Пурим 5718

Издание: Ваад ганохойс, ч. 3

Симан 44

Известна сиха, которую сказал Адмур Рашаб, основатель первой ешивы "томхей тмимим", и Ребе Райац повторил ее и распространил ее, на основе того, что сказали Разал "Каждый, выходящий на войну дома Давида, пишет гет крисус[1] своей жене".

И идея этих слов - что поскольку мы находимся сейчас в поколении иквесо димшихо[2], что тогда есть такие, которые "ашер хейрфу ойвехо Гавайе, ашер хейрфу иквойс мешихехо[3]", тогда должна быть "война дома Давида".

И те, кто должны выйти на "войну дома Давида" - это ученики ешивы Томхей Тмимим, - поскольку в войне нужны не только командиры, которые стоят "во главе народа", но нужны также те, кто "кол айойцей цово беИсроэл[4]", и, как объясняется в гемшехе[5] маамарим дня Гилуло[6], Боси леГани, в отношении порядка в армии, что несмотря на то, что награда и почет победы достается начальникам войска, тем не менее, те, кто приводит победу практически - это аншей ахайиль, солдаты, которые стоят на своем посту в наступлении, и тем более, в обороне.

И поэтому должен быть у них аспект "койсев гет крисус леиштой[7]",  - что это относится в общем, к делам этого мира, и более детально, к потребностям тела, ибо душа и тело сравниваются с мужчиной и женщиной, т.е. что кроме внутренней Воли и внутренней идеи - исполнения Высшей Воли, он оторван ("эр из опгешнитн") от всех остальных дел.

Когда ученик приходит в ешиву Томхей Тмимим, он должен освободить себя (зих опзогн) от всех материальных дел, мыслей по поводу торговли, по поводу "тахлис", и даже от мысли нравиться руководству ешивы, машпиа или рош ешива; то, что касается его - это только слушать внимательно и исполнять их слова, как объясняет Ребе Рашаб, в известной сихе, по поводу ор машпиа и ор мекабель, и посредством этого стоит он в положении и состоянии "шивиси ведоймамти", как доймем, так что есть только он и Ацмус, (как говорит Ребе в сихе), и таким образом он занимается всеми своими делами, и тогда есть обещание, что побеждают в "войне дома Давида".

Симан 45

И вот, порядок вещей в войне в буквальном смысле, что несмотря на то, что "пишет гет крисус леиштой", и чтобы это было как надо, он должен делать это с цельным сердцем, и посредством этого будет выход на войну способом "ал йейрах левавхем[8]" - тем не менее, это только временно, на время войны, но, когда он возвращался с войны с миром, он возвращался к своей жене, и более того, после разлуки любовь была еще сильнее.

И также это также в нимшол - в выходе на "войну дома Давида", против тех, кто "хейрфу иквойс мешихехо".

И сначала следует объяснить, что "пример" (мошол) в Торе - это не случайность (как говорилось выше п.3), но, как объясняется в Тании, в отношении десяти сил души, что они "напротив десяти высших сфирот", поскольку "произошли их них". И, как объясняется в Тора Ор, в объяснении посука "вайдабер шлойшес алофим мошол", что "мошол" - это поверхность и  материальность вещи, как она находится в более высоком мире, и так притягивается и опускается со ступени на ступень, три тысячи ступеней, пока не достигает этого мира, и не только, но что эти три тысячи ступеней - это только в БИА, и есть еще множество ступеней выше...

И отсюда понятно, что также как в войне по простому смыслу, после того, как он возвращался с войны. возвращается муж к его жене, и после разлуки, любовь сильнее, - также это в выходе на "войну дома Давида" в поколении "пяток Мошиаха", что несмотря на то, что временно он пишет гет крисус своей жене, делам материального тела и делам мира, тем не менее, обещано ему Вс-вышнего, что он победит в войне и вернется с миром, и тогда усилится любовь мужа к жене гораздо сильнее, как объясняется далее.

Симан 46

И это будет понятно в соответствии с тем, что объясняется про начала чуда Пурима - "и была взята Эстер к царю Ахашверошу... в десятый месяц - это месяц тейвес", и приводится в Геморо "месяц, когда тело наслаждается телом":

среди объяснений на Мегилу, есть также объяснение Мидраша, что "царь Ахашверош" указывает на "царя мира", Которому принадлежит начало и конец, и для тех, кто нуждается в доказательстве также из ниглэ в Торе  - это объяснение приводит также Рамо в своем комментарии "мхир яин".

