Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Беседа с Любавичским Ребе

Ниже приводятся ответы Любавичского Ребе группе ученых и студентов, касающиеся проблем науки и веры. Статья является свободным изложением беседы между Ребе и его слушателями в том виде, в каком она была напечатана в сборнике «Teacher Programm».

Тора является Учением Истины, а значит, универсальна, неизменна и вечна.

Тора всегда и везде была Кодексом жизни, разрешавшим все возникавшие проблемы. И в нашу эпоху она сохраняет все свое значение и роль, охватывая всю жизнь человека с момента рождения.

Очевидно, что нет надобности и запрещено вносить в Тору изменения и приводить ее в соответствие с нуждами или воззрениями сегодняшнего дня: ведь Творец предвидел и сотворил мир таким образом, чтобы он всегда соответствовал изложенному в Торе. В книге «Берейшит» говорится: «Создадим человека по образу нашему, по подобию нашему». Этой фразе посвящено немало комментариев. Согласно одному из них, человек создан по аналогии с Высшим прообразом. Всевышний един и неповторим в своем единстве, единстве диаметрально противоположных категорий. Человек является носителем духовной сущности, принципиально отличной от материальной оболочки.

В человеке существует интеграция разнородных составляющих, подобная единству Всевышнего, воплощающего в Себе единство диаметрально противоположных категорий. Однако у Всевышнего понятие единства носит абсолютный и всеобъемлющий характер, что находит свое выражение в проявлении единства во всей Вселенной. По этой причине Он не желает войн и междоусобиц. Более того, даже инстинкты человека, положительные и отрицательные, достигают своего идеала и подлинного синтеза, когда они подчинены одной цели.

Почему? Да потому, что именно в процессе преодоления душой соблазнов, которыми одержимы тело и порочное начало, в процессе их сдерживания, подавления и превращения в добродетель путем соответствующего воспитания достигается подлинное совершенство тела и души.

ВОПРОС: Ребе говорил об интеграции. Среди своих учеников я нахожу тенденцию к поискам взаимного влияния между Торой и светскими науками, однако этот вопрос весьма скудно освещается в литературе. Какого мнения Ребе на этот счет?

ОТВЕТ: Монотеизм по определению исключает всякое понятие о взаимном влиянии, поскольку Б-жественное присутствие наблюдается везде и во всем; следовательно, нет ничего, что не являлось бы элементом Б-жественной реальности, и не может быть речи о взаимном влиянии двух существующих категорий, учитывая, что единственной существующей реальностью является Б-г.

Если кто-либо полагает, что Б-г властвует лишь в Небесах и покинул землю – иными словами, что существуют две зоны, то такое мировоззрение именуется политеизмом, а не монотеизмом. Подлинный монотеизм предполагает понимание человеком того факта, что все мироздание является органической частью Б-жественного единства. Если во время молитвы человек ощущает и приемлет власть Небес, а по окончании молитвы, приступая к работе и бизнесу, он ощущает над собой уже иную власть, то это в определенной степени является разновидностью язычества. Отсюда вытекает и вывод в отношении так называемого влияния светских наук на Тору. В действительности же влияния светских наук на Тору совершенно не существует, поскольку все науки содержатся в Торе. Вам конечно же известно, что целью научных открытий является отыскание общих закономерностей между различными явлениями природы.

Существует внутренняя связь между электроникой и акустикой, физикой и математикой. Достижение Эйнштейна заключается в том, что он сумел обнаружить связь между массой и энергией. Тот ученый, который обнаружит зависимость между электричеством и гравитационной силой, удостоится еще большего признания. Разделение между различными областями познания исключается: акустика, математика, философия и религия – все они относятся к одной и той же общности.

Формулы, устанавливающие их взаимную зависимость, ждут своего открытия. Тот факт, что эти зависимости до сих пор не выявлены, нисколько не умаляет нашей обязанности рассматривать их как уже принципиально известные. В Талмуде ведь говорится, что незнание не является препятствием.

