Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

(из наших обсуждений в вотсапе)

(из наших обсуждений в вотсапе) Олег: Мысль пришла… не знаю насколько она верная… . Что корень страха — эгоизм. То есть хочется видеть человека грешником, потому что так спокойнее — «такой праведник согрешил — пойду всем расскажу!» А почему хочется рассказать? А потому что можно бояться за себя… за свои ощущения на счет своих проступков… . И, по сути, это хочется рассказать Вс-вышнему: «посмотри какой он дурной! а раз я такого не сделал — значит я выше!» (Я) Я согласен, что страх причина всему. И поэтому главное — не бояться. Только у страха есть тоже причина. И эта причина как раз называется «скрытым злом души». Я боюсь, потому что во мне скрывается скрытое зло. Несводимое ни к страху, ни к борьбе за выживание. Зло в чистом виде, так сказать. Собственно это и есть клипа Амалека. Чего не хватает Аману, когда он второй человек в стране, чем ему мешает Мордехай? Как раз Пуримская история это прекрасная модель скрытого зла души Марина: А мне кажется наоборот, корень эгоизма — страх. Я боюсь, что я недостаточно хорош, поэтому радуюсь чужим грехам. Неуверенность в себе заставляет вот так самоутверждаться за счёт других. Я ещё в подростковом возрасте, помню, сформулировала, что мать всех пороков это прежде всего неуверенность в себе.. Мб ошибаюсь. (Я) Я согласен. Только в чем корень неуверенности в себе? Рационализация своих дурных поступков это тоже своего рода самооправдание. «Это не я, это обстановка, это ситуация, у меня не было другого выхода» — это все самооправдания. Момент исправления — рав где то пишет об этом — это взять на себя отвествтенность, сказать, «да, это я сделал. И этому нет оправдания». Это как раз первый архетип — мы говорили вчера об архетипах — Адама. «Это не я, это она виновата». Если эта история предшествует убийству (Каин), разврату (поколение потопа) и истории Ноаха (лешон ара, назовем это так) — то наверное, это первое, что следует исправлять. Можно сказать, в известном смысле «в шутку», что человек, который перекладывает ответственность на других, находится как бы в «Ган Эйден», в райском саду… Он думает, что он в Ган Эйден. Только на самом деле он находится в геином