Август 2001 (Элул 5761)
Редактор:
Э.Ховкин
Издатель:
ХАБАД-Любавич
Россия
С глазу на глаз
Мороз помог
Дело было в польском городе Лодзь, зимою. Раввин города Элияу-Хаим Майзель собирал пожертвования на дрова для бедняков. Он постучал в дом известного фабриканта и сказал прислужнику:
- Скажи, чтобы твой господин немедленно вышел ко мне. Очень срочное дело.
Богач, не окончив ужина, в одной жилетке выбежал на крыльцо. Рав Элияу-Хаим завел с ним пространный разговор об англо-бурской войне и об электричестве, о ценах на сукно и воздушных шарах. Наконец хозяин дома, совсем окоченевший, спросил, в чем цель визита рабби. И получил ответ: нужны деньги, чтобы обеспечить бедняков дровами.
- Так пойдемте же ко мне в кабинет! - вскричал богач, у которого зубы стучали от холода.
Оказавшись в тепле, он немедленно сунул руку в ящик стола и дал раввину весьма приличное пожертвование. А потом спросил:
- Ребе, а почему вы не сказали мне об этом сразу?
- Ты должен был понять, как плохо, когда нету дров...
География души
Сокровенная глубина
Ребе Цемах Цедек из Любавичей дал великому и праведному рабби Гиллелю из Парича прозвище "полхасида". Почему "пол"? Потому что на "вторую половину" рабби Гиллель уже сам был немножко Ребе... Цемах Цедек разрешил своему ученику вещь, в хасидском мире неслыханную: отвечать на вопросы других хасидов и раздавать благословения.
Однажды к рабби Гиллелю пришел еврей и стал жаловаться: "Когда я учу хасидут перед молитвой, то чувствую, как пробуждается в душе сокровенная глубина... Но стоит мне завернуться в талит и взять в руки молитвенник, как все это уходит..." Рабби ответил: "Ты просто успел помолиться перед тем, как начал молиться... Разве это так уж плохо?"
Да, то есть нет
Сказал цадик рабби Меир из местечка Крачнив: "Если б меня спросили, когда я хочу покинуть мир, я бы сказал - в Пурим, потому что это лучший день в году. Но я никогда на это не соглашусь - не хочу портить людям праздник..."
Совет в дорогу
И в этом весь еврей
Один еврей, потомок больших праведников, пришел в Нью-Йорке на прием к Ребе Йосеф-Ицхаку, шестому главе хасидов ХАБАД.
Посетитель стал жаловаться на повторяющийся постоянно «нисайон» — душевное испытание, с которым он никак не может справиться. Гость надеялся, что благословение Ребе поможет исполниться тому, о чем мы каждый день просим в утренней молитве: «...и не посылай нам испытание и позор...»
Ребе на это ответил:
— Вы заметили, что слова «позор» и «испытание» в этой молитве стоят рядом? Понимать это надо так: мы просим Вс-вышнего избавить нас от такого испытания, которое связано с позором. Но те испытания и преграды, о которых говорили вы — это обычные испытания, которыми полна наша жизнь и для преодоления которых Всвышний, собственно, и создал евреев. Тот, кто их переносит и не поддается — счастлив его удел, и радует он Творца, и подчиняет нечистую сторону этого мира, и в этом весь еврей...
Уроки жизни
Сказки Реб Менделя
Жил хасид по имени реб Мендель Футерфас. Легенда ХАБАДа, песня ХАБАДа, невысокий еврей с белой бородой и в черном картузе, который, прожив долгую жизнь, совсем недавно покинул нас. Кроткий человек с речью острой и едкой, похожей на лекарство, которое дают тому, кто давно упал в обморок и живет в нем, не имея сил и времени пробудиться.
Реб Мендель, конечно, герой. Он был подпольщиком Торы, он пережил сталинские лагеря. Черный ворон смертного приговора кружился над его головою. Но не в этом его уникальность.
Реб Мендель не пришел из дремучей сказочной хасидской страны, которую воображают иногда умиляющиеся посторонние. Он «учился на хасида» в годы первых пятилеток в таких крупных промышленных и культурных центрах, как Витебск, Харьков, Москва... Все это время он оправдывался перед Всевышним за своих братьев и сестер, показывая, как должен выглядеть библейский патриарх в двадцать пять, и в тридцать пять, и в пятьдесят лет. Трясясь в трамвае, потом в метро, потом сидя на нарах. Он умел наблюдать, переживать и затем рассказывать. Постепенно, исподволь реб Мендель создал неповторимый мир, где сказка, и притча, и быль, не мешая друг другу, идут рядом.
