Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Рабби Нахман учит что мир стоит на конфликте

Рабби Нахман учит, что мир стоит на конфликте. Творение это неразрешимый конфликт. Прекращение конфликта, отказ от войны за существования означает отказ от самой жизни.

Мы видим это в политике, в мире, в религии.

В политике: 30 лет Запад потакает Путину. В результате — безумная война которую Украина ведет против Пу. И надеемся, победит.

Идея "нового ближнего востока" которую опять пытаются оживить в некоторых левых кругах — из того же рода.

Идея "задобрить" Иран — из той же серии.

Про Гитлера мы не забыли?

Это политика.

В природе мы видим удивительное равновесие между травоядными и хищниками. Каким то образом это обеспечивает существование и тем и другим и всей экосистеме.

Теперь представим себе, что условный хищник решил сделать "тшуву". Пришел в синагогу и начал просить прощение за каждую съеденную овцу… (почему то приходит в голову Давид и Бат Шева…)

В религии это конфликт между интеллектом и верой. Конфликт существует. Вера говорит "все мое". Интеллект говорит "все мое". Пока волки остаются волками а овцы овцами — все хорошо. Но вдруг "волки" (интеллект, интеллигенция) делают "тшуву". Интеллигенция решила устыдиться собственной интеллигентности, "пойти в народ" (сегодня мы предположили на уроке, что хасидизм это своего рода еврейское "народничество"). Результат?

Результатом будут больные "овцы". Больная вера, не ограниченная и не считающаяся с разумом.

Сегодняшний Хабад например.

Что же тогда означает "тшува", или лучше "Тшува на тшуву"? Это значит, что "волк" (=интеллигент) должен вернуться в свою волчью шкуру, а не пытаться дружить с "овцами" и завоевать их расположение…

И тогда можно надеяться, что мир продолжит свое существование и дальше

* Поэтому, кстати, мечта о "всеобщем альтруизме", в котором якобы, спасение человечества — бессмысленна и вредна

Но что же тогда с обещаниями пророков? Ответ есть у рабби Нахмана. "Будущий мир" — это не будущий мир. Это сейчас. Рабби Нахман учит, что человек должен находиться в двух измерениях — в настоящем и в будущем. Образ идеального будущего дает надежду и силы. Только не следует "насильно" реализовывать это сценарий "здесь и сейчас"