И про это сказано "тело наслаждается телом", т.е. что тело Свыше, ацмус и магус, наслаждается телом еврея, что это есть сущность и суть еврея, и таким образом, что оба эти объяснения, тело Свыше и тело внизу, это одно целое, ибо намерение ацмус, (тело Свыше) оно в работе еврея, в практическом действии, в исполнении практических мицвойс, включая также заповеди, обязанность исполнения которых лежит на разуме и сердце, посредством тела (что к этому имеет отношение каждый и каждый из Израиля)

И еще, что исполнение заповедей обязанности  мозга и сердца, должно быть их исполнение таким образом, что "хуко хокакти гзейро гозартиэйн лэхо ршус легаргер ахарего" - что это есть аспект доймем – гуф - в мозгу и в сердце -

как объясняет Адмур Рашаб в известной сихе, что все мицвойс относятся к ацмус, и посредством их "берут" ацмус.

И этот аспект будет в раскрытии в будущем мире, что тогда будет "тело наслаждается от тела", и вплоть до того, что также душа будет получать свой хайус от тела еврея.

И подготовка к этому - посредством исполнения мицвойс способом месирус нефеш (что это есть идея Пурима) - как объясняется в хасидус диюк лошон "месирус нефеш", а не "месирас гуф", что это есть идея месирас роцойн, т.е. что устраняет совершенно свои желания, и не таким образом, что нет у него собственных желаний. но так, что его желание - это желание Творца, так, что само собой, будет все его действия так как нужно, несмотря на то, что сам по себе он в циюр "лой йода", что нет у него никакого знания и  чувства, и наоборот - бгеймойс - гоиси имох", как объясняется в Тании.

И в соответствии с этим понятно, что, когда завершают войну дома Довида (после того, так перед этим "пишет гет крисус своей жене") полной и окончательной победой, - тогда возвращается и происходит соединение мужчины и женщины (Вс-вышний и кнесес Исроэл) с еще большей любовью и приязнью, и таким образом, что есть оба достоинства "ахойси райоси", как объясняется в Ликутей Тойро, и в комментариях рабойсейну несиейну после этого, что есть достоинство в любви "ахойси", и есть достоинство в любви "райоси", и оба это достоинства есть в служении Израиля.

И посредством этого раскроется также в мире, еще более высоким способом, чем раньше, когда "мир был сотворен в полноте совей" - ведь после окончания бирурим будет притяжение кав таким образом, что также в окончании своем будет прилеплен к игул годойл, что посредством этого будет раскрытие Б-жественности всюду одинаково, без различия выше и ниже ("ойс майло ун ойс мато"), что это есть аспект ад лой йода, "рейшис веахарис шелой".

Симан 47

Следует из всего вышесказанного:

Ученики Томхей Тмимим от начала ее создания до конца дней - это те, кто завершат войну Дома Довида полной победой.

Им следует знать, что эта война -  это не как "киниго", которую делают цари, ибо ведь знают по простому, что будет победа в войне, но что поднялось в воле Вс-вышнего, чтобы был нахас руах перед ним, чтобы выглядело для марис аин, как будто бы есть сомнение в этом, но на самом деле это ясное дело, что будет победа, и с радостью и с добрым сердцем.

И вплоть до того, что приводят выполнение обещания "ибо все они познают Меня, от малых их до великих их" - "Меня" именно, как объясняется в хасидус, что "Меня" - это выше чем имя Гавайе, "Ани Гавайе гу шми", что это только имя, а "Меня" указывает на Сущность Его, Благословен Он, "Онойхи", "что не указывается ни буквой, и ни венчиком буквы", и притягивают это вниз, - чтобы было у Него, Благословен Он, жилище в нижних.

И как говорилось, что все это делают те, кто выходит на войну дома Довида, и в особенности в поколении, когда "хейрфу иквойс мешихехо", и вплоть до полной победы, "веавди Довид мелех алейгем"

***

симан 48

Ребе Раяц рассказывал про Алтер Ребе, что когда он убегал из Ляд от Наполеона и его армии [во время войны между Россией и Францией, ибо Алтер Ребе был против Наполеона во всех его делах], то после того, как уже отъехал около двух верст, он срочно вернулся в Ляды, и поспешил в свой дом, и приказал тщательно  обследовать, не осталось ли из вещей его дом чего либо, и нашли пару домашней обуви ("пантопл"), и приказал взять их с собой. И только вышел Алтер Ребе из города, как вошел первый гонец войска Наполеона в город с другой стороны, и через короткое время пришел сам Наполеон, и поспешили к дому Алтер Ребе в надежде найти что либо из его вещей.

