймемдике шилд, который не двигается с места, но он будет живым указателем, он будет бежать вокруг и кричать с энергией, может, ему удастся подействовать чем-то на еврея, что тем самым он перевесит весь мир;

Он обежит все вокруг, и прийдя к еврею, он объяснит ему, что он должен знать, что он уравновешен[19], в каждом положении, в каком он находится, он уравновешен; даже если он большой грешник, он может сделать тшуву, и с одним действием, в один час и в один момент, он может перевесить все свое положение в хорошую сторону, поскольку он уравновешен. С другой стороны – он объяснит ему – он должен знать, что одним действием он может перевесить все свое положение в леумас зэ, хас вешолом; со стороны свободы выбора, которая ему была дана, он может выбрать, хас вешолом, зло, само собой, он должен беречься, делать то, что ведет к жизни и добру, и он – ученик – покажет этому еврею путь к «выбери жизнь».

(из беседы Матойс-Масэй 5712)

[1] «Тогда отделил Мойше три города… чтобы убежал туда убийца…» (Воэсханан 4, 41)

[2] «исправленные пути», как сказано в посуке «тохин лехо а-дерех» – «приготовь себе дорогу» (Шойфтим 19, 3) (прим. переводчика)

[3] убежище

[4] «слова Торы служат убежищем»

[5] букв. «убивающий душу»

[6] опускание со ступени на ступень

[7] «Шней лухойс а-брис»

[8] намек

[9] «Смотри, Я дал перед тобой сегодня жизнь и добро, и смерть и зло» (Ницовим 30, 15)

[10] «И выбери жизнь» (там же, 19)

[11] тьма двойная и удвоенная

[12] см. Тания гл. 13

[13] великие (мудрецы)

[14] открытая Тора

[15] неживая природа

[16] «Идущий»

[17] жизнь, энергия

[18] находятся в равновесии

[19] т.е., уравновешены его грехи и заслуги