"Фарбренген" № 1

Июнь 2001 (Сиван 5761)

Редактор: Эзра Ховкин

Издание Федерации

Еврейских общин России

Шаги Мошиаха

В телеге Мошиаха

Рабби Исроэль-Меир а-коэн был известен всему еврейскому миру по псевдониму «ХафецХаим». В то время как народ в Европе выбирал между фашизмом и коммунизмом и радовался полетам дирижаблей, Хафец Хаим постоянно, в мельчайших деталях, изучал законы жертвоприношений, говоря: «Когда придет Мошиах, не будет времени на раскачку. Надо будет сразу начинать служение в Храме...»

Принадлежа к сословию коэнов, священников, Хафец Хаим доверительно писал своему соратнику по этой службе, левиту (и гаону) рабби Рафаэль-Мордехаю Соловейчику: «Если б мудрецы нашего поколения послушали меня и стали бы составлять книги, посвященные Храму и его святости, это при-близило бы приход Избавителя...»

Говорится в Талмуде о сословии священников: «Коэны – они всегда проворны». Тренируя это качество, Хафец Хаим прыгал в телегу, когда лошади уже трогались с места, и соскакивал с нее до того, как кучер натягивал вожжи. Со стороны это выглядело странно: мудрец, известный всем еврейским общинам, взлетает в воздух, как герой ковбойского фильма. Но ему было наплевать. Он все время думал о Храме.

На одной ноге

С какой стати?

В юные годы, до того как стать равом, цадик Леви-Ицхак из Бердичева жил у своего тестя. Тот был из первых богачей в городе, и потому в его доме всегда было много гостей. Кроме прочего, Леви-Ицхак сам готовил гостю постель: клал на пол связки соломы, накрывал их простынями и так далее.

Тесть однажды сказал ученому зятю:

– Зачем тебе трудиться самому? Дай пару монет какому-нибудь гою, и он натаскает в дом соломы.

Леви-Ицхак ответил ему:

– С какой стати я уступлю гою мицву, да еще буду платить за это деньги?!

Еврейская простота

Есть на свете простые евреи, которые честно и спокойно выполняют приказы Торы. Их простота берет начало в Б-жественной душе еврея, которая проста и неделима. А душа проста, потому что связана с сущностью Б-га...

Рабби Менахем-Мендп ШНЕЕРСОН

География души

Больной кошелек

На ярмарку съехались несколько богатых хасидов. Сначала поговорили о ценах на кожу и сукно, а потом разговор перешел на дела духовные. Каждый расхваливал своего Ребе, говорил о его чудесах. Наконец порешили: собраться вечером вместе, и пусть каждый расскажет о чуде, которому сам был свидетелем.Так и сделали. Истории о чудесных благословениях и удивительных исцелениях звучали одна за другой. Когда дошел черед до реб Шмуэля Гурария, хасида ХАБАД, он встал – из уважения к предмету разговора, и рассказал вот что.

– Однажды мне предложили крупную сделку с партией леса. Требовалось вложить кучу денег, но зато, если дело пойдет гладко, ожидалась сказочная прибыль. А если нет – все пропало... Я приехал в Любавичи к Ребе Шолом-Довберу и спросил: «Покупать?» Он ответил: «Покупай». Я так и сделал, но начались проволочки, время ушло, и все мои тысячи пропали...

Реб Шмуэль замолчал. Несколько человек, не выдержав напряжения, разом воскликнули:

-А где же чудо?

– Чудо в том, что после этого случая я остался хасидом.

Наступила глухая тишина. Пожалев новых знакомых, реб Шмуэль добавил:

– Я верю, что Ребе предвидел все и дал такой совет не случайно. Может, меня или моих родных ждала болезнь или другие невзгоды. А теперь, после вмешательства Ребе, заболел только мой кошелек...

Колонка редактора

Игры для взрослых

Регулярно под ближневосточным небом сходятся герои сказок Пушкина или отважные крестоносцы, которым важно захватить Иерусалим, чтоб потягать пейсатых за нос и бороду...