Собачья история
В лагере, где я сидел, охрана была на высшем уровне: солдаты с автоматами и злющие псы, приученные бежать по следу и потом рвать, таскать... Все же один заключенный, человек, видимо, бывалый, решил испытать судьбу и попытаться убежать. Мимо солдат он еще мог проскользнуть, но с псами-то как быть? Однако рассудил этот зэк так: В России все берут взятки, значит, и собак можно подкупить. Несколько недель вылавливал он из супа куски коровьих жил, которые считались мясом, и прятал в укромном месте. Из лагеря он выбрался удачно, хватились его не сразу. Но как узнали, уже не медлили: пустили по следу собак. Когда они стали нагонять его, этот зэк стал швырять им свою «взятку». Псов в лагере тоже кормили не ахти. Они завертелись на месте и не знали, на что решиться. Виляли хвостами, скулили, рвались то вперед, то назад. Подбежали охранники, увидели это безобразие и тут же перестреляли всех собак на месте. Потом, вернувшись в лагерь, они объяснили нам, заключенным: «Пес, которому поганый кусок мяса может помешать нести службу — грош цена такому псу и нечего ему жить на свете!..»
Мои наставники в ешиве говорили, что из любой истории еврей должен уметь извлечь для себя урок. Чему нас учит история с собаками? Нельзя из-за жирного куска — будь то мясо, почет, деньги или что другое — забыть о том, что ты состоишь в отряде Б-га, что должен сделать все, чтобы приблизить приход Мошиаха! А за взятки можно погореть — это в России все знают...
Канатоходец
В нашем лагере в Сибири было много разного народа: бывшие писатели и ученые, торговцы и крестьяне, грабители и воры. Один зэк говорил, что он акробат, привык расхаживать по канату под куполом цирка. Простые работяги, которые и цирка-то толком не видели, не очень верили, что такое возможно. «Брешешь, — говорили они ему. А если нет, то покажи, чего ты там умеешь...»
— И покажу, — отвечал циркач. — Только не сейчас, а когда закончится мой срок.
Однажды этот день наступил. С разрешения начальства циркач устроил для заключенных и охранников представление. Натянули канат между двумя деревьями. Циркач взобрался на него и стал расхаживать, выделывая разные штуки — да так уверенно, будто ходил у себя в бараке между койками. Когда представление закончилось, заключенные, еще не оправив-шись от изумления, обступили его и стали спрашивать:
— Слушай, браток, как это тебе удается так спокойно двигаться, когда под ногами пропасть и, если сорвешься — пиши похоронку?..
Канатоходец отвечал:
— Дело это непростое, конечно, и здесь имеется много разных правил. Одно из них, самое первое и главное, я вам открою: когда стоишь на канате — не думай о том, что внизу, и не слушай, что тебе кричат. Поймал точку — и двигайся к ней...
Потом он вышел на волю, а я стал думать, как можно использовать это правило, служа Вс-вышнему. И понял: если ты поставил перед собой цель — нельзя думать, где и как ты можешь поскользнуться. Нельзя оглядываться или смотреть по сторонам. Нельзя останавливаться и слушать, что скажут люди, а уж тем более — отвечать им. Если ты «поймал точку» — точку сердца, точку Ребе, — тогда ты обязательно придешь туда. И чем меньше будешь крутить головой — тем быстрее...
Энциклопедия местечка
Штрих судьбы
Интересный расклад
Ребе Йосеф-Ицхак, предыдущий глава ХАБАДа, рассказывал: во времена Баал-Шем-Това жил еврей по прозвищу рабби Исроэль а-Самеах. Он любил повторять: "Я, Исройлик, ничего из себя не представляю. И тем не менее мне поручено выполнять мицвот, приказы Того, Кто сотворил мир, Благословен Он... При таком раскладе дел надо прыгать и плясать от радости!.."
И прыгал, и плясал.
В две строки
«Приходят дни...»
Сказал Бен-Зома: «Вот приходят дни, сказал Всевышний», и не будут говорить — «Б-г , Который вывел евреев из Египта». А будут говорить — «Б-г, Который поднял и Который привел семя Израиля из северной страны и из других стран, куда они были заброшены...»
Любавичский Ребе
Отрывок из выступления Любавичского Ребе на открытии ешивы для пожилых людей
Долголетие - это одно из самых больших благословений, которое содержится в Торе. Но в наше невероятное время, когда на тьму говорят, что это свет, а на горькое - что это сладкое, некоторые пожилые люди не чувствуют, что их благословили. Войдя в преклонные года, человек знает, что он должен быть "ретрейт" - выйти на пенсию, расстаться с ответственной должностью.
