בס"ד
Январь 2002 (Шват 5762)
Редактор: Эзра Ховкин
Ор Авнер ХАБАД-Любавич
"Хасидус по-русски"
Шаги Мошиаха
Станция "Стоп"
Мы живем в эпоху "пятки Мошиаха", когда духовная работа евреев в галуте близка к завершению и Геула, Избавление, наступит вот-вот. Уже не будет "гилгулим", т.е. перерождения душ, уходящих из этого мира, в другие тела. Их ожидает только "тхият а-метим", воскрешение мертвых. Да и потом — этих перерождений в прошлом было так много...
Какой практический вывод из этого следует? Каждый еврей должен начать учить Тору — и Пятикнижие, и Галаху, и мидраши, и хасидут. Потому что уже не скажешь себе: "ну, не смог сейчас, успею в следующем гилгуле..."
Любавичский Ребе.
Жемчужины Тании
Главная линия
Во время галута главное направление в занятиях Торой заключается в собирании и высвобождении Б-жественных искр, как известно из трудов рабби Иц-хака Лурии, благословенна его память. Поэтому основная цель учебы — анализ и обсужден петого, что разрешено, а что запрещено, что нечисто, а что чисто, — чтобы высвободить разрешенное и чистое из запрета и нечистоты посредством дискуссии и размышления. Для этого должны быть задействованы все силы разума — хохма, бина и даат...
География души
Редкий патент
У рабби Исроэля Баал-Шем-Това был ученик по имени реб Рефоэль "Дер эми-тер", "Правдивый". Прозвище это прилипло к нему не зря, он действительно боялся хоть на волосок отступить от правды. Бешт дал ему очень необычное благословление, сказав однажды: "Ты будешь жить до прихода Мошиаха!" Это означало, что скромный и правдивый еврей получил патент на вечную жизнь — ведь после прихода Мошиаха начнется воскрешение мертвых и умирать будет запрещено. Мошиах задерживался, и реб Рефоэль жил себе да жил. Но уже в преклонных годах ему пришлось отказаться от редкого патента. В подвале знаменитой типографии братьев Шапиро, что в городе Славута, нашли мертвое тело. Книгопечатники оказались в тюрьме, им светила сибирская каторга. Но власти сказали, что если два раввина, которым они доверяли, поклянутся, что семья Шапиро не имеет отношения к пролитой крови, то братья выйдут на свободу. Одним из этих раввинов оказался несчастный реб Рефоэль, "вечный еврей". Почему "несчастный"? Он воскликнул, оказавшись наедине с друзьями:
— Власти хотят, чтобы я подтвердил, что уверен в невиновности хозяев типографии!.. Но они не знают, что по нашему закону можно клясться только в том, что видел своими собственными глазами. А я не был в типографии, не видел, как туда подбросили тело — о какой клятве может идти речь?.. Друзья покачали головами:
— Эй, реб Рефоэль, подумай хорошо! Если ты откажешься от клятвы, начальство подумает, что ты что-то знаешь и скрываешь. И тогда пропали наши братья!..
Гримаса боли исказила лицо человека, который всегда говорил только правду. Если он послушает друзей, то потеряет право называться "Дер эмитер". Если останется верен себе — братьев Шапиро ждет почти верная погибель. Смертная казнь в николаевской России была отменена, зато имелась мода прогонять осужденных сквозь строй. И если строй солдат с прутьями в руках оказывался длинен... Реб Рефоэль попросил, чтобы к нему в комнату принесли охапку соломы и оставили его одного. Повернувшись к стене, он стал молиться, извещая Всевышнего, что отказывается от благословения Баал-Шем-Това и возвращает патент на вечную жизнь. А потом лег на солому и отдал Творцу душу в такой же чистоте, как и получил ее более ста лет назад.Еврей ушел, получился еще один рассказ о еврее...
Ноев ковчег
Волшебное число "семь"
И заповедал Всевышний человеку, сказав... (Берешит, 2:16)
В Торе нет ни одного лишнего слова. Наши мудрецы считают, что слово "лэмор" (сказав) содержит приказ Адаму, первому человеку, сообщить своим потомкам 7 заповедей, обязательных для всего человечества. Мы приводим их в том порядке, в каком их располагают каббалисты.