И идея объяснения в этом:

приводится в Геморо, что у праведников важны и любимы даже "пахим ктаним", и, т.е., поскольку работа праведника - она способом "во всех твоих путях познай Его", что все его дела - это сосуд для Б-жественности.

И поэтому, даже когда речь идет о наалей баис, что это есть аспект одежды только, и даже не одежда для головы или сердца или рук, но одежда для самой нижней части в человеке, что в самой ноге это пятка ноги, то поскольку посредством работы "во всех твоих путях познай Его" стали также они сосудом для Б-жественности, то Алтер Ребе не хотел, чтобы они попали в руки и остались у противников Б-жественности, поскольку посредством этого может быть добавление сил в аспектах леумас зэ.

И отсюда понятно, в какой степени следует быть осторожным также в аспектах дакус, ибо, когда есть аспект билти роцуй в дакус, то это может опуститься и прийти также в гасус.

Симан 49

И, как мы находим относительно Гилеля и Шамая,  - что, хотя они спорили только по трем вопросам, но "с тех пор, как умножились ученики Гилеля и Шамая, которые "лой шимшу кол цоркон", умножились споры в Израиле"

И представь себе:

Речь идет об учениках Гилеля и Шамая, что их достоинство очень велико, как приводится в Геморо по поводу учеников старого Гилеля, чо их них были такие, которые был и достойны, что будет покоиться на них Шхина как Мойше рабейну", "самый малый из всех них - рабан Йоханан бен Закай", что "сказали про него..."

И, поскольку речь идет об учениках, что Гилель и Шамай сами учились с ними, и из них была построена устная Тора, то понятно, что аспект "лой шимшу кол цоркон" - это только относительно их уровня, и также их споры и различные мнения - они в самой святости.

И тем не менее, из аспекта махлойкес в святости опускается и приходит в мире со ступени на ступень, "три тысячи притч" (как говорилось выше п.45) пока не происходит махлойкес в леумас зэ.

И подобно этому мы находим относительно йом шейни, что не сказано в отношении него ки тойв, поскольку "в него было сотворено разделение", как сказано "и будет разделять между водой и водой", что хотя это "разделение" - это разделение между высшими водами и нижними водами, что это есть аспекты святости, как объясняется в хасидус, что это есть аспекты сфирас хозма и и сфирас малхус, тем не менее, поскольку, в конечном счете, это есть аспект разделения, происходит из этого, что "в него был сотворен гейином", что это есть аспект исправления грехов, которые есть махлойкес против Вс-вышнего, кивйохойл, "знает своего господина и восстает против него сознательно", что это есть идея Амолека, что его уничтожение ("мохой эмхэ эс зэхер амолек") - в Пурим.

Симан нун

В соответствии с выше сказанным понятна также причина того, что даже в святости есть несколько систем и течений, несмотря на то, что источник их всех - это простое единство.

И отсюда понятно также, что, в конце концов, должны объединиться все вместе, подобно тому, что говорилось выше (в маамаре) в отношении буквы шин, что хотя есть в ней три линии, но они соединяются внизу, и посредством этого притягивают вниз аспект единства Вс-вышнего.

Однако, в каждом деле есть "средняя линия", и поэтому следует идти изначально по средней линии:

достоинство средней линии в том, что она объединяет все линии, подобно средней свече меноры, про которую сказано "напротив лица меноры будут светить семь свечей", и в конечном счете, также две линии объединятся и перемешаются в средней линии.

Но до того, как они объединились, идея "эмес леамитой" существует только в средней линии, в отличие от остальных двух линий, несмотря на то, что поскольку это святость, то это также истина, но тем не менее, это не есть эмес леамитой,  что только она существует вовеки, и, как сказано, что в конечном счете, они идут и перемешиваются в средней линии, и также, что одна линия – это может быть от этого непрочно, и может быть от этого питание и т.д.

И как мы находим в Мидраше в отношении достоинства Яакова, кав оэмцои, что "Авраам был спасен из огненной печи только в  заслугу Якова.. предвидел Вс-вышний, что Яков выйдет из него, сказал, достоин он быть спасенным в заслугу Якова, это то, что сказано в посуке "Якво, который искупил Авраама".