Здесь, в Штатах, есть дурной обычай, который, к сожалению, начинают перенимать другие страны тоже. Когда человеку перевалило за 50 (а если за 60 - так тем более), начальство начинает намекать ему, что пришла пора уступить свое место человеку более молодому, который (так они думают) сможет сделать больше, а платить ему, понятно, будут меньше.
Дома дела обстоят не лучше. Если дети не послали отца в дом престарелых, то, во всяком случае, навещают его довольно редко. Взрослый сын, позвонив в квартиру своих родителей, прямо с порога начинает рассказывать, скольких жертв и самоотречения стоил ему этот визит. Он пропустил партию в гольф, отложил поездку на море, не лег поспать... И все это только для того, чтобы лично задать отцу вопрос: "Ну, как ты себя чувствуешь?" А услышать ответ у него уже нет времени, мчится дальше по делам.
Все указанные перемены люди связывают с такими понятиями, как "культура", "развитие технологии", "прогресс". Поскольку работать (чтобы прокормиться) приходится меньше, то людей на пенсию спроваживают раньше, а для многих из них уйти с работы - это почти то же, что перестать жить на свете...
Все, сказанное выше, совершенно противоположно тому, чему учит нас Тора! В Торе сказано: "Прожитые годы делятся мудростью..." А Галаха требует: "Встань перед сединою!" Иными словами, нужно оказывать уважение ЛЮБОМУ седому человеку, будь то мудрец Торы или человек неученый. Почему же нужно почитать неученого? Потому, что он прожил жизнь, много видел и много испытал. Благодаря этому у него есть знание (и на службе, и в быту), как найти выход из тупика, как извлечь из неблагоприятных обстоятельств двойную прибыль. Он может поделиться с молодыми не только своими "патентами", но и допущенными ошибками, рассказать о той цене, которую он за них заплатил.
И вот на место такого человека хотят посадить другого, более молодого, зачастую только потому, что у того более крепкие локти, и он громче кричит, и умеет не только выставить человека за порог, но даже вышвырнуть его в окошко...
Надо знать, что ответить такому молодцу. Но для этого надо изменить свое отношение к временному отходу от дел, к тому, что называется "пенсия". Всевышний посылает еврею, вошедшему в года, ограничить занятия бизнесом и, сочетая спокойствие тела со спокойствием души, изучать Б-жественную мудрость, восполнив то, что не успел выучить в молодости.
Там, сидя над Торой, он узнает, что можно ответить детям, племянникам или незнакомым людям с крепкими локтями. Например:
"Нет мудреца, подобного тому, кто прошел через испытания".
Или:
"Слабость тела усиливает мощь души".
Или:
"Старец - это тот, кто приобрел мудрость".
Знайте: раскрыв Тору, вы стали настоящим хозяином собственного времени. Вам не придется бегать за чиновниками, крупными или мелкими, вам не придется думать, чем занять своих подчиненных, а потом ломать голову, из чего выплачивать им зарплату. Надо только попробовать... И тогда с чистой душою вы повторите слова наших мудрецов: "Прибыль от Торы лучше всякой другой прибыли!.."
Вы думали, что с выходом на пенсию ваша жизнь закончилась. Это ошибка. Только сейчас начинается самый светлый, самый глубокий ее отрезок.
Путь далекий, путь близкий
Ребе Цемах Цедек из Любавич сказал в беседе с рабби Шмуэлем, своим младшим сыном и главным преемником: "Если ты помог другому еврею заработать, даже когда прибыль - одна копейка, то раскрываются перед тобой небесные чертоги, со всем их светом и тайнами!"
Ребе Шмуэль, приводя слова отца, добавлял: "Надо еще знать путь, как добраться до этих чертогов... Но это не важно! Главное - помочь еврею заработать и сделать это от всего сердца".
В две строки
Плачь, сынок, плачь!..
В ночь на 9 Ава, когда оплакивают разрушенный Храм, прихожане одной синагоги сидели на полу и читали "кинот", траурные песни. Какой-то слепец попросил своего молодого соседа отвести его домой. Но тот отказался, объяснив, что еще не закончил чтение "кинот". Святой рабби Ехезкель из Казимира услышал это и воскликнул:
- Плачь, сынок, плачь! Но не о разрушении Храма, а о том разрушении, которое творится в твоей собственной душе!..
Ребе советует
Лекарство от страха
Один бизнесмен, назовем его реб Залман, собирался лететь из Сан-Франциско в Японию и, прежде чем заказать билет, попросил у Ребе (он это делал всегда) совета и благословения. Ответ с благословением пришел очень скоро. Там была необычная приписка: "Вы можете отправляться в путь лишь тогда, когда получите посылку из Нью-Йорка".
