Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

04

(из наших обсуждений в вотсапе) Олег: Мысль пришла… не знаю насколько она верная… . Что корень страха — эгоизм. То есть хочется видеть человека грешником, потому что так спокойнее — «такой праведник согрешил — пойду всем расскажу!» А почему хочется рассказать? А потому что можно бояться за себя… за свои ощущения на счет своих проступков… . И, по сути, это хочется рассказать Вс-вышнему: «посмотри какой он дурной! а раз я такого не сделал — значит я выше!» (Я) Я согласен, что страх причина всему. И поэтому главное — не бояться. Только у страха есть тоже причина. И эта причина как раз называется «скрытым злом души». Я боюсь, потому что во мне скрывается скрытое зло. Несводимое ни к страху, ни к борьбе за выживание. Зло в чистом виде, так сказать. Собственно это и есть клипа Амалека. Чего не хватает Аману, когда он второй человек в стране, чем ему мешает Мордехай? Как раз Пуримская история это прекрасная модель скрытого зла души
На самом деле весь вчерашний урок я перевел только ради этого отрывка: Предположим, что в общем, я «хороший еврей», который ведет себя соответственно предписаниям Шулхан Аруха. Но под этой внешней маской — кто я на самом деле? Действительно ли я «Мордехай-иудей», который стремится творить добро, и только дурное начало приходит ко мне, как нечто внешнее, и пытается отвлечь меня, вопреки моему внутреннему желанию. Или же наоборот, внутри я на самом деле «преступный Аман», полный дурных устремлений, вожделений и злобы, и всяческого зла, но только я каким-то образом умудряюсь управлять этим «вулканом» и притворяться праведником?
Один из вопросов, который поднимался в обсуждении этого урока: а что, если причина — это неуверенность в себе? Год назад был урок рава, где очень наглядно доказывалось, что неуверенность в себе — это следствие скрытого зла души. Вот этот урок: http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/5778/780225-pil.htm * Мое впечатление, что как раз те люди, которые кажутся совершенными «овечками» (о чем рав говорит на уроке) способны творить совершенно космическое, иррациональное зло. Можно предположить, что это люди, связанные со сфирой бина, «нешамот дэнуква» («женские души»), ибо именно из Бина происходят все суды и все обвинения, корень Амана — в Бина, как говорилось на недавнем уроке.
Один из самых важных моментов тогдашних уроков Ифраха — что требование абсолютного добра здесь и сейчас элементарно падает, разбивается и превращается в свою противоположность. Т.е., источником абсолютного зла в душе является требование абсолютного добра. Йегуда говорил о том, что Рахель — это Хава. А Лея — это та, которая должна была стать второй женой Адама, но упала и разбилась. Мы знаем, как ее зовут.. Он обьяснял тогда, что Лея — это «дриша мусарит», высокие моральные требования. Которые, как правило, разбиваются об реальность, и превращаются в жестокое беспричинное зло.
Когла он учит Тору или молится он находится в возвышенном состоянии духа, но когда он звэавершает учебу и молитву он обнаруживает что он остался в той же грубости как был, и иногда к этому еще добавляется йешут, от того что он доволен собой и своим служением (Бати легани 5712)