К примеру, если кто-либо откроет новую геометрическую теорию, то это нисколько не умаляет действия этой теории до момента ее открытия. Взаимосвязь между различными составляющими нашего мира еще будет когда-нибудь обнаружена, но почему же нам не реализовать уже сейчас принципиальные выводы из этих формул?

ВОПРОС: На предыдущей аудиенции вами, Ребе, было предложено максимально упростить процесс преподавания. Имелось ли при этом в виду использование упрощенной терминологии или же упрощение, а быть может, даже изменение содержания?

ОТВЕТ: Все зависит от изучаемой темы. Недопустимо вносить изменение в принципиальные вопросы. С другой стороны, мне не доводилось еще сталкиваться с фундаментальным принципом, который невозможно было бы объяснить в доступной и доходчивой форме.

Простой пример: Тора была вручена в присутствии 600 тысяч мужчин – не все они были образованными; там же присутствовало и множество детей – и все же содержание Торы было понято всеми. Тем не менее возникает вопрос: почему провозглашение десяти заповедей понадобилось сопровождать «громами и молниями» и пр.? Ведь, по сути дела, речь шла о фундаментальных, всем понятных истинах, таких, как обязанность чтить отца и мать, запрет воровать и т. д.

Один из ответов гласит, что даже простые и фундаментальные, всем понятные истины глубоко западают в сознание людей, если они сопровождаются феноменальными, сверхъестественными явлениями. Только тогда люди осознают происходящее во всей его глубине и значительности. Десять заповедей, провозглашение которых сопровождалось громами и молниями, запали глубоко в души евреев. Пробным камнем верности принципам, принятым на себя человеком, является его поведение в процессе испытаний, страданий и борьбы, которые ему приходится преодолевать во имя этих принципов.

Хорошим примером сказанному может служить немецкий народ. В период, предшествовавший войне, он добился огромных успехов в этике, философии и др. Однако во время войны его варварству и низости не было предела. Мораль, этические нормы – все моментально улетучилось. Более того, его варварство и садизм базировались на определенной философской основе. «Прогрессивная» культура немецкого народа моментально исчезла вследствие того, что воспитание в духе порядка и этических принципов носило поверхностный характер.

Резюмируя: преподавание должно вестись в доступной форме, но так, чтобы слова западали слушателям в душу и вызывали положительные реакции.

ВОПРОС: Глядя на вашу библиотеку, понятно, что вы, Ребе, человек всесторонне образованный  ив области Торы, и в науках.

Не считаете ли вы, что педагог, стремящийся привить учащимся углубленное понимание иудаизма, должен исходить из интегрального сочетания идей Торы и наук?

ОТВЕТ: Принципиально это верно. Вместе с тем следует воздержаться от чрезмерной инфильтрации второстепенных тем в основную, даже если они связаны с ней в той или иной мере. Иначе центральная идея затушевывается. Не следует также слишком долго останавливаться на малозначительных подробностях, относительная ценность которых невелика, и на пустопорожнем мудрствовании, вследствие чего учащийся теряет общее понимание темы, т. е. от него ускользает главное.

Поясню сказанное на примере с профессором медицины, лекции которого мне довелось слушать в прошлом. Рассказывая об анатомии ноги, он полностью погрузился в изложение предмета, проанализировал строение мускульной сетки и действие каждого мускула ноги, их взаимодействие и координацию в процессе ходьбы. Он так увлекся, что, закончив лекцию, не смог подняться с места и пойти. Мысли о мышцах ноги, которые необходимо привести в действие, настолько одолели профессора, что стали препятствовать самому процессу ходьбы.

Принципы иудаизма следует излагать четким, ясным языком, без лишнего мудрствования. Как раз чрезмерное философствование и может породить сомнение в душе учащегося. Иудаизм, на мой взгляд, следует преподавать как особую дисциплину, не проводя никаких аналогий с другими религиями. Это позволит сэкономить время и добиться ясности понимания предмета. Разумеется, если у учащихся возникнут сомнения и вопросы, следует как можно подробнее и обстоятельнее ответить на них.