Итак, сыновьям Ноаха, то есть всем людям, живущим сейчас на земле, запрещается: РАЗВРАТНИЧАТЬ, УБИВАТЬ, ОТНИМАТЬ ЧУЖОЕ, ПОКЛОНЯТЬСЯ ИДОЛАМ, ХУЛИТЬ ИМЯ ТВОРЦА, МУЧИТЬ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА. Сыновья Ноаха должны вершить СПРАВЕДЛИВЫЙ СУД в случае нарушения одной из этих заповедей. Обязанность напоминать о них народам мира лежит на евреях. Не является ли излишним такой труд? Ведь эти предписания в той или иной форме встречаются во многих религиях и этических учениях. Увы, от деклараций до понимания, от понимания до исполнения может пролегать дистанция слишком большая. Хотя это звучит необычно, но самой надежной гарантией соблюдения народами Семи заповедей является еврейская Тора. Наш народ принял ее на горе Синай от Творца. И взялся соблюдать каждую заповедь (в том числе и Семь заповедей Ноаха) со всей мудростью и простотой — не скользя по поверхности и не придумывая поблажек.
Сегодня мы поговорим о запрете ОТНИМАТЬ ЧУЖОЕ. Раз в году, осенью, в Рош а-Шана, Всевышний решает судьбу всех людей, живущих на земле. В том числе и то, каким имуществом будет владеть каждый из них. Поэтому никто не смеет отнять у человека то, что дал ему Хозяин мира.
К запрету отнимать чужое кроме воровства и грабежа относится задержка заработной платы работнику. Если хозяин нанял работника, он должен расплатиться в тот же день, если они не заключили другое соглашение. К разряду воровства относится ситуация, когда человек не возвращает долг вовремя, хотя у него уже есть свободные средства. То же касается вещи, одолженной на время. Запрещено "нарушать границу", переставляя камни на меже и за счет этого увеличивая размер своего поля. Этот принцип действует и в случае, когда человек открывает магазин или кафе на улице, где уже есть предприятия подобного рода, а спрос не так велик, чтобы прокормить их обоих. Нельзя также копировать видео- и магнитофонные кассеты, чтобы извлекать из этого прибыль.
Не рекомендуют подражать вору в его повадках. Если ваша вещь находится на участке у соседа, не нужно залезать туда тайком, чтобы добыть ее. Нужно подойти к нему и заявить открыто: "Эта вещь моя и я пришел забрать ее".
Родник Рамбама
Хотите меда?
Если животное считается нечистым, то и другие съедобные предметы, порожденные им, Тора нам запретила. Поэтому нельзя пить молоко некашерного животного, есть яйца некашерных птиц, икру некашерной рыбы... Однако мед есть можно, поскольку он не является частью тела пчелы, а лишь собранной ею пищей, которая откладывается впрок в пчелиных сотах, чтобы было чем кормиться в сезон дождей.
Хедер для взрослых
Руки прочь от Леви!..
Шимон был должен Реувену деньги и не смог вернуть в срок. Реувен обратился в бейт-дин. Рассмотрев обстоятельства дела, судьи выяснили, какова стоимость земельных угоди и Шимона и постановили, чтобы он отдал кредитору часть земли — на сумму, которую был должен. Прошло какое-то время, и Всевышний послал Шимону достаточно средств. Теперь он хочет уплатить долг и вернуть назад свою землю. Как быть?
Сказали мудрецы из города Наардеа: "Землю, взятую в уплату долга, можно получить назад в течение 12 месяцев со времени решения суда". Возражает мудрец по имени Амеймар: "Я тоже учился в Наардеа, но запомнил это правило по-другому... Должник может получить свою землю назад в любое время, как только внесет деньги..."
Мудрецы, составлявшие Талмуд, становятся на сторону Амеймара, и при этом объявляют, почему: "Да, такова Галаха: земля, взятая в погашение долга, может в любое время вернуться к прежнему хозяину, так как кредитор должен выполнить слова Торы: "И делай справедливое и доброе в глазах Господа..."
Мы считаем так потому, что прежний хозяин наверняка больше привязан к своей земле, чем новый. Так почему бы не помочь ему, не прибавить в мире справедливости и доброты? Галаха меняет свое течение, если кредитор к тому времени продал эту землю третьему лицу, скажем, Леви. Тот наверняка покупал сад или поле не для того, чтобы потерять его, даже при наличии денежной компенсации. Кредитор хотел деньги, вместо них получил поле и готов легко расстаться с ним, если деньги вернутся к нему. Но Леви искал именно земельный участок, копил деньги, торговался, обживался — неужели теперь все пойдет насмарку? Нет, справедливость и доброта будут теперь в том, чтобы оставить Леви в покое...
Любавичский Ребе
Гости Иерусалима
Согласно обычаю, в последний день осенних праздников староста синагоги напутствует евреев фразой из Торы: "Ве-Яаков галах ле-дарко", "И Яаков отправился в путь свой..." В дни Храма, когда евреи после Сукот покидали Иерусалим, чтобы разойтись по своим городам и селеньям, веселье и святость праздников продолжали следовать за ними. Это, например, проявлялось в том, что Всевышний задерживал дожди на две недели, чтобы дать жителям самых отдаленных уголков Святой земли без помех добраться до дома. Дождь начинал идти 7 Хешвана, когда "достигал последний из гостей Иерусалима реки Эфрат", которая была восточной границей Эрец Исраэль. Если путешествие в Иерусалим и посещение Храма принято называть "алиею", подъемом, то обратный путь, деваться некуда, надо назвать спуском. Причем, этот спуск был большим непомерно... После святости Иерусалима, после "десяти чудес" Храма человек погружался в гущу житейских забот. А река Эфрат, которая у некоторых текла недалеко от дома, напоминала: вон там, на другом берегу, начинается несвятость, не-еврейство. И оказаться там гораздо легче, чем вновь проделать путь в Иерусалим.
Но сказано в наших книгах, что "гости Иерусалима" возвращались в свои жилища веселые, в добром расположении духа. Спрашивается: чему же тут радоваться?! Известно, что евреи, участвовавшие в празднествах по поводу завершения строительства Первого Храма (и их потомки), оказались благодаря этому приготовлены для жизни в Будущем Мире. Как можно променять подобную высоту на житейские хлопоты с видом на другой берег Эфрата?..
Если б евреи покидали Иерусалим просто так, от нечего делать, тогда радоваться было бы нечему. Но они спускались в свои жилища, чтобы, занимаясь будничными делами, выполнять волю Творца и "приготовить для Него жилище в нижних мирах". Всевышний раскрывает Свое присутствие не только в Храме. Он, Благословенный, пребывает в любом еврейском жилище, в любом обыденном занятии, если при этом соблюдаются Его заповеди и выполняется Его воля. Как сказано у наших мудрецов — "пусть будут все дела твои во имя Неба..." Если так, у евреев был повод для радости. Да, когда евреи покидают Святой город, иных слов, кроме "большой спуск", не подберешь. Но это спуск ради подъема. То, что Всевышний пребывет в Храме, — неудивительно. Нота, что Он раскрывает Свою святость в еврейских заработках, семейных хлопотах, возне с детьми, спорах и разговорах, это "хи-душ", новинка, способная вызвать большую радость и удивление.Что учим мы из всего этого? То, что, расходясь по домам после осенних праздников, нужно не уменьшить, а увеличить веселье, радуясь тому, что мы уже не просто "гости Иерусалима", а посланники Творца, способные донести Его волю до самых концов земли. Если так, есть у нас повод для того, чтобы войти в свой дом в веселье и с добрым сердцем.
Мудрец и простак
Слово "мицва", заповедь, имеет еще и второе значение — "соединение". Тот, кто выполняет заповедь, соединяется с Сущностью Творца, Благословен Он, отдавшего этот приказ. Об этом сказано: "Награда за мицву — сама мицва..."