В сосновой роще, недалечь от Кирьят-Гата, встретились два войска -татарское и русское. Татары требовали дань согласно договора. Русские отнекивались, утверждая, что казна Киева пуста, только мыши в ларях и тайных погребах. Дело могло кончиться большим побоищем, но тут мурзы и дьяки нашли гуманную форму: поединок двух богатырей. Если Русь одолеет, тогда басурманы скачут себе назад в Орду. Если татарва верх возьмет, ну, православные, выворачивайте карманы...

Они сшиблись на горячих конях -младший брат князя и сын Чингис-хана. От ударов мечей сыпались искры. Кольчуга на русском лопнула. Щит татарина разлетелся в щепки. Каждый удачный выпад сопровождался ревом двух воинств. Наконец после долгой схватки татарин нанес роковой удар, и русский витязь покатился по выгоревшей хвое. Победитель поскакал к юрте, потрепал пластиковую голову верного коня и склонился перед отцом в церемонном поклоне. Одна из папиных жен как раз болтала по пелефону. На чистом русском языке она объясняла маме, почему припозднится сегодня домой. «Русские вконец обнаглели, надо проучить их,» -объяснила красавица туманно. Банки пива «Маккаби» пустея, покрывали близлежащее пространство.

Несколько сот олим из СНГ, собравшись среди сосен, играли в сказку.

Говорят, что эту странную забаву

завезли в Израиль члены клуба «тол-киенистов» (кто не в курсе, что это, -объясним в другой раз). Средний возраст участников игр не так уж и мал: от двадцати до пятидесяти. Ведьма в тельняшке просвещает корреспондента: «Когда ты входишь в сказочный мир, то совершенно забываешь, что творится вокруг. Ветераны пишут нам сценарий заранее. Мы разыгрываем его, импровизируя, как можем...»

Израильтян в русскую игру не берут. Они просились, но им давали только роли бессловесных животных, и те сами собой отлипли. Но не обиделись. Ведь этот патент – собрать кучу чудаков и вместе жить по сказочным законам -известен в Израиле давно. И ветераны есть – бывшие генералы, которые когда-то устали и выдумали сказку, что арабы хотят мира. Надо только уступить им здесь и отдаться там. Сотни тысяч людей вовлечены в эту игру. Успехов нет, но есть сила затяжения большой и тупой массы. Даже знатоки Торы надевают картонные доспехи этой новой сказки, отплевываясь...

Ребе Цемах Цедек из Любавич рассказал однажды, сидя в кругу своих хасидов, что кроме этого и Будущего мира есть еще «олам а-димьон» -воображаемый мир, где некоторые души восполняют то, что не смогли осуществить в реальной жизни. Один еврей, пораженный этим сообщением, воскликнул:

– Ребе, а может, мы с вами тоже

находимся в «олам а-димьон»?!

Любавичский Ребе ответил кратко:

– Глупец! Мне там делать нечего!.. И нам с вами тоже.

В две строки

Узнал и не боится

Если еврей представляет свой духовный уровень, если он ясно видит свои недостатки и полон решимости исправить их, если он при этом весел и доволен своим путем – тогда вдруг приходит радость и наполняет все вокруг... Так бывает, когда человек узнал правду и не испугался ее.

Ребе ШОЛОМ-ДОВБЕР, пятый глава хасидов ХАБАД

Жемчужины Тании

Благословение идущему

«Известен людям сведущим смысл слов: «Семь раз падет праведник и снова встанет...»

Особенно это относится к человеку, который делается «идущим», а не стоит на месте. Он поднимается со ступени на ступень и не застывает, ступив на одну из них. Но, прежде чем подняться на более высокую ступень, он неизбежно должен упасть с предыдущей. Однако хоть и упадет, но не будет сброшен. Да и падением это можно назвать, говоря лишь о его собственных достижениях, но не по отношению к другим людям, не дай Б-г...

Несмотря на то, что падает, этот человек выше других в своем служении Творцу. Ведь он все равно сохраняет отпечаток той ступени, на которой находился раньше...»

Тания, 6 Сивана

Медицина бессильна

Говорят наши мудрецы:»Всех больных сумеет вылечить Мошиах, кроме дураков...»