И идея в этом, как объясняется в хасидус, что несмотря на то, что Авраам - он из святых отцов, "не называют овойс, но только троих, тем не менее, поскольку его служение было только в линии хесед и агаво, то не во всяком месте он может действовать ("нит уметум кен дос дурхтрогн"). И подобно этому в отношении Ицхака, что его служение было в линии гвуро только. И цель и совершенство служения - "И установил свидетельство в Якове и Тору установил в Израиле" - служение, пригодной для каждой души, что это есть служение со стороны средней линии.

И также в самом учении хасидизма - есть подходы со стороны линии хесед, что от них происходят аспекты агавас Исроэл, и есть подходы со стороны линии гвуро, ч то их них происходят аспекты кфейдойс и диним; но есть способ служения системы Хабада, что это в средней линии, что посредством этого объединяются все силы души, и т.е., что несмотря на то, что мидойс сами по себе они есть анфин миспордин (как говорилось выше в маамаре), но со стороны мойхин в голове, происходит ахдус также в мидойс, чтобы не было йенико хас вешолом.

Симан 51

И отсюда понятно также в отношении выхода на войну дома Довида:

Для того, чтобы выйти на войну, - невозможно быть "человек боящийся и мягкий сердцем", "который не может устоять в сражении", включая также такого, который может выстоять в одной войне, но не в другой войне, что поскольку его служение оно в определенной линии, он не может выстоять в войне которая в другой линии.

И поэтому, для того, чтобы выйти на войну дома Давида, нужно быть цельным человеком, т.е. что он имеет отношение к средней линии, и из-за этого он может выстоять во всех войнах, - как те, которые со стороны хасодим, и также те, которые со стороны гвуройс, - и победить  в них.

И из этого ясно, что "каждый выходящий на войну дома Давида" должен получить воспитание в  дороге учения Хабад именно, что это в средней линии.

Симан 52

И вот, поскольку в скором времени в наши дни придет Мошиах цидкейну, - то само собой понятно, что не будет приятно, когда отец будет стоять вместе со всеми тмимим, а своего сына будет вынужден послать в другой лагерь... поскольку он учился и воспитывался по другой системе, отличной от системы, в которой учился и воспитывался отец.

и тем более, что могу также кричать "сын - колено отца", так что будет исследование, кто должен идти к кому...

И совет на это - что поскольку находимся в секунды, когда "вот он стоит за нашей стеной", он может "схватить" и привести своего сына в Томхей Тмимим, и тогда это будет таким образом - как говорит Мойше в трактате Рош аШоно, - что отец и сын свидетельствуют рождение месяца.

Симан 53

И не для дрошо я пришел, но намерение в этом буквально:

все те, кто учился в Томхей тмимим, и посылают своих детей учиться в других ешивах, - должны послать их в Томхей Тмимим, чтобы они получили воспитание, которое дается в Томхей Тмимим. И подобно этому в отношении девушек, - послать их в воспитательные учреждения в соответствии с системой Хабада.

И также в другую сторону, что сыновья, которые учатся в Томхей Тмимим, и также дочери, которые учатся в Хабадских воспитательных учреждениях, - должны стараться также в отношении своих родителей, "записать" их в Томхей Тмимим, в отношении их дел.

(и закончил Ребе Шлита)

Поскольку говорят сейчас способом "либасумей ад лой йода" - то со стороны аспекта "лой йода"- было бы правильно, чтобы все записались в Томхей тмимим, и языком, который сговорится в Пурим, "от малого до старца, дети и женщины в один день" - немедленно в Шушан пурим, и не отталкивать это не потом; самому, своей душой, своей Торой, и не забыть также про свое имущество.

И тогда все будет в совершенстве - "цельный" человек, и как говорит Геморо "и пришел Яков цельным"- "цельный своим телом, цельный своим имуществом, цельный своей Торой", и также "цельный своей душой",

и таким образом, - в цельности, "томим" - идут навстречу Мошиах цидкейну, в скором времени в наши дни буквально.

[Ребе Шлита указал нескольким и нескольким сказать лехаим на большой стакан, таким образом, чтобы было "ад лой йода", и добавил с усмешкой - почему смотрят с удивлением?! если есть еврей, который хочет сказать лехаим, - смотрят на него с удивлением?

[Ребе Шлита начал петь "даркехо Элойкейну"]

 

 



[1] Разводное письмо

[2] "пятки Мошиаха"

[3] "что оскверняют враги Твои, Вс-вышний, что оскверняют пятки Мошиаха Твоего" (Тегилим, 89 в конце)

[4] "каждый выходящий в армию в Израиле"

[5] продолжение

[6] Йуд шват

[7] "пишет разводное письмо своей жене"

[8] "не размягчится сердце ваше"

 

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру