Июль 2001 (Тамуз5761)
Редактор: Эзра Ховкин
Издатель:
ХАБАД
Любавич
Россия
Шаги Мошиаха
Пылинка на чаше весов
Любавичский Ребе говорит: Сейчас идут последние секунды перед приходом Мошиаха. То, что он еще не раскрылся – это не потому, что «время не пришло», не дай Б-г. А потому, что не хватает последнего усилия, чтобы перевесить чашу весов в сторону добра.
Что будет таким усилием? Может быть, просто то, что еврей начнет размышлять о его приходе и поговорит об этом со своим другом...
География души
Сильное средство
Рабби Менахем-Мендл из Коцка был в юности учеником знаменитого Провидца из Люблина. Потом он решил поискать новый путь служения Творцу и воспитания души. С этой целью он и еще один юноша решили поехать к праведнику, которого звали Святой Еврей из Пшисхи. Опасаясь, что учитель их просто-напросто не отпустит, они ушли, не попросив у Провидца благословения, без спроса.
Дорога длилась долго, а ели они мало. Придя в Пшисху, рабби Мендель внезапно и серьезно захворал. Перепуганный товарищ побежал к Святому Еврею. Тот пришел взглянуть на Менделя и спросил: «Ты, уходя, успел попрощаться с Ребе?»– «Нет.» – «Если дашь слово, что вернешься к учителю и получишь у него разрешения на поездку сюда, я обещаю, что ты поправишься. А если нет...»
Отвечал Мендель громко и с напором:
– Я не вернусь и не буду ни о чем просить. Может, была допущена ошибка, но я уже в пути, и незачем возвращаться.
Святой Еврей был очень удивлен и сказал: «Ну, если ты так упрям, то поправишься в любом случае...»
Глоток Галахи
Сомненье, прочь!
В Торе сказано, что на Рош а-шана необходимо совершать трубление. Но из-за тяжести галута и множества прошедших лет родился у нас «софек» -сомнение... То ли трубление похоже на долгое рыдание женщин в час траура, то ли он напоминает частые вздохи мужчины, которого одолевает сильная тревога. А может, трубление – это сочетание и того, и другого – сначала вздох, потом рыдание?
Чтоб покончить с сомнением, мы воспроизводим все три вида звуков...
На одной ноге
А Ребе сказал...
Двое хабадских юношей, один постарше, другой помоложе, шли по немощеной улице, рассуждая о вещах, далеких от простого ума, как то: строение души, сотворение мира... Вдруг лавочник-гой сунул нос в проем двери и крикнул о жидах нечто совсем нецензурное. Юноши, блюдя достоинство, молча прошли мимо. Вдруг тот, что постарше, хлопнул себя ладошкой по лбу, будто что-то вспомнил. Он повернулся к лавочнику и со вкусом обматерил его. Младший друг всплеснул руками:
– Как ты можешь пачкать рот такими словами?! Старший ответил:
– Ребе недавно сказал, что нужно стараться говорить с каждым на его языке...
В две строки
Ах, бесстыжая!
Рабби Айзель из Слонима вздыхал: – Правда любит ходить голая. Если на нее набросили хоть какую-то одежку, ей уже нехорошо... А евреи – они ведь народ стыдливый, скромный. «Голая правда? Нет, будем держаться от нее подальше!..»
Колонка редактора
Бойцы задней линии
Жалко, нет таких состязаний по боксу, чтобы стенка на стенку. Тогда бы я нанял этого черного слона, Майка Тайсона, поставил бы его впереди себя и... Вдвоем мы бы взяли кубок чемпиона мира, поверьте на слово.
То, что в боксе мечта, в баскетболе -чистая правда. Недавно игроков тель-авивского «Маккаби» ждал милый сюрприз: в рядах греческой команды «Панатинаикос» на них обрушился их бывший товарищ, игрок задней линии европейской величины Одед Каташ. Базовая зарплата Каташа у греков составляет миллион долларов. И он их стоит. Благодаря его искрометной игре и отточенной технике наши продули грекам со счетом 73:67. Каташ один набрал 17 очков, причем своим броском в последние минуты матча он лишил евреев последнего шанса на успех.
Правда, Каташ размахивал кубком Европы с кислым лицом. Правда, он потом полез к своим обниматься. Конечно, идиоты-болельщики уже не могли написать на картоне «Каташ -царь Израиля», так они не растерялись и написали «царь Европы». Повысили в чине.
Я решил взять у Каташа заочное интервью.
– Одед, сражаться с греками против евреев – это как-то не того...
– Ну какие же мы греки? У нас и югославы есть, и немец, и американец, и итальянец, и ирландец... И вот теперь я.
– Вам нравится быть игроком задней линии?
– В наши дни это очень престижно. Я – мелкая рыбешка, а вот Эхуд Барак, который хотел отдать палестинцам
Восточный Иерусалим, – это мастер задней линии международного класса. Талантливо играют ребята из ШАС. Но их сейчас догоняют новые звезды -представители олимовских партий. В борьбе за Эрец Исраэль они «прыгают» очень высоко, но каждый раз удачно опускаются в министерское кресло в любом кабинете. Так что, видите: задняя линия сейчас – это путь к успеху...
– Если нынешнее правительство падет, нельзя ли пристроить этих парней в вашу команду?
-Видите ли, рост у них...
– Но зато как прыгают!..
12тамуза – Праздник Освобождения
Сказка про шарманку
Каждый год 12 Тамуза весь еврейский мир отмечает дату, когда предыдущий глава ХАБАДа Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон, переступив через смертный приговор, вырвался из лап ЧК. Много историй связано с его освобождением и немало написано о них. Мы решили в память об этой дате напечатать сказку, которую Ребе рассказывал в те годы. Удивительно, но она не потеряла своей актуальности – ни для ХАБАДа, ни для нас, ни тогда, ни сейчас...
Однажды в красной России, когда «ев-секи» закрывали хедеры, а чекисты отправляли меламедов за решетку, ре-бе Йосеф-Ицхак, сидя в кругу хасидов, рассказал им такую историю.
В прежние времена люди тоже любили послушать музыку, но денег и привычки ходить по концертам у них не было. Ходил по дворам шарманщик со своим музыкальным ящиком и, если народ собирался, «давал концерт». Потом люди кидали ему деньги в тарелку – копейку, пятак, кто сколько мог.
У шарманщика имелся ассистент. Обычно это был сирота, который за кормежку и одежду бил в бубен, стараясь попасть в такт мелодии, и орал во всю глотку:
– Фрейлихер! Фрейлихер! Веселее! Еще веселее!
Как-то раз во время представления такой парнишка никак не мог попасть в такт, что грозило сорвать концерт и оставить тарелку пустою... Хозяин шарманки цыкнул на него раз, цыкнул два, а потом не выдержал и при всех закатил ассистенту звонкую пощечину.
Из глаз мальчика брызнули слезы. Больно, а кроме того, какой позор – быть побитым на виду у всех. Но прервать представление нельзя, и, борясь с рыданиями, он продолжал барабанить и кричать:
– Фрейлихер! Фрейлихер!
А в самом деле, что еще ему оставалось делать? Нет у него дома, нет семьи, никто, кроме этого сердитого шарманщика, не станет заботиться о нем. И поэтому, побитый и униженный, он несет свою нелегкую вахту и кричит с улыбкой, кривой от боли:
– Веселее! Ну, еще веселее!..
Ребе Йосеф-Ицхак замолчал, а потом заговорил на другую тему. Когда фарбренген закончился, хасиды собрались в кучку и стали между собой обсуждать историю про шарманщика. Ни у кого не вызывало сомнения, что в этой притче ученик шарманщика – это сам Ребе. Который день и ночь бьется, чтобы сломать лед безб-жия, сковавший красную Россию, но каждый раз волна доносов и арестов смывает все, и -строй снова...
– Так что же, он барабанит и кричит только потому, что ему деваться некуда? – спросил один из собравшихся
– Нет! – ответил другой. – Удар, боль и стыд – это вещи, которые приходят и проходят. Но стоять на страже и веселить людей – в этом суть его души, вся жизнь его зависит от этого. В глубине души ученик шарманщика понимает, что принимать удары и возвращать веселье – именно для этого он пришел в этот мир...
И поэтому:
– Фрейлихер! Еще веселее!
Любавичский Ребе
Минус «ецер а-ра»
Шалом и благословение!
В своем письме вы пишете, что хотели бы найти больше внутреннего смысла в соблюдении заповедей – в противном случае в их исполнении, на наш взгляд, будет много притворства и ханжества...
Я хотел бы напомнить об одном га-лахическом постановлении Рамбама, который, как вам известно, был врачом и тонким психологом. Рамбам утверждает, что если еврея заставили выполнить некую заповедь, то это засчитывается, как если бы он выполнил ее добровольно.
Добровольно, но из-под палки – как такое может быть? Рамбам объясняет это так: любой поступок связан с природой человека, с его глубинными наклонностями. А еврей по своей природе всегда готов и хочет исполнять Тору и ее заповеди.
Конечно, это желание иногда может быть заглушено или задушено. Рамбам называет противодействующий фактор «ецер а-ра», дурное начало. Его функция состоит в том, чтобы мешать еврею следовать своей истинной природе. Когда еврея заставляют исполнить заповедь, угрозами или поступками, то насилию подвергается только «ецер а-ра», но не еврейская душа, и поэтому никто не может назвать его ханжою.
Ханжа – это тот, кто из соображений побочной выгоды действует против
своей природы и внутренних желаний. А еврей, который идет по дороге Торы и заповедей, удовлетворяет самое глубокое и истинное желание своей души. Вы также просите объяснить, почему так важно соблюдать заповеди. Рамки почтовой переписки не очень этому способствуют, да и нет в том нужды. В городе, где вы живете, есть немало людей, с которыми вы могли бы подробно поговорить на эту тему и получить ясные, обращенные к уму и сердцу ответы. Поскольку вы упомянули Макгильский университет, я бы советовал встретиться там с доктором (в оригинале названо имя), а он, в свою очередь, познакомит вас с людьми из своего круга. Понятно, что, общаясь с ним, вы можете сослаться на меня. Но мне бы не хотелось специально писать на эту тему, чтобы обычная просьба не превратилась в обязательство и обузу.
Краденая радость
Цадик рабби Леви-Ицхак из Бердичева прочитал строку из Мегилы: «И вышел Гаман в тот день с весельем и душевной радостью...»
Воскликнул цадик:
– Ай! Ай! Объясните мне, откуда этому злодею достались свойства, которые доступны только праведникам?!
Он задумался и нашел ответ:
– Веселье и душевная радость перебежали к нему от Мордехая, который допустил к себе печаль...
Совет Ребе
Без ногтей
Любавичский Ребе советует:
Когда общаешься с другим человеком и, тем более, если хочешь как-то повлиять на него, надо предварительно «остричь ногти», чтоб они в него не впились. Если видишь в товарище что-то не совсем хорошее, сердись на себя и исправляй это в себе – и на другого, поверь, это тоже подействует...
Стоп-кадр
Раввин поднимает голову
Мечта-быль советских зэков: облака в высоком небе бегут незадержимо, безвозвратно. Щепки и сучки лесоповала. Бывшие бухгалтеры, учителя, инженеры осваивают удалое ремесло кряжистых сибирских мужиков. Глухо цокают топоры, пила сосет из дерева тонкую стружку. Русский бригадир тоже попал сюда «за политику». Поэтому не матерится, видя, что раввин Ехезкель Абрамский присел на пень и о чем-то напряженно думает.
– Коллега, можно узнать, что занимает ваши мысли? Раввин поднимает голову:
– Я думал, что здесь, в лагере, у меня почти нет возможности выполнять заповеди Торы. Тефиллин у меня отобрали, талесы тоже... Но все равно каждый день, просыпаясь, я говорю молитву «Модэ ани» – благодарю Всевышнего за то, что он вернул мою душу в тело. И вдруг пришло мне в голову: а за что благодарить? За то, что я таскаю для большевиков их бревна?..
Бригадир хмыкнул:
– Не может быть, чтобы еврей не нашел ответа...
– Я нашел. Дальше в этой молитве сказано: «Велика моя вера и Твоя верность...» Здесь, в лагере, я выполняю заповедь веры в то, что Всевышний выведет меня отсюда и я смогу выполнять все Его приказы.
Прошло какое-то время, и Абрамский оказался на свободе и даже выбрался из страны большевиков. Он встретился с главой ХАБАДа ребе Йосеф-Ицхаком Шнеерсоном и рассказал ему эту историю. Ребе поднял на него глаза:
– Не жаль попасть за решетку, чтоб родить в душе такое чувство...
Тайна
Корень дома
В еврейском мире вообще, а уж в свободной стране Америке особенно, строго действует правило «концензуса», то есть, говоря метафорой, надо подавать на стол то блюдо, которое едят в ближайших домах. С этой проблемой столкнулась жена рава Уриэля Циммера, живущего в Вильямсбурге. Весь просвещенный женский пол приходил в синагогу в париках и лишь она одна – в платочке.
