Когда то у меня дома была книжка рава Ашлага "акдамот" ("предисловия")
Когда то у меня дома была книжка рава Ашлага «акдамот» («предисловия»). Я честно пытался читать, почти ничего не понял, да и не очень было «мое». Однако одна фраза врезалась в память, и на мой взгляд, это ключ к пониманию очень многих вещей.
Фраза была такая: «кли (сосуд) — это желание получить». Конец цитаты.
Что мне это говорит?
Вс-вышний создал этот мир, чтобы ему было кому раскрыть свое милосердие. Но как можно раскрыть любовь и милосердие к тому, кто в этом не нуждается? Ответ: собственно, никак.
Он, этот сотворенный мир, и сотворенный в нем человек, полны сознания собственной значимости и собственной ценности. И они «не нуждаются в этой гипотезе» существования некоей мифической «высшей силы»
Хотя мидраш говорит, что только что сотворенный человек призвал всех поклониться Создателю — «пойдемся поклонимся и падем ниц» — но это, так сказать, издалека. Тут нет никакого намека на интимную близость.
Что же делать? — Есть только один выход — сломать…
Как выражается рав Гинзбург, «правильно сломать».
И тогда на сцене появляется Нахаш (гиматрия «мошиах») — «ломающий» всю первоначальную идиллию мироздания.
И тогда Вс-вышний, наконец, способен начать диалог с человеком: «аека» — где ты?
***
В этом смысле грех и раскаяние — это по большому счету, лишь повод для диалога и раскрытия Б-жественного милосердия.
Кажется, царь Давид это очень хорошо понимал, поэтому он говорит «Б-же, пощади меня, излечи душу мою, ибо я согрешил перед тобой» (Тилим 51). Кающийся грешник создает «кли» (сосуд) для Б-жественного милосердия.
Может быть поэтому Зоар говорит, что «Вс-вышний пользуется разбитыми сосудами»? Потому что разбитое сердце кающегося грешника (классическое зогарическое «плач в сердце моем с одной стороны, и радость с другой) более других нуждается в милосердии, и более других способно, таким образом, раскрыть Б-жественное милосердие в мире.
Поэтому «Израиль будет избавлен лишь в заслугу тшувы». Ибо только тшува способна привлечь в мир и раскрыть в мире «13 мер милосердия». По-видимому, в основном, тшува из любви, как обьясняется в Тании Игерет а-тшува гл. 7-8
***
Собственно, есть еще один «путь» по которому Б-жественное милосердие раскрывается в мире. И это то, что говорит стих «кого Б-г любит, он испытывает»
По большому счету, все испытания человека преследуют лишь одну цель — сделать его сосудом для раскрытия Б-жественного милосердия и Б-жественной любви.
Возможно, кому то это покажется кощунственным, но раскрытие хасидизма стало возможным лишь после погромов Хмельницкого, да сотрется имя его и память о нем
А создание Страны Израиля и собирание изгнанников началось только после Катастрофы. Поэтому когда у меня спрашивают, считаю ли я что Страна Израиля это «начало избавления»? Я отвечаю: Да. Потому что я помню, что этому предшествовало.
***
Так что же нам остается, если мы хотим привлечь Б-жественное милосердие в мир? Или грешить, или проходить через испытания?- Кажется, есть еще один вариант. Учить каббалу и хасидут. Недаром рабби Нахман говорит что «каббала имеет то же числовое значение что и «ниуф»» (можно я не буду переводить?). Ибо смысл каббалы — это раскрытие Б-жественной любви в этом мире. На языке каббалы и хасидизма Вс-вышний «признается в любви» к созданному им миру. И пробуждает в мире ответную любовь к Нему.
Есть еще один вариант. «Любовь к ближнему — это аналог и сосуд любви к Вс-вышнему. Любовь к ближнему, единство хасидим — это то, что способно привести Мошиаха и избавление еврейскому народу и всему миру