Почему у Мошиаха зуб на дураков, чем они ему так досадили? Объясняет Ребе Шнеур-Залман, автор «Тании»: «Хасид – это человек, который знает свои недостатки, знает, что это болезнь, и стремится найти исцеление любой ценою. Вот почему Всевышний, Благословен Он, рано или поздно посылает ему врача.

Не так обстоит дело с дураком. В отличие от хасида он считает себя умней и здоровей всех. Жаль его: он смотрит на свет и не видит света, смотрит во тьму и различает там особый свет, свет неправды.

Как же Мошиах может вылечить его, если он и так считает себя полностью здоровым, этот круглый дурак...

Любавичский Ребе

Голова Эсава

В Торе говорится: «Вот родословная Ицхака... Жена Ицхака, Ривка, родила ему двух сыновей-близнецов, Яакова и Эсава. От Яакова пошли двенадцать колен, весь наш народ. А Эсав отказался от еврейства, сделав ставку на земные блага и став вечным противником своего брата.

Согласно нашей традиции, от Эсава пошли несколько могучих народов, например, римляне и немцы. А сводный брат Ицхака Ишмаэль считается предком арабов. В чем различие между Эсавом и Ишмаэлем?

Наши мудрецы говорят, что в конце концов Ишмаэль исправился и встал на путь добра. Но при этом он остался сыном рабыни и не имеет отношения к еврейству, не имеет права на наше духовное наследство.

Эсав, как и брат его Яаков, рожден евреем. Но он жил и умер в злодействе. Рабби Хаим Йосеф Давид Азулаи (Хида) утверждает, что клипа, духовная оболочка, котрой Эсав окружил себя, намного хуже и черней, чем клипа Ишмаэля... Поэтому сказали наши мудрецы: «К Эсаву надо относиться как к еврею, который изменил своей вере...»

Когда были похороны Яакова, то Эсав попытался загородить вход в пещеру Махпела, где лежали другие предки еврейского народа. Один из сыновей Дана, возмущенный этим, нанес богатырский удар, и голова Эсава, отлетев от тела, тоже закатилась в пещеру и легла на грудь Ицхака, своего отца...

Почему это случилось? Ведь известно правило: «Злодея не хоронят рядом с праведниками». Всевышний настолько строго следит за этим, что однажды даже совершил чудо воскрешения из мертвых, чтобы удалить тело лжепророка, которого похоронили рядом с пророком Элишей... Ответ таков: Эсав является злодеем только благодаря своему телу, где животное начало настолько сильно, что гасит все добрые импульсы. Но как только «голова», то есть душа и разум отделены от тела, их покидает злодейство.

Ицхак знал о скрытом добре, которое живет в его сыне, и пытался извлечь его наружу, дав Эсаву благословение. Но правда заключается в том, что только Яа-кову дано очистить и вынуть из нечистой оболочки душу своего брата. На это намекает Хида, сказав: «Геры приходят в еврейство из Эсава, но не из Ишмаэля...» И действительно, величайшие мудрецы Торы, такие, как Шмайя и Автальон, Онкелос, рабби Меир, являются потомками Эсава. Расставшись с «телом», то есть со своей пре-жней средой, они обнаружили свои душевные сокровища во всем их богатстве...

Чему нас учит история с головой Эсава? Здесь действует принцип «каль-ва-хомер», «тем более». Уж если «голова Эсава» нашла свой путь в еврейство, то тем более это относится к настоящим евреям, которые временно отошли от Торы или вообще не знают о ее заповедях. Общаясь с евреем (с любым!), нужно помнить, что в душе его навечно отпечатаны десять заповедей, первая из которых начинается со слов: «Я, Всевышний Б-г ваш...»

Как найти дорогу к такому еврею? Вот рецепт: не нужно смотреть на его «тело» – на образ жизни, на поступки и даже на мысли, которые он высказывает. Глядя на еврея помни, какая у него голова...

Тяжкий труд в уютном кресле

Рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон рассказывает:

«Мой отец, Ребе Шолом-Довбер, говорил: «Авода», служение Всевышнему, заключается в том, чтобы еврей в поте лица стремился стать хозяином над самим собою: над разумом, чтобы знать, куда направить мысль, и чтобы она тебя послушалась; над сердцем, чтобы знать, чего желать, любить и добиваться, а что ненавидеть и отталкивать...