Эта посылка пришла на следующий день. Реб Залман развернул конверт. Там лежали два экземпляра Тании. А что с ними делать? В той же приписке было сказано: "Приедете в Японию - поймете..."
И вот реб Залман оказался в Стране восходящего солнца. Покончив с делами, он захотел оказаться там, где еврейским духом пахнет. Покопавшись в справочниках, реб Залман нашел адрес некоего клуба, который одновременно служил синагогой.
Мучая прохожих расспросами, наш бизнесмен наконец добрался туда. Войдя в полутемное помещение, он обнаружил там только одного еврея, да вдобавок с отменно грустным и озабоченным лицом.
Оголодавшись по своим, реб Залман приветствовал его громким "Шалом алейхэм!" Слово за слово, незнакомец рассказал свою историю.
"Я работаю торговым агентом. По делам нашей фирмы мне приходится ездить по всему белу свету. Не так давно я попал в страшную аварию, когда при посадке столкнулись два самолета. Многие пассажиры погибли, я сам чудом остался в живых. После этого случая я долгое время не мог заставить себя подняться на трап самолета, а ведь это моя работа, моя парнаса...
Друзья посоветовали мне попросить благословения у Любавичского Ребе, и я так и сделал. В своем ответе Ребе написал, что у меня появятся силы преодолеть страх, и посоветовал брать в каждое путешествие книгу под названием "Тания".
Эта книга действительно оказалась для меня лекарством от страха. Но сегодня, непонятно, как, я умудрился потерять ее. И что теперь делать? В Японии не торгуют Таниями на каждом шагу! А я чувствую, что без этой книги не смогу заставить себя сесть в кресло самолета..."
Нужно было видеть, с каким выражением лица реб Залман расстегивал свой портфель и говорил, доставая чудесную книгу: "Итс фор ю, чэп..."
Вновь оказавшись в Штатах, реб Залман позвонил в секретариат Ребе на "Севен севенти" и задал вопрос: "А что мне делать со вторым экземпляром Тании?"
Вскоре пришел ответ от Ребе: "Это вам в награду за ваши труды..."
Благословение Зевулуна
"Вы пишете, что вас мучает слабость и бессонница. Причина этого одна и та же: отсутствие порядка и четкого расписания в том, как вы питаетесь или ложитесь спать.
Известно, как строго следили за этим наши мудрецы и учителя. Они считали, что отсутствие порядка - это одна из главных причин, которая мешает человеку добиться успеха в служении Творцу.
Вам достался "удел Зевулуна", т.е. вы занимаетесь бизнесом, чтобы поддерживать тех, кто изучает Тору. Вспомните, какое благословение дает ему Тора:
"Пусть радуется Зевулун, отправляясь на дела свои. А радость и порядок зависят друг от друга..."
Экран анекдота
Экзамен
Это было лет сто назад, а то и больше. Тогда уже появились в местечках новые люди, которые считали, что их разум достаточно могуч, чтобы понять, как устроен мир, без помощи Торы. Называли их "апикоросами", что означает "вольнодумцы", "безбожники". Один юноша, стараясь скакать в ногу со временем, тоже объявил себя апикоросом. Он курил по субботам, мешал мясное с молочным и страшно скучал. Не с кем было ему поболтать о прогрессе, посмеяться над отсталостью. Наконец он узнал, что в соседнем городке тоже есть свой апи-корос, и решил к нему наведаться.
Сказано - сделано. Приехал, узнал, где тот проживает, дернул звонок, услышал "войдите".
Вошел. В комнате накурено, хотя и не суббота. За столом, заваленным святыми книгами, сидит бородатый человек, листает их, делает выписки, глаза горят от азарта.
Наш юноша представился:
- Честь имею. Я апикорос!
- Ах, как хорошо! Скажите, коллега, как вы объясняете такое-то и такое-то разночтение в Талмуде?
- Я не учил Талмуда.
- А что вы думаете о философии Рамбама?
- Не читал я Рамбама...
- Ну тогда давайте вместе разберем пророчество Иешайи...
- Да что вы мне экзамен устроили? Я же апикорос!
Хозяин встал и сказал с расстановкой, переходя на "ты":
- Нет. Это я апикорос. А ты просто дурак...
ФАРБРЕНГЕН
© Все права сохраняются за автором, 2001
Просим обращаться с этим изданием бережно, т.к. в нем приведены слова Торы.
Справки по тел, в Израиле: 02-5860247
Нас можно найти в Интернете по адресу: www.chassidus.ru