Была такая фраза сегодня, что у баалей тшува есть очень сильные души.
У баалей тшува есть особые силы, так говорит Зогар. У их душ есть особые силы, у них есть особая жажда приблизиться к Б-гу.
Если это относится к баалей тшува, то что можно сказать о герах? Если это относится к герам, то что можно сказать про католиков? Простая логика говорит, что чем дальше человек от Б-га, тем сильнее у него жажда, тем выше у него душа.
Душа, получается, измеряется силой своей жажды к Б-гу. А она обратно пропорциональна расстоянию – чем дальше человек, тем сильнее он тянется. Может быть, сознательно или бессознательно, это следующий вопрос. Но это только первая часть формулы.
Какая вторая часть формулы? Вторая часть формулы, что не бывает бесплатного сыра.
Какая плата за эту роскошь обладать высокой душой? Плата очень простая. Ецер ара (дурное начало) соглашается, так написано даже где-то в Тании, ецер ара соглашается, чтобы эта душа пришла в этот мир, с одним условием: ецер ару дадут полную свободу поставить эту душу в невозможные условия. Так что эта душа имеет шансы пропасть, уничтожиться окончательно.
И поэтому написано в Тании, что иногда очень высокие души больших праведников рождаются у самых больших грешников. Почему? Чтобы они пропали, чтобы они уничтожились, чтобы они не поднялись, чтоб они засохли.
Он родится в самой неподходящей семье, в самое неподходящее время, он встретит самых неподходящих учителей, которые убьют его душу почти полностью. И только после этого начинается какой-то настоящий рост. Это правила игры.
С одной стороны – сильнейшая душа, с другой стороны – грязнейшее тело. И поэтому если баалей тшува будет заниматься только своей душой, что для него естественно, как ни парадоксально… Для бааль тшува естественно искать Б-га, потому что у него высокая мистическая тяга. Другое дело – где он будет искать, в кошерных, некошерных источниках, религиозных, нерелигиозных, это уже детали реализации. Но если он не будет заботиться о своей материальности…
Есть такое выражение, к которому я всегда относился с недоверием. Когда хабадники говорят: «Мы самые лучшие», как к этому относиться? Именно так же, как когда бреславцы говорят, что самый главный Ребе – это бреславский. А самый главный по системе Хабада – хабадский Ребе.
Обычно в Хабаде рассказывают, что Алтер Ребе был самый младший ученик Магида, но с другой стороны – что он был самый приближенный ученик Магида. Я всегда относился к этому – «дели на два». И сегодня я понял, почему это выражение имеет смысл...