«Авода» начинается с того, чтобы разобраться в своих чувствах и движениях сердца, научить их тебя слушаться. На что это похоже? Предположим, человеку нужно разобраться в какой-то проблеме. Он идет домой, закрывает дверь, усаживается поудобнее и начинает размышлять. После этого он приступает к работе, отдавая себе полностью отчет, чего он хочет, что сделано, а что еще предстоит.

Но если ты пытаешься решить проблему на одной ноге, в месте, открытом со всех сторон, – ничего у тебя не получится. Чувства бурлят, сердце волнуется, а работа стоит».

Круговорот

Коварный Беркович

Айяль Беркович, звезда израильского футбола, должен был подписать договор с шотландским клубом «Селтик». Дело было в пятницу. Шотландцы не хотели покупать кота в мешке и требовали, чтобы Беркович прошел медицинское обследование. Оно длилось 7 часов, и еще 2 часа обрабатывали анализы.

– Сколько можно!.. – вспылил Беркович.

– Еще не вечер, – отвечали флегматичные шотландцы. И впрямь: было уже 21.00, а солнце в этой северной стране еще не скрылось за горизонтом. Израильтянин объявил: «Если до начала субботы мы не подпишем договор, то потом я его тоже не подпишу!» Тогда закрутились и завертелись шотландцы. За четверть часа до наступления Шабата долгожданный договор был подписан. Тогда Беркович объяснил свою позицию:

– Мне просто не хотелось нарушать субботу. Если б я не подписал договор сейчас, то я бы подписал его на той неделе...

Вот тут хозяева разинули рты. Они даже сказали по-шотландски:

– От якый швыдкый жидочек! Хлопци, треба приняты його до нашей рады!..

На семи ветрах

Раввин поневоле

Остров Тасмания находится недалеко от Австралии. Там есть 300 тысяч жителей и среди них 30 еврейских семей. Знатоков Торы не водилось в этой компании, но синагога была. Люди собирались там по субботам. Кто пешком шел, кто на машине приезжал -как получалось... Водился среди них один грамотей, которого здешние евреи с английской вежливостью звали «наш рабай». Он немного разбирал еврейские буквы и поэтому вел молитву и читал свиток Торы – с тем напевом и ударениями, которые рождались у него в душе...

Однажды «рабай» покинул Тасманию. Евреи начали обмениваться взволнованными звонками: кто откроет Тору, кто затянет молитву?.. Беда!

Жил в тех краях молодой ученый, отпрыск израильтян, по имени Михаэль Сойфер. Представители общины нанесли ему визит и предложили запросто:

– Будьте, пожалуйста, нашим раввином. Михаэль чуть не упал со стула:

– Да какой из меня раввин? Я же ничего не знаю о еврействе!

– Нет, вы знаете гораздо больше нас! Вы умеете читать на иврите, а мы нет.

– Да я же ни во что не верю!..

– При чем тут вера? Помолитесь, почитайте Тору – вот и все, что мы от вас хотим...

Они ушли, а Михаэль стал обдумывать неожиданное предложение. Он понимал, что ответить отказом будет неблагородно. Но как найти приемлемую формулу, чтобы успокоить свою совесть атеиста? «Пусть это будет считаться социальной помощью нуждающимся, – подумал молодой ученый. – Тогда я, пожалуй, соглашусь».

И вот новый «рабай» переступил порог синагоги, пожалуй, впервые в жизни.

Очень скоро он понял две вещи. Во-первых, что «социальная помощь» неожиданно затронула очень важные и глубокие струны в его душе. Вместе с женой они начали соблюдать субботу, отделять мясное от молочного, делать кидуш над стаканом вина. Во-вторых, что ему, как «рабаю» и еврею очень не хватает учителя, знатока Торы. А где его отыщешь в этой Тасмании?..

Михаэль решился на неожиданный, отчаянный поступок: он начал молиться. Из книг Танаха он знал, что в каждом поколении у евреев есть глава, мудрец, который заботится о нуждах своего народа. Губы молодого ученого шептали:

– Владыка мира! