Когда то у меня дома была книжка рава Ашлага "акдамот" ("предисловия")

Когда то у меня дома была книжка рава Ашлага "акдамот" ("предисловия"). Я честно пытался читать, почти ничего не понял, да и не очень было "мое". Однако одна фраза врезалась в память, и на мой взгляд, это ключ к пониманию очень многих вещей. Фраза была такая: "кли (сосуд) - это желание получить". Конец цитаты. Что мне это говорит? Вс-вышний создал этот мир, чтобы ему было кому раскрыть свое милосердие. Но как можно раскрыть любовь и милосердие к тому, кто в этом не нуждается? Ответ: собственно, никак. Он, этот сотворенный мир, и сотворенный в нем человек, полны сознания собственной значимости и собственной ценности. И они "не нуждаются в этой гипотезе" существования некоей мифической "высшей силы" Хотя мидраш говорит, что только что сотворенный человек призвал всех поклониться Создателю - "пойдемся поклонимся и падем ниц" - но это, так сказать, издалека. Тут нет никакого намека на интимную близость. Что же делать? - Есть только один выход - сломать... Как выражается рав Гинзбург, "правильно сломать". И тогда на сцене появляется Нахаш (гиматрия "мошиах") - "ломающий" всю первоначальную идиллию мироздания. И тогда Вс-вышний, наконец, способен начать диалог с человеком: "аека" - где ты?


В этом смысле грех и раскаяние - это по большому счету, лишь повод для диалога и раскрытия Б-жественного милосердия. Кажется, царь Давид это очень хорошо понимал, поэтому он говорит "Б-же, пощади меня, излечи душу мою, ибо я согрешил перед тобой" (Тилим 51). Кающийся грешник создает "кли" (сосуд) для Б-жественного милосердия. Может быть поэтому Зоар говорит, что "Вс-вышний пользуется разбитыми сосудами"? Потому что разбитое сердце кающегося грешника (классическое зогарическое "плач в сердце моем с одной стороны, и радость с другой) более других нуждается в милосердии, и более других способно, таким образом, раскрыть Б-жественное милосердие в мире. Поэтому "Израиль будет избавлен лишь в заслугу тшувы". Ибо только тшува способна привлечь в мир и раскрыть в мире "13 мер милосердия". По-видимому, в основном, тшува из любви, как обьясняется в Тании Игерет а-тшува гл. 7-8


Собственно, есть еще один "путь" по которому Б-жественное милосердие раскрывается в мире. И это то, что говорит стих "кого Б-г любит, он испытывает" По большому счету, все испытания человека преследуют лишь одну цель - сделать его сосудом для раскрытия Б-жественного милосердия и Б-жественной любви. Возможно, кому то это покажется кощунственным, но раскрытие хасидизма стало возможным лишь после погромов Хмельницкого, да сотрется имя его и память о нем А создание Страны Израиля и собирание изгнанников началось только после Катастрофы. Поэтому когда у меня спрашивают, считаю ли я что Страна Израиля это "начало избавления"? Я отвечаю: Да. Потому что я помню, что этому предшествовало.


Так что же нам остается, если мы хотим привлечь Б-жественное милосердие в мир? Или грешить, или проходить через испытания?- Кажется, есть еще один вариант. Учить каббалу и хасидут. Недаром рабби Нахман говорит что "каббала имеет то же числовое значение что и "ниуф"" (можно я не буду переводить?). Ибо смысл каббалы - это раскрытие Б-жественной любви в этом мире. На языке каббалы и хасидизма Вс-вышний "признается в любви" к созданному им миру. И пробуждает в мире ответную любовь к Нему. Есть еще один вариант. "Любовь к ближнему - это аналог и сосуд любви к Вс-вышнему. Любовь к ближнему, единство хасидим - это то, что способно привести Мошиаха и избавление еврейскому народу и всему миру

Запись опубликована в рубрике: .