Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

На самом деле весь вчерашний урок я перевел только ради этого отрывка

На самом деле весь вчерашний урок я перевел только ради этого отрывка: Предположим, что в общем, я «хороший еврей», который ведет себя соответственно предписаниям Шулхан Аруха. Но под этой внешней маской — кто я на самом деле? Действительно ли я «Мордехай-иудей», который стремится творить добро, и только дурное начало приходит ко мне, как нечто внешнее, и пытается отвлечь меня, вопреки моему внутреннему желанию. Или же наоборот, внутри я на самом деле «преступный Аман», полный дурных устремлений, вожделений и злобы, и всяческого зла, но только я каким-то образом умудряюсь управлять этим «вулканом» и притворяться праведником? На самом деле, Хазаль учат нас, что, как правило, я должен смотреть на себя как на Амана-грешника! «Даже если весь мир говорят тебе что ты праведник — будь в глазах своих как грешник». Конечно, во мне есть очень много хорошего, во мне есть Б-жественная душа, которая чиста, которая «часть Б-га свыше действительно». Но моя базовая идентичность связана именно с самыми низкими сторонами личности, со стороной грубой и животной (то, что называется в хасидут животной душой). Это мое первичное «я», но что? Внутри меня есть «душа которую Ты дал во мне», и она может и должна властвовать над моей низкой первичной идентичностью. Таким образом, я «выхожу из себя» и «веду себя как человек», а не как животное, но внутри мое положение хуже не бывает, я «волк в овечьей шкуре». С другой стороны, тот, кто думает, что он праведник, у него есть серьезная проблема: отсюда начинается гаава (высокомерие), которая есть мать всякого греха. Другими словами, доброе начало говорит мне: «ты преступный Аман», а дурное начало говорит мне: «ты праведный Мордехай» … Что происходит в Пурим? С одной стороны, можно видеть тонких и глубоких людей, которые после нескольких стаканов водки начинают заниматься хешбон нефеш (душевным самоотчетом) и бикорет ацмит нокевет (беспощадной самокритикой), которую, как правило, мы несколько подавляем в себе.. Но сейчас я готов признать, что на самом деле внутри, в самых потайных комнатах моей души, во мне есть такой «шкаф со скелетами», что мне страшно даже думать об этом. И тогда я начинаю плакать, потому что я понимаю, насколько я Аман-раша, какой же я мерзавец-Аман, и только чудом меня еще не вздернули на виселице… http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/5772/5772-06-13-hazman-hapnimi.htm Все остальное, как говорится, комментарий. И следствие вышесказанного. Только обнаружив в себе это, совершенно иррациональное, зло души, человек имеет шансы начать что то в себе исправить. Все что говорит рав после этого — это уже этапы исправления, после того, как я добрался это этой своей сущности зла, после того, как я ощутил себя «волком в овечьей шкуре» и посчитал все скелеты в шкафу… Обчно говорят что Йом Кипур и Пурим связаны, и Пурим даже выше. Можно сказать, что этот момент осознания что в тебе есть сущностное, иррациональное зло — это твой личный «Йом Кипур». А потом, действительно, приходит Пурим, когда ты понимаешь, что нет различия между Аманом и Мордехаем и т.д. Только это потом. Пурим выше. Только сначала должен прийти Йом Кипур. Или наоборот. Пурим освещает, раскрывает сущностное добро в моей душе. И тогда я способен обнаружить, а обнаружив не упасть в обморок, взглянув на дно собственной души…