Нечистое, запрещенное и негодное

Рав Ицхак Гинзбург, урок «йесод ше-бе-йесод», Кфар Хабад[1].

Есть один друш[2] у рабби Айзика в книге Хана Ариэль, который объясняет различие между нечистым, запрещенным и негодным (на иврите: таме, асур, пасуль). Есть три пары близких понятий: чистое и нечистое (тума и таара), разрешенное и запрещенное (исур и гейтер), и годное и негодное (кашер и пасуль). Несколько напоминает то, что мы говорили несколько недель назад[3] по поводу «счета после счета», что есть клипот (нечистые оболочки) и есть тума (нечистота), и есть сигим («примеси») и т.д. Если говорить коротко, идея его друш состоит в том, что тот кто таме (нечист), находится во дворцах клипот. Он как бы «заключен» там, он находится там как в тюрьме. Там он может делать даже добрые дела. Все мы нечисты в наше время, и тем не менее, можно исполнять заповеди и делать добрые дела. Из-за нечистоты нам запрещено заходить в Храм, поэтому есть большая проблема относительно Храмовой Горы, ибо нужно в точности знать, куда можно и куда нельзя заходить. Почему? Поскольку мы нечисты. Мы исполняем заповеди, и можно даже быть праведником как рабби Шимон бар Йохай (возможно, в его времена еще оставался прах красной коровы), как рабби Саадия Гаон, как все праведники, о которых мы упоминали, как Баал Шем Тов. И тем не менее, мы нечисты.

Рубрика: | Добавить комментарий

Чувствовать праведника

(рав объясняет, что слово «хаш» в хашмаль[1], означает «молчание».

После этого рав говорит, что «хаш» похоже на «хуш».

Что такое «хуш»? Хуш — это «нюх», «чутье», способность к чему-либо, например, способность к музыке или к математике или к наукам — это называется «хуш». Далее объясняется, что «хуш» - это понятие, весьма близкое к «руах а-кодеш».

Осталось только понять, что такое «руах а-кодеш». Обычно руах а-кодеш переводится как «дух пророчества. Однако, рав проводит очевидное различение между руах а-кодеш и пророчеством. Далее, например, говорится, что Моше выше, чем Мошиах в пророчестве. А Мошиах выше, чем Моше в руах а-кодеш. Отсюда ясно, что это не одно и то же, и в известном смысле, противоположно.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Рабби из Зевиля

Рабби Шломо Гольдман из Зевиля был четвертым Ребе в династии Адмуров Зевиля, восходящей к ученику Баал Шем Това рабби Йехиелу Михлу из Злочева. Отец рабби Шломо - рабби Мордехай Гольдман, третий Ребе в династии Зевиль, раввин города Зевиль (сегодня — Украина).

Еще при жизни своего отца он начал вести себя как Ребе, и принимать «квитлах» (записки с просьбой молиться за них) от хасидов. В 1925 году, из-за преследований коммунистической власти, убежал в Польшу, и оттуда поднялся в Эрец Исраэль и поселился там (сначала в старом городе, потом в квартале Бейт Исраэль). Хотя он пытался скрывать свою праведность, но слава о нем, как о святом человеке, молитвы которого исполняются, распространилась среди жителей Иерусалима, называвших его с любовью «раби Шлемке». Умер 16 ияра — йесод шебейесод[1], 1945 года и похоронен на масличной горе. Его сын, рабби Гедалия Моше, продолжил его путь в святости.

Рубрика: | Добавить комментарий

Встреча рава Лазара и рава Ицхака Гинзбурга, Лаг баОмер 2019, Москва

Рав Лазар и рав Ицхак Гинзбург зажигают традиционный костер Лаг баОмер

Уважаемый рав Лазар, и все уважаемые собравшиеся!

Радостного Вам всем праздника Лаг БаОмер!

Сказано, что Рашби, Рабби Шимон бар Йохай, он радостный Ребе!

Из всех праведников он самый радостный.

Он хотел, чтобы в этот день все мы радовались и веселились. Радовались Дарованию Торы, дарованию внутренней, сокровенной Торы.