По этому поводу можно рассказать такую притчу. Жил на свете простой человек, который испытывал уважение к мудрости и преклонялся перед мудрецами. Он понимал, что его разум не в силах понять и малую толику того знания, которым обладает мудрец. Простой человек понимал, что его скромное бытие не занимает места по сравнению с духовной мощью мудреца, что его как бы нет на свете... Но однажды мудрец попросил этого человека оказать ему какую-то услугу. Выполняя просьбу, простак вдруг ощутил, что он как-то связан с мудрецом, что он обрел существование. Ведь пустому месту не приказывают! А мудрец обращается к нему, мудрец о чем-то его просит! Эта просьба объединила человека простого-препростого и величайшего мудреца. Метафора понятна. Понятно также, что не так важно, ЧТО попросил Всевышний. Важно, что он ПОПРОСИЛ...
Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон, шестой глава хасидов ХАБАД.
Ребе сказал...
Не злись, молись!
Если вы недовольны какими-то людьми — разве это повод, чтобы, не дай Б-г, менять свое отношение к Всевышнему?! Такая позиция может принести вред как самому человеку, так и его близким, чтоб это никогда не случилось...
Что же касается недовольства... Надо помнить, что человек никогда не сможет объективно оценить ситуацию, в которой участвует он сам. Что же делать? Посоветоваться с друзьями, которые понимают в данном вопросе, и, конечно, попросить помощи у Всевышнего...
Золотой ключик
Будет ли скромно вести себя дочка, будет ли скромной жена? Это зависит от того, насколько скромно ведет себя хозяин дома, насколько он следит за тем, что он видит, слышит и читает...
Было — не было
Бунт в пролетке
Эту историю рассказывал хахам Менаше Хабо из иерусалимского квартала Катамон.
В старые времена не было в Иерусалиме всех этих лакированных автомобилей, да и дорог хороших не было. Но народ здешний заполняет базары спозаранку, и торговец — если он хороший торговец — должен приложить все силы, чтобы у него на прилавке лежал новый и добротный товар. Как делали? Нанимали извозчика и ближе к вечеру катили на нем к морю, в порт Яффо. А потом, купив на складах нужные вещи и припасы, загружали ими пролетку и отправлялись ночью в обратный путь, в Иерусалим, чтобы поутру начать торговлю. С одним купцом приключилась неприятная история. Он переживал, что потратил много денег, волновался, хорошо ли пойдет новый товар. От всего этого беспокойства он задремал на рассвете, придерживая рукой мешки с покупками.
Извозчик тоже устал и тоже хотел вздремнуть — но кто же тогда будет щелкать кнутом и тянуть вожжи? И зашевелились в его голове глупые, ни на что не похожие мысли. "Сколько можно все это терпеть? — думал извозчик. — Купец, этот бездельник, храпит на мешках с добром в своем шелковом халате, а я должен трястись на козлах, любуясь хвостами лошадей... И так всю жизнь? Нет и нет! Держитесь, богачи!.."
Извозчик сказал "тпр-ру" лошадям, вытащил купца из пролетки и взял его за горло.
— Живо снимай свой халат и надевай мою мешковину! Теперь ты извозчик, а я купец! А скажешь нет — тут же столкну тебя с обрыва!.. Бедный купец залез на козлы и стал править лошадьми. А сияющий бывший извозчик развалился на заднем сиденье и бормотал, прикрыв глаза: "Как жаль, что я раньше не догадался устроить такой переворот! Ну, ничего... Теперь буду сидеть в кофейне целыми днями с такими же богачами, как я сам, и обсуждать, что сказал султан английскому королю и что тот ему ответил..." Под эти сладкие мысли бывший извозчик задремал, а когда проснулся, то увидел, что пролетка стоит у дома судьи, а бывший купец зовет стражников:
— Эй, спасите, помогите! Этот человек отнял у меня одежду и товар! Дожевывая завтрак, выбежали стражники и поставили обоих перед судьею. Бывший купец рассказал, как было дело. Но бывший извозчик не растерялся:
— Ничего подобного! — крикнул он так, что задрожали стены. — Это я, я настоящий купец! Видите — шелковый халат сидит на мне как раз впору, словно я в нем родился! А ты, мошенник, ступай к своим лошадям!..