ВОПРОС: Что вы можете сказать по поводу существующих якобы противоречиях между наукой и Торой?

Ответ: Наука не противоречит религии! Новейшие научные открытия не только не опровергают религиозные установки, но подтверждают их. В начале прошлого века почему-то считалось, что естественные науки обладают абсолютной истиной. Кант и Эйнштейн доказали, что это совсем не так, что наука никогда не может установить абсолютную истину. Ученый может сказать только следующее: приняв определенные аксиомы и базируясь на определенных методах доказательств – например, дедуктивном методе, мы придем к таким-то и таким-то результатам.

Однако если вы не приемлете этих положений, то тогда вся цепочка доказательств рассыпается и посредством науки вы не достигнете никаких результатов. Во времена Маймонида ученые также полагали, что они достигли абсолютной истины. Сегодня же, напротив, ученые Сорбонны, Берлина, Колумбийского университета и др. заявляют, что абсолютная истина им не известна. Например, во времена Коперника считалось, что Земля неподвижна, а Солнце вращается вокруг нее. Тех, кто пробовал оспорить эту «абсолютную истину», сжигали на костре. Однако Эйнштейн доказал – невозможно установить, что вращается относительно чего, т. е. сами основы науки исключают подобную возможность.

ВОПРОС: Обнаруживает ли Б-г и ныне свое присутствие в мире, как это имело место во время Синайского Откровения?

ОТВЕТ: Да, но только другим образом. Синайское Откровение было необходимо для того, чтобы устранить какие-либо сомнения в истинности Торы. В этом и состоит основное различие между иудаизмом и другими религиями. Буддизм, ислам, христианство опираются на рассказ или свидетельство одного человека или максимум небольшой группы людей. Христианство, например, основывается на рассказах одного человека, переданных двенадцати миссионерам.

Ислам зародился после события, свидетелем которого якобы был только один человек, события, о котором он сообщил затем своим соплеменникам. Поэтому и в христианстве, и в исламе, и в буддизме всегда есть место сомнениям. Во избежание подобного рода сомнений дарование Торы произошло в присутствии 600 тысяч взрослых мужчин, которые потом передали свидетельство об Откровении своим детям. Поэтому даже самые закоренелые скептики не могут подвергнуть факт дарования Торы малейшему сомнению. После Синайского Откровения более нет надобности в такого рода явлении. Что же касается проявления Всевышнего в мире, то время от времени каждый из нас ощущает, что он вдруг достигает того, что, казалось бы, выше его естественных возможностей. Этот дополнительный потенциал и есть одна из форм проявления Б-жественной деятельности.

ВОПРОС: Могут ли в наше время раввины трактовать Тору по своему усмотрению, как в свое время Маймонид истолковал некоторые отрывки Торы в соответствии с теорией Аристотеля?

ОТВЕТ: Да, если эти толкования не противоречат Торе, врученной нам на горе Синай. Пророк, чьи слова не согласуются с Моисеевым законом, – лжепророк. Точно так же, как в физике существуют законы, которые надлежит принять за исходную точку, так и в Торе существует определенная система правил, аналогий и комментариев. Трактовку, противоречащую этим критериям, следует отвергнуть. Маймонид использовал систему Аристотеля только для комментирования Агады, но не для законодательного кодекса Галахи.

ВОПРОС: Каким образом проявляется единство Б-га в нашем мире?

ОТВЕТ: В глубинной сущности каждого явления нашего мира присутствует Б-жественная искра – источник его существования и жизненной энергии; это в равной степени относится как к человеку, так и к представителям животного мира, флоры и неживой природы. Б-жественная сущность, присутствующая в каждом из творений, одна и та же, и поэтому все особенности творений синтезируются в одно целое, дополняя друг друга. Если бы не Б-жественная искра в каждом из творений – они давно бы уже прекратили свое существование и обратились в абсолютное ничто. Б-г бесконечен и, сообщая творениям жизненную энергию, он наделяет их этим качеством. Действительно, в природе существует закон сохранения вещества. Можно разрушить или изменить форму вещества, но обратить его в ничто невозможно. Вот, например, эта чернильница на моем столе имеет определенные размеры, очертания и т. д. Все эти характеристики можно изменить, но в ее глубинной сущности есть нечто, не поддающееся уничтожению. Это и есть проявление единства Творца в природе.

