Это брошюра "Шефа" на месяц Элул.
В Рош аШана каждый человек стоит перед Всевышним. Рош аШана означает что я начинаю учитывать фактор времени в моей жизни.
"Я стою перед царем" означает что я отдаю себе отчет, что я что то делать в этом мире. Новый мир, новый год есть перерыв между мирами. Мы возвращаемся к тому, кто сотворил мир. Пытаемся построить заново наши отношения с миром.
* «В Рош аШана каждый человек находится перед царем».
Когда человек стоит перед царем, не важно, как он туда попал – или он исполнял мицвот весь год, или он ничего не делал. Стоять перед царем ставит перед ним вопрос, болезненный вопрос.
Рассказывали про реб Аарона из Карлин, который стоял молиться в Рош аШана перед омудом (молитвенным возвышением), должен был вести молитву перед омудом в Рош аШана. И когда он дошел до слова «мелех» (царь), он упал в обморок, он не мог продолжать. И когда его привели в чувства, он сказала, что он вспомнил известную историю про Веспасиана, который спрашивает у раби Йоханана: «Если я царь, почему ты не пришел ко мне раньше?»
Это очень известная майса, но мне ее хочется прокомментировать. Что это значит? Что такое мелех? Не знаю, что такое мелех, я никогда не учил толком каббалу. Но я знаю, что малхут – это зман, малхут – это время.
Что такое «я стаю перед царем»? Особенно в Рош аШана, это означает фактор времени.
Это значит, что я начинаю ощущать фактор времени в своей жизни. Это малхут.
Закончился год и начался следующий год. 365 дней, которые я должен что-то делать в своей жизни. Использовал ли я прошлые 365? А как я использую следующие 365? Просто наложились мои вчерашние мысли на это мероприятие, на то, что он здесь говорит: «Я стою перед царем» - это я, значит, отдаю себе отчет, что есть фактор времени, что есть что-то, что я должен делать в этом мире.
Следующий ворт.
Новый год, новый мир. Это необязательно продолжение само собой разумеющегося прошлогоднего мира. В Рош аШана есть какой-то перерыв между мирами. Мы возвращаемся к тому, кто сотворил мир.
Мы пытаемся построить заново наши отношения между собой и миром. Это отношение называется словом «малхут». Когда есть царь – есть мир, есть народы, есть кем командовать.
Молитвы Рош аШана, трубление в шофар – это все царские традиции. Мы воцаряем Всевышнего, мы выбираем его снова быть над нами царем. Когда мы произносим измур «Поднимите врата, свои головы и войдет царь» - это приобретает очень явный смысл, мы открываем ворота года и приглашаем Всевышнего, чтобы он пришел, чтобы он зашел в этот год. Это время, когда все приходят в синагогу – не для того, чтобы говорить о грехах, и не для того, чтобы просить просьбы, а участвовать в коронации. Показать, что мы хотим продолжения царской власти. Мы объявляем свою преданность царю, трубим в шофар, и царь заходит.
(Я хочу спросить: а что это значит? Можно это перевести на какой-то понятный нам язык? Мне хочется перевести на какой-то понятный мне, по крайней мере, язык. Потому что я не знаю, кто такой царь. Я не видел никогда в жизни царя. Есть такая вещь, написано в Зогар и рав Ицхак постоянно это цитирует, это его одна из основных идей: когда исправляется глава народа, т.е. царь, исправляется весь народ. Такое выражение в Зогар...)