Евреи не грубят. Они задают вопросы.
«Миссис Циммер, у вас нет денег на парик?»
«Душечка, вы так похожи на портрет моей бабушки, жены маляра!..»
«Знаешь, дорогая, есть люди, которым надо любой ценой обратить на себя внимание...»
Эти замечания делались в глаза, за глаза, слева, справа, как на хорошем боксерском матче. Наконец миссис Циммер с покрасневшими веками подошла к мужу и сказала:
– Нету больше моих сил. Я перехожу на парик... Он ответил:
– Сточки зрения Галахи, разницы нет, и в том, и в другом случае голова считается покрытой. Но давай на всякий случай посоветуемся с Ребе...
Через одного из секретарей Ребе рав Циммер послал записку с вопросом. На следующее утро раздался телефонный звонок:
– Ребе хочет побеседовать с вами лично. Приезжайте вместе с супругой.
И в мыслях не было у четы Циммер, что Ребе удостоит их аудиенции по столь незначительному поводу. Они ехали на «ехидут», готовые принять любой совет: парик, так парик, платок, так платок. Но проблема вдруг повернулась под неожиданным углом, как парус от потока встречного ветра.
Ребе сказал:
– Мой совет мог вызвать невеселые чувства, поэтому я решил передать его лично, с глазу на глаз... Известно из книги Зогар, что все три канала семейного благополучия – здоровье, дети и парнаса – зависят от того, насколько красиво и строго хозяйка дома покрывает свои волосы. Чтобы благополучие вашего дома не было нарушено, я советую миссис Циммер продолжать ходить в платке, даже если это кому-то может показаться старомодным...
Теперь супруга Уриэля Циммера поняла, отчего ей хотелось ходить в платке. А ее муж почувствовал, почему еврейская женщина называется «акерет а-байт» – «корень дома». Сколько вещей потаенных, скрытых от обычного взгляда, зависят от ее будничных поступков...
Когда супруги собирались прощаться, Ребе обратился к раву Уриэлю:
– Я вижу, вашей жене будет нелегко последовать моему совету. Пожалуйста, будьте с ней внимательней и балуйте ее почаще!..
Экран анекдота
Под шелест крыл
Какую награду получают праведники, попадая в лучший мир? Ангелы, улыбаясь, ведут их в просторный и светлый зал и сажают за широкие столы, где разложены книги Торы. Шелестя белыми крыльями, ангелы шепчут: «Пожалуйста, учитесь...» А сами тихо напевают, создавая приятный фон.
Ну а грешники? Сердитые ангелы со злыми лицами заталкивают в просторный и светлый зал, тыча в затылок и под ребра, пихают несчастных к столу, где лежат книги Торы, и орут: «Ну, учитесь, гадье!»
А грешники вопят: «Ой, мамочка!..»
Совет в дорогу
Нашел или находишь?
Вот отрывки из книги современного каббалиста рава Ицхака Гинзбурга «Таинство брака»
Мудрый Соломон написал в книге Притчей: «Нашел жену – нашел добро». Однако в книге «Коэлет», написанной им же, мы читаем совсем другое: «И нахожу я, что горше смерти жена...» Как разрешить это противоречие? Стоит обратить внимание на небольшие различия, которые есть в обоих высказываниях. В первом предложении глагол «нашел» стоит в прошедшем времени. Я нашел ту, которая была суждена мне изначально, которая является второй половинкой нашей общей души, существовавшей в сокровенной глубине Творца еще до того, как Он захотел создать мироздание...
В первом предложении отсутствует слово «я». Во втором оно появляется и стоит в центре происходящего: «И нахожу я...» Когда человек пытается построить свой брак только на чувственной основе, где женщина лишь исполняет различные желания его личности – он не может найти, а лишь находит и находит, причем, каждый раз то, что «горше смерти». Талмуд рассказывает, что у гостей на свадьбе был обычай спрашивать у жениха: «Нашел или находишь?» То есть: какой подход к своему браку ты избрал?
Как же все-таки отыскать свою суженую? Слово «маца» (нашел) совпадает по числовому значению со словом «анва» (скромность). Счастье в браке зависит от того, насколько человек скромен, насколько он устраняется перед Волей Творца...