Сокровенную Тору мы получаем сегодня, а еще через две недели мы получаем всю Тору целиком,

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Предварительное условие для итбоненут: «сердце его беспокойно в нем»

Рав Ицхак Гинзбург, «уроки по книге Сод аШем лиреав», т. 1 стр. 64 гл. 2

Это продолжение уроков рава Ицхака Гинзбурга по его книге «Тайны Вс-вышнего боящимся его». В трактате Хагига сказано, что «не передают тайны Торы но только тому, чье сердце беспокойно внутри него». Рав объясняет здесь, что это означает. Собственно, само слово «передают» - наверное это самое важное здесь. Тайны Торы невозможно «постичь», но можно их «получить». Каким образом ты можешь «получить» тайны Торы? — Если только твое сердце будет беспокойно внутри тебя. Рав объясняет в этом уроке, что это означает. Слова рава в его оригинальной книге выделены жирным шрифтом. Комментарии — тоже рава — идут обычным текстом

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

108. "Свадьба" означает опуститься в мир и отправиться в путь.

108

Третий день гл. Лех Леха 5704

Нашему учителю и раввину раву Цви Шустерману

Мир и благословение!

В ответ на Ваше приглашение на свадьбу, в добрый час, полученное с опозданием,

Я посылаю Вам свое благословение, благословение «мазал тов», и желаю Вам построить дом в Израиле на основаниях внутреннего содержания Торы и заповедей.

Слова «хатуна» (свадьба), и «хатан» (жених), объясняются в Гемаре в смысле «нехот дарга» («опуститься на ступень ниже») (Йевамот 63, 1). И объясняется в нескольких местах (в том числе письмо моего тестя и учителя, Ребе, приведенное в сборнике Йом Йом стр. 78), что опуститься сверху вниз, и идти в этом мире до самой старости и седин — про это говорится «и когда ты идешь по пути своему[1]».

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Шифлут - это только сосуд

Есть нечто, что, кажется, очень важно понять, но недостаточно понимается.

Шифлут - это только "кли", только "сосуд". Шифлут это только "вакуум" (подобно тому, как рав объясняет понятие эмуна), в котором ты можешь "сотворить новый мир".

Шифлут не имеет самостоятельного смысла, шифлут - это негатив, клипат нога, как объясняется в Тании (гл. 31).

В Тании там говорится, что цель шифлут - это симха, радость, приходящая после горечи душевного самоотчета. Более широко рав объясняет (собственно, он отсылает к Алтер Ребе), что шифлут это сосуд, "вакуум", призванный привлечь новый свет.

Рубрика: | Добавить комментарий

«Ад ло яда»: Я не знаю кто я

Может быть, один из самых важных уроков рава, на Пурим несколько лет назад.

Суть урока - что все попытки "само-определения", в конечном счете, обречены. Я *не знаю* кто я. И попытки "насильно" узнать кто я, "выставить себе оценку" на самом деле в каком то смысле самоубийственны.

В подобном самопознании всегда будет очень жесткая "редукция", попытка свести какие-то сложные душевные движения к банальным "йецарим" и т.д.

Короче, основное "послание" этого урока - остерегайтесь слишком глубоко познавать себя!

Рубрика: | Добавить комментарий

"Весь этот мир - очень узкий мост". Каббала Рашаша

"Весь этот мир - очень узкий мост". Мост между чем и чем? Мост между человеком и Б-гом? Мост между телом и душой? Между духовностью и материальностью?

Веками человек пытается перепрыгнуть эту пропасть, разделяющую материю и дух.

Будучи неспособным преодолеть этот барьер, человек может прийти к выводу, что возможно, дух то просто фикция. Или барьер непреодолим, и нечего даже пытаться?

Такое впечатление, что развитие каббалы (в сущности, вся идея дарования Торы тоже, просто каббала дает этому осмысление) это попытка выстроить этот мост.

Как мы знаем? Одно из величайших открытий Ари, это понятие "цламим". Загадка "моста" между телом и душой занимала Ари, и он дал ответ - нужна промежуточная субстанция, способная связать тело и душу, и эту субстанцию он назвал "цламим", "образы".

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Б-г любит падших духом?

Есть некоторый не совсем очевидный ворт. Все знают, что "маром векадош.. веэт дака ушфал руах". Типо, Б-г любит падших духом и нищих. Что есть то есть, Б-г действительно любит падших и униженных, и Б-г защищает преследуемых и т.д.

Означает ли это, что это цель?

А вот не факт.

Более того, есть выражение Хазаль: "трое, которых Б-г ненавидит". Один из них это "даль гээ", высокомерный нищий. Т.е., если ты нищий и униженный духом - то все хорошо. А вот если ты нищий и считаешь что все кругом тебе должны - тогда это несколько другая история.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий