Люди "кав[1]" продолжают биться головой об стену

15 ава 2019

Я не ученик рава Кука. Я вырос в другом бейт мидраше[3]. Рав Кук сказал, что Б-г обращается к нам посредством истории. Меня же учили, что он разговаривает с нами посредством Торы. Чем дальше продвигается исторический процесс, тем в большей степени многие ученики рава Кука стоят перед трудным вызовом. Рав Кук объяснял исторические события своей эпохи, и видел в возвращении Израиля на свою землю процесс духовного поднятия миров перед избавлением. Но с тех пор прошло почти сто лет. Есть новая история, и требуется дать ей новую трактовку.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Гибкость синтеза (2)

Еженедельный урок, гл. Балак

Первая часть: синтез Ребе и синтез "бейнони"

Попробуем понять это более глубоко. В чем основное различие между Алтер Ребе с одной стороны, и между р. Авраамом из Калиска и остальными праведниками, учениками Магида?

Основное различие следует искать в их биографии, в их жизненном пути. Кем был р. Авраам из Калиска? Может быть, кто-нибудь помнит? Он был одним из лучших учеников Виленского Гаона. Лучшим из лучших.

Почему миснагдим, почему Виленский гаон так сильно выступили против учения хасидизма?

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Вызов времени: прекратить разделять на "религиозных" и "светских"

Йоав Сорек — известный израильский религиозный публицист. "Вики" сообщает о нем, что несколько лет назад он "снял кипу", оставшись при этом верным традициям. В последние две недели его имя стало широко известно в результате теракта, в котором погиб его сын, да отмстит Вс-вышний его кровь.

Собственно, это также то, что побудило меня заинтересоваться тем, что он говорит. На мой взгляд, это настоящее окровение, основанное на глубоком религиозном чувстве, на ощущении ответственности перед своим народом и историей. Понятно, что сама это позиция - это скорее приглашение к обсуждению. Тем не менее, мне кажется, что этот вопрос назрел, и предлагаемая Сореком модель устранения деления на "светских" и "религиозных" жизненно необходимо больше всего именно "русскому" сектору израильского общества. (прим. переводчика)

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Гибкость синтеза (1)

Еженедельный урок, гл. Балак

Пели нигун "весь этот мир суета сует".

Добрый вечер всем!

Я просил петь этот нигун, потому что он имеет отношение к нашей теме.

Мы уже дважды говорили о тезе, антитезе и синтезе. В прошлый раз мы говорили о движении хасидизма в общем, с чего оно начиналось. Началось ли оно как антитеза к тому, что существовало до него, или же оно началось как "теза", как нечто совершенно новое. Мы сказали, что были такие праведники, которые хотели, чтобы хасидизм стал именно тезой, новой страницей, новой главой.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Как привести геула?

"Каждый, в чьи дни не построен Храм — как будто бы разрушил его!" В эти три недели мы должны осознать, что "за грехи наши мы изгнаны из страны нашей", и сосредоточиться на служении тикун, исправления, которое требуется от нас. В первой части объясняются три пути Служения, чтобы привести избавление: распространение источников хасидизма, беспричинная любовь, и тшува. Во второй части урока эти три пути исправления ассоциируются с трем путям исправления трех нижних миров — миров брия, йецира, асия — исправление разума посредством изучения внутренней Торы, исправление эмоций посредством беспричинной любви, и исправление действия посредством тшувы.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

«Разделяющий между водами и водами»

Это серия из нескольких уроков, посвященная понятиям «теза-антитеза-синтез», их аналогам в философии иудаизма и хасидизма, и их различным приложениям.

Первый урок из этой серии: «Конфликт во имя Небес»

Второй урок: «Израиль как синтез»

Третий урок: «Теза и антитеза в первые дни творения»

Вернемся ко второму дню Творения. Сначала была только одна вода. И вдруг появляется ракия, разделяющая между водами и водами. Какое объяснение дается этому в хасидизме? Что означает ракия, что означают «верхние воды» и «нижние воды»?

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Теза, антитеза и синтез в первый день Творения

Можно задать простой вопрос: но ведь разделение существовало и раньше? Весь первый день творения мира - это процесс разделения: «И разделил Вс-вышний между светом и между тьмой». Таким образом, вся концепция тезиса, антитезиса и синтеза существует уже в первый день Творения, не во второй день. Что здесь «тезис»? — Тьма. «И земля была хаотична и пуста, и тьма над бездной». В чем здесь антитезис? «И сказал Вс-вышний: да будет свет».

Можно интерпретировать это в историческом плане. Также западные ученые, пользующиеся понятиями тезиса антитезиса и синтеза, используют их, в основном, для анализа исторических процессов.

Перед эпохой «света» - означает перед эпохой Авраама. «Тезис» - это 19 поколений, в течение которых мир «находился во мгле». После этого начинается эпоха света, «И сказал Вс-вышний да будет свет и стал свет» - «от Авраама начинается эпоха света», как объясняют мудрецы в Мидраше. После многих поколений тьмы начинается эпоха света, по принципу «в начале тьма и потом свет». В конце времен, в будущем мире, будет достигнут синтез, цель, «И был вечер и было утро день один», «в тот день будет Вс-вышний един и имя Его едино», «ночь будет светить как день».

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

О деятельности организации «Йешурун» во Франции

Моему уважаемому другу рабби Ицхаку Меиру

В вашем письме от 8 тевета 1947 года Вы описываете образовательную программу организации «Йешурун», созданной во Франции несколько лет назад, и говорите, что  она основана образовательной программе, которая была принята в Германии перед Катастрофой, и сейчас восстали против нее противники, из известного круга ультраортодоксов, и по их мнению, этот путь не есть путь еврейства, и это не так, как мы получили в наследие от наших святых отцов.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

«Не будь слишком большим грешником»

Царь Соломон сказал: "не будь слишком большим грешником". Хазаль, естественно, не могут пройти мимо, и задают вопрос: большим грешником быть нельзя, а маленьким - можно? В этом мудрость царя Соломона?

*

Я подумал, что да. В этом мудрость царя Соломона. Человек учит Танию и думает, что он должен быть праведником. И он пытается быть праведником. Он пытается "схватить Б-га за бороду". Иногда получается, чаще всего нет. Из-за этой своей «великой» праведности человек делает иногда самые страшные вещи.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Индивидуальная галаха?

Одна из самых удивительных вещей, о которых говорит Маниту, это то, что галаха устанавливается индивидуальным образом. Т.е., мудрец который знает тебя лично, может сказать, что ты должен брать на себя, а что нет.

Звучит революционно.

Но это в точности сегодняшний Рамбам - Шофтим Сангедрин гл 17:

«Оценивают грешника, сколько плетей он может выдержать. Если он здоров, то максимум тридцать девять. Если слаб и болен - то оценивают сколько он способен выдержать, например даже 9 или 12!»

Вот так, оказывается, устроена галаха, а не "всех под одну гребенку"

Рубрика: | Добавить комментарий