Малхут: когда раскрывается истина, мир замирает

Последняя сфира, малхут, еще более субъективна. Один человек написал мне, что, возможно, солнце, которое остановилось – это метафора. Что она означает? Это, примерно, как сказать: «Когда Кеннеди говорил, мир замер». Дословная цитата написавшего мне это письмо.

Иногда есть какое-то очень сильное, глубокое переживание, вместо Кеннеди можно сказать, что приходит царь Мошиах, и обращается к народу. И каждый чувствует, что время остановилось.

Почему Вы ощущаете, что время остановилось? Это замечательная мысль и психологически она очень точна: это то, что происходит с нами перед лицом, в присутствии истины. Истина столь противоестественна, ведь мир, в котором мы живем – это мир лжи, не мир истины. Истина столь противоестественна, что когда кто-либо говорит правду – я не знаю, насколько Кеннеди говорил правду – но когда раскрывается истина, то мир замирает. Природа замирает. В вашей душе мир замирает, потому что сейчас истина проявляет себя.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Йесод — «конечное, вмещающее бесконечность»

Следующая мысль связана со сфирой йесод. Йесод — это орган размножения, и он называется «маленький орган, содержащий в себе все». Есть стих Писания, в котором говорится:: «Тебе, Вс-вышний, (принадлежат) величие (хесед), гвура (сила), тиферет (красота), нецах (победа) и hод (благодарность). Мы видим, что в этом стихе перечислены по порядку все сфирот, начиная от хесед и до hод. Следующее слово там — кол (все), ки кол башамаим уваарец, «ибо все на небесах и на земле». Cфира йесод названа здесь словом кол (все).

Конечное, вмещающее бесконечность
Что означает «все»? Это само по себе чудо, которое называется у Хазаль «малое, вмещающее большое». Нечто конечное, ограниченное, вмещающее в себе бесконечность. Это есть тайна продолжения рода. Ибо способность продолжения рода есть сила бесконечности. Но даже физически это символизируется малым, содержащим вас целиком.

«Остановить солнце» субъективно означает «качественное время», «успех во времени»
Как это связано с истиной и способностью остановить солнце? Мысль состояла в том, что, возможно, «остановить солнце» не означает, что в дне буквально стало больше часов - таков буквальный смысл Писания и буквальное понимание смысла слов мудрецов. Но возможно, мы можем истолковать это так, что в ограниченный период времени было уместилось огромное содержание, которое, естественным путем, не могло бы быть уместиться в этот отрезок времени.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Тиферет: души, связанные с Торой

Третья, совершенно замечательная мысль — что «общий знаменатель» этих трех великих душ, Моше, Йеошуа и Накдимона бен Гуриона, состоит в том, что все они очень крепко связаны с Торой. Моше даровал нам Тору, он, несомненно, наиболее крепко связан с Торой. «Помните Тору Моше, слуги Моего», Тора называется именем Моше, «Торат Моше». Есть еще один стих, первый стих, которому учат еврейского ребенка, как только он начинает говорить: «Тору заповедал нам Моше». Моисей — это сама Тора.

Йеошуа — «получатель» Торы
Что с Йеошуа? Йеошуа — воин, царь, лидер еврейского народа. Но в самом начале книги Йеошуа, в первой главе книги Йеошуа, Вс-вышний говорит ему, что весь твой успех в завоевании и заселении страны Израиля зависит только от одного: «и размышляй о них днем и ночью[1]». Моше дал еврейскому народу Тору, Моше дал тебе Тору, ты — получил Тору, как мы говорим в Пиркей Авот, в «Этике Отцов»: «Моше получил Тору с Синая и передал ее Йеошуа». Сейчас это твоя ответственность. Твое служение состоит в том, чтобы «размышлять о них днем и ночью». Никогда не прекращай говорить, обучать, учить слова Торы. Это тайна твоего успеха во всех твоих делах.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Гвура: изменяя себя, мы изменяем мир

Мы перейдем сейчас ко второй мысли. Она была высказана одним из наших старых учеников, который сказал, что помнит наш очень старый урок, что слово эмет, 441, имеет ту же гиматрию, что и фраза тэва шени. Тэва шени означает «вторая натура».

Каждый из нас родился с определенными природными качествами, и Служение, служение Вс-вышнему заключается в том, чтобы достичь, развить, вырастить — это тоже своего рода метаморфоза — свою вторую натуру.

Какова наша истинная природа?
На первый взгляд, можно было бы подумать, что наша изначальная природа, та, с которой мы родились на свет, это и есть истина, наша истинная природа. Но нет, мы учили, что та природа, с которой человек рождается на свет, это его мир тоу, мир хаоса, подобный первой попытке Вс-вышнего создать мир, который был разрушен. Это удивительный процесс очищения и исправления сосудов, поднятия искр святости, пока не появляется второй мир, очищенный и исправленный. Это и есть истинный, настоящий мир, который Вс-вышний стремился создать изначально. Но Он хотел, чтобы была изначальная природа, которая разбивается, чтобы потом прийти, достичь, раскрыть вторую природу.

Наше истинное «Я» это не есть наше врожденное «Я». Наше настоящее «Я» - это наше второе «Я», если только мы удостаиваемся очистить и проявить свою вторую натуру. Это наш очень старый «ворт».

Души, способные трансформировать свою изначальную природу
Основываясь на этом уроке, он высказал идею, что эти три души были способны преодолеть, преобразовать, трансформировать собственную изначальную природу во вторую природу. И когда человек способен сделать это с самим собой, принять, что его вторая природа и есть его истинная природа, тогда он способен также взять изначальную природу мироздания, и изменить ее.

Законы природы отражают изначальную природу мира. Но мир существует не только ради законов природы. Есть также чудеса. Вс-вышний создал этот мир, чтобы тот подчинялся Его воле, не важно, или это обычные законы природы, или же, время от времени, это чудеса, изменяющие законы природы. Если мы способны вырасти из своей изначальной природы, и принять свою вторую природу, это дает нам также силы взять мир как он есть, или законы природы, как они есть, и привести их ко второй природе, которая есть их истинная природа, которая состоит в том, чтобы подчиняться воле Вс-вышнего.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Трое великих праведников, остановивших солнце (1)

Добрый вечер всем, и доброе утро тем, кто в Америке. На нескольких последних встречах мы говорили о качестве эмет, истине. Сначала мы обсуждали это понятие с точки зрения современных философских теорий истины. На нашей последней встрече мы начали обсуждать это чисто с точки зрения Торы. В конце нашего последнего ежемесячного урока, мы прочитали целый отрывок из Гемары, где рассказывается история трех великих праведников, обладавших способностью остановить солнце. Это были Моше, Йегошуа, и Накдимон бен Гурион. Последнее имя куда менее известно.

История Йегошуа изложена в книге Йегошуа. По поводу Моше - есть мнение Хазаль, что если ученик (Йегошуа) мог такое сделать, очевидно, что также его учитель (Моше) мог это сделать тоже. Так мудрецы учат, что Моше рабейну также остановил солнце. Последняя, наиболее удивительная история, это история времен конца Второго Храма, одного очень богатого еврея, обеспечившего водой все те десятки тысяч людей, которые приходили в Храм, чтобы отмечать праздники «регалим».

Он приобретал воду у римского наместника, и он договорился с наместником, что если он возвращает воду до определенной даты, то все хорошо. Если нет — он должен заплатить какую-то немыслимую сумму денег. И вот этот последний день оплаты наступает, но дождя, который наполнил бы хранилища воды этого наместника - нет и нет. День уже клонится к закату, и если до вечера не будет дождя, то нужно будет заплатить немыслимую сумму денег. И он пошел в Храм, и начал молиться.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Самореализация и конфликт

По мотивам урока рава, который "в работе" (т.е., я пока что в английской версии).
Рав говорит - и очень подробно, о том, что йесод - это самореализация. Стремление к самореализации, заложено в человека точно так же, как стремление к продолжению рода. И поэтому самореализация у рава - это тот же самый орган, который отвечает за репродуктивную функцию.
**

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

О контексте

Тора пишется чернилами на пергаменте. Черными чернилами на белом пергаменте. Есть известный ворт Магида, что три пустые строки перед Берейшит - это ацмут - не помню точно ворт, но это смысл.
Так или иначе Магид говорит, что главное - это пергамент, что буквы Торы не висят в воздухе, а существуют в каком-то контексте.
На мой взгляд, "пергамент" Торы это "материя" нашей жизни. И вне этого "контекста" адекватное понимание Торы невозможно.
Поэтому Гемара Брахот - самый первый вопрос Гемары на Мишну это "тана эйха каи" - это вопрос контекста. Первый вопрос Гемары это "в каком контексте сказана данная мишна". Без знания контекста адекватное понимание Торы невозможно.

Рубрика: | Добавить комментарий

"Другое обьяснение" у Раши

Когда я -цать лет назад пришел к Pinchas Polonsky учить хумаш с Раши, то одним из первых, и, наверное, самых важных понятий, которые мне там объяснили, было "давар ахер" в Раши..

Нет, не в том смысле, в котором обычно употребляется это выражение, а в том смысле, как это употребляет Раши. Иногда Раши приводит какое-то объяснение. Но по той или иной причине оно его не удовлетворяет. И он приводит другое объяснение. Бывает так, что и второго объяснения недостаточно. И тогда приводится третье объяснение. Вот это "другое объяснение" и есть "давар ахер" у Раши.

Пинхас тогда объяснил, что "давар ахер" означает, что ни одно объяснение само по себе не удовлетворяет Раши полностью. В каждом из них есть какая-то проблема. И поэтому требуется "другое объяснение", а иногда даже третье.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Творит ли Б-г зло?

Нужно понять простую вещь. Б-г един это только на ступени даат эльон (высшее знание, высшее единство). На ступени нижнего знания и нижнего единства нет по-настоящему "Б-г един". Это, собственно начало 2 части Тании.

Теперь. Объясняется в хасидут, что по-настоящему высшее единство - это ступень самых больших праведников. Рав объясняет, например, что ступень Ребе это даат эльон (высшее единство).

Нам же лишь дают "попробовать" от высшего единства. Но если человек глотнет этого единства больше, чем он может выдержать, то "сосуды не выдержат света".

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

"Акедат Ицхак" как основа исправления личности.

Это совершенно фантастический, на мой взгляд, урок рава, данный, по традиции, в начале очередного семестра семинара «Торат аНефеш» в Иерусалиме.

В рамках данного урока рав не только разворачивает общую концепцию понятия тикун а-нефеш (исправление личности), как это понимается в учении хасидизма, но и добавляет очень важный «этаж», который, для меня лично, совершенно нов и не очевиден. Собственно, рав так и говорит на уроке, что это нечто новое.

Урок сложный, с массой лирических отступлений, и большим количеством повторений, поэтому я попытаюсь дать в предисловии некоторое общее направление изложения.

Урок начинается, как это принято в еврейской традиции, с некоторой аллюзии к недельной главе, когда происходил данный семинар. Далее выясняется, что одна из центральных тем недельной главы — акедат Ицхак — вдруг оказывается центральной идеей во всем процессе исправления личности…

Итак, общая концепция.

Есть мир хаоса и мир тикун. Мир хаоса неустойчив и «взрывается». Мир тикун — устойчив. Эти «миры» существуют в душе каждого человека. Это своего рода архетипы человеческой психики. Весь вектор исправления личности — это превратить «мир хаоса» в душе человека в «мир тикун».

Мир хаоса характеризуется как «мир точек». Личность мира хаоса не видит общей картины, видит только точки. При этом эти «точки» несут огромную энергию. Т.е., если человек «хаоса» несет энергию «хесед» - это это хесед без границ. А если это гвура — то это только гвура, также без границ. В общем, это характеризуется в хасидизме, как состояние «катнут», детская, инфантильная психика.

Мир тикун — это мир «парцуфим». Там каждая эмоция «включает» в себя все остальные. Там нет такой бешеной энергии эмоций, как в мире хаоса. Зато там есть стабильность и устойчивость. Это характеризуется как «гадлут», взрослая психика.

Вопрос, как запустить «процесс взросления», как превратить хаос в тикун, не потеряв всех достоинств энергетики хаоса — это центральный вопрос «торат-а-нефеш» хасидизма.

Обычно говорится о том, что процесс взросления — это процесс иткалелут. Когда «хесед» обнаруживает, что кроме хесед есть еще гвура. Что не всегда избыточный хесед полезен. Когда гвура обнаруживает, что также у применения силы и суда есть свои границы. Это — то что обычно обсуждается, как достичь иткалелут. Рав на уроке обращает внимание что слово иткалелут очень похоже на слово кли (сосуд, инструмент). И делает вывод: иткалелут — это исправление сосудов.

Достаточно ли только иткалелут, только исправления сосудов, для исправления личности, для решения психологических проблем личности? — Очень часто можно услышать ответ: да. Это все. Необходимо и достаточно.

Здесь на уроке рав делает неожиданный ход. И говорит: исправления сосудов недостаточно! Это необходимо, это первая, необходимая ступень, это стартовая площадка, это «земля», это фундамент, на котором все основано. Но это еще не все исправление.

Что же еще? Рав использует аллюзию акедат Ицхак, и терминологию Зоара, чтобы объяснить что еще. Парадоксальным образом, основа исправления личности — так объясняется в уроке — это полностью «перевернуться» в нечто противоположное. Т.е., не просто хесед, который сознает, что есть логика также в гвура. Это недостаточно! Нужно, чтобы человек «хесед» на какой-то момент стал целиком человеком гвура». Пример — Авраам (хесед), который в момент акеда превращается в гвура (страх). Что происходит с Ицхаком? Зоар говорит, что он тоже переворачивается. В момент акеда он испытывает сильнейшую любовь, качество Авраама.

Собственно, объяснению этой идеи — акедат Ицхак, и его каббалистической аналогии — ахлифу духтайу, что по-простому означает переворот, перевернуться в свою противоположность, и этим достичь исправления и совершенства — и посвящен этот урок.

В продолжение урока подробно обьясняется сначала понятие иткалелут, т.е., исправление сосудов. Далее вводится понятие перемены мест, ахлифу духтайу. Дальше это понятие перемены мест объясняется на уровне тела, действий, разума, воли, наслаждения, и, наконец, веры.

Конечно, самый интересный вопрос, это энергетика процесса. Какую энергию, какой свет следует привлечь, чтобы запустить процесс перемены места? Общий ответ, что это энергия кетер. Если для исправления сосудов достаточно, чтобы сфирот начали «смотреть в глаза» друг другу (также подробно объясняется на уроке, что это означает), то для исправления светов требуется, в общем, энергия кетер.

В мире хаоса энергия кетер в принципе недоступна, из-за структуры, которая называется «одна под другой». В мире тикун кетер «смотрит в глаза» тиферету, и это основа исправления светов.

В самом конце, «вишенка на торте» рав объясняет, что вера, по сути, означает выбор. И «сменить веру» (звучит страшно, аж жуть), означает, по сути, сменить свои приоритеты, изменить свой выбор.

Рубрика: | Добавить комментарий