Тамошний судья был умен. Поэтому он сказал:
— Некогда мне вникать сейчас в ваши склоки. Сидите и ждите, Когда будет надо, я позову.
Бывший купец и бывший извозчик уселись рядом и от усталости вскоре задремали. Когда судья заметил это, он вдруг заорал:
— Эй, извозчик! Сколько можно тебя ждать!
— Я здесь, господин! — воскликнул человек в шелковом халате, вырывая у своего соседа кнут. — Повезу вас хоть на край света!..
— Меня везти не надо, — нахмурил брови судья. — А вот купца ты отвезешь туда, куда он скажет! Только перед этим верни ему его одежду и товары... Извозчик повесил голову. Так закончился бунт в пролетке...
Свет Золотого города
Переждем снег?
Рабби Арье Левин был известен всему Иерусалиму. Не своей ученостью — кого этим удивишь в Святом городе, — а тем, что готов был прийти на помощь любому человеку, попавшему в беду. Даже нерелигиозным. Даже еврейским подпольщикам, сидящим в английской тюрьме.
Однажды к нему пришел еврей, который срочно нуждался в денежной ссуде. Рав Левин должен был получить зарплату вечером, а его знакомый просил помощи утром. Что делать? Отправился рабби к одному лавочнику, торговавшему на рынке "Махане Егуда", и попросил у него пятьдесят лир до вечера.
В тот же день — вещь нечастая — в Иерусалиме выпал глубокий снег. Калош у рабби не было, валенок, как вы понимаете, тоже.
Сказал он жене: "Ну что я пойду отдавать долг в такую даль?.. Наверняка промочу ноги... Отдам деньги завтра, когда снег растает, а?" Это самое "а?" испортило все дело. Жена рабби Арье, женщина, такая же строгая к себе, как и ее муж, отвечала: "Нет! Человек всегда должен держать свое слово. Если ты обещал вернуть долг сегодня, значит, отправляйся в путь!"
И рав Левин подчинился. Долго шел он по крутым и извилистым иерусалимским улочкам, поскальзываясь и останавливаясь передохнуть. Когда добрел он до дома лавочника, то услышал из-за неприкрытой двери голоса... Супруга лавочника: "С чего взбрело тебе в голову одалживать эти пятьдесят лир, которые нам позарез нужны сегодня?! Тем более в наши времена, когда у всех в карманах шаром покати..."
Сам лавочник: "Не шуми! Всем известно, что рав Арье всегда выполняет свои обещания!.."
В эту минуту предмет спора постучался в дверь. Супруга лавочника встретила его смущенной улыбкой и запричитала:
— Ах, рав Левин, рав Левин! Ну для чего вам нужно было мочить ноги, добираясь в такую даль? Разве нельзя было отдать деньги и завтра?
ФАРБРЕНГЕН
© Все права сохраняются за автором, 2002 Просим обращаться с этим изданием бережно, т.к. в нем приведены слова Торы.
Учредитель и издатель: проект «Хасидус по-русски». Брянская Иудейская община, Россия, 241000, г. Брянск, ул. Луначарского 41а, тел. 44-55-15, e-mail: webmaster@chassidus.ru Редактор: Эзра Ховкин, Израиль, 97290, Иерусалим, ул. А. Шифа 17, Рамот Далет, тел. 02-5860247 Наш адрес в Интернете: http://chassidus.ru/farbrengen Издание зарегистрировано в Среднерус. межрег. терр. упр. по делам печати, телерадиовещания и СМИ. Св. о per. ПИ 18-1169 от 7 сентября 2001 г.
Отпечатано в типографии "Карат", г. Брянск, ул. Красноармейская 31.Тираж 10000 экз. Цена в розницу свободная