ВОПРОС: Когда наука занимается обсуждением различных гипотез сотворения мира, не означает ли это своего рода отрицания концепции Торы?

ОТВЕТ: Наука вообще некомпетентна обсуждать этот вопрос. Физика не занимается философией, а лишь существующими явлениями и изменениями, происходящими в них. Возникновение материи из ничего не входит в компетенцию ученого. Он занимается лишь изменениями, происходящими в материи. Но ученый не может изучать никогда не виденных явлений, а именно: возникновения материи из ничего.

ВОПРОС: Существует ли логическое обоснование акта сотворения мира, или нам приходится принимать его на веру?

ОТВЕТ: Это вопрос не одной лишь веры. Например, если в математической задаче существует четыре ответа и доказано,что три из них не верны,то можно, используя принцип формальной логики, сделать вывод, что верен четвертый ответ. Такой метод доказательства – отрицание неверных ответов – и приводит к выводу, что Превечный есть Творец вселенной.

Было бы абсурдом допустить, что, например, вот этот стул не изготовлен кем-либо. Здравый смысл требует, что при наличии любой организованной системы необходимо предположить наличие некой силы, поддерживающей существование этой системы.

ВОПРОС: Вы, Ребе, отметили, что в нашей повседневной жизни мы должны следовать указаниям Торы. Среди нас, однако, далеко не все готовы принять такую концепцию. Есть ли какой-либо смысл в компромиссе? Например, соблюдать кошрут и ходить без головного убора?

ОТВЕТ: Никто не совершенен. Как говорится в книге «Экклезиаст»: «Нет на земле праведника, творящего добро и не согрешившего». Но это ведь ни в коей мере не умаляет добродетелей праведника. Каждый положительный поступок увлекает человека к совершению других добрых дел.

ВОПРОС: Я имею в виду постоянный компромисс, когда человек решает, что вообще не заинтересован в соблюдении определенной заповеди.

ОТВЕТ: Тора и ее заповеди не допускают компромиссов. Но каждый должен исполнять сегодня то, что может. Завтра попытается сделать больше, а может быть, и не завтра, а в отдаленном будущем. Б-г терпелив, но зачем же откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня?

ВОПРОС: Я выходец из маленькой общины и не получил еврейского воспитания. Реформистское течение кажется мне слишком поверхностным и хаотичным. Вместе с тем мне кажется, что соблюдение требований ортодоксального иудаизма мне просто не по плечу.

ОТВЕТ: Мое принципиальное неприятие реформистского и консервативного течений связано с тем, что они готовы к компромиссам в принципиальных вопросах еврейской религии. Наши мудрецы говорили так: «Не тебе надлежит закончить работу». От человека не требуется изучить в один присест всю Тору и исполнить все заповеди в одночасье. Вы молоды, и у вас все впереди. Вы можете использовать свою жизнь для учебы и добрых дел даже более эффективно, чем те, кто с детства воспитывался в еврейском духе. Начните с Пятикнижия, с Краткого свода законов в понятном вам переводе. Не гонитесь за большим, учите понемногу каждый день, но старайтесь идти верным путем. Избегайте состояния самоудовлетворенности, ощущения, будто бы вы достигли вершины. Знайте, что вам всегда есть к чему стремиться и что Всевышний дает вам силы для достижения цели. В иудаизме существует концепция, требующая непрерывного ежедневного совершенствования. Рабби Акиве было 40 лет, он был главой семьи, но, несмотря на это, начал изучать Тору буквально с алфавита. С течением времени рабби Акива стал одним из величайших знатоков Торы за всю историю еврейского народа. Вывод: нет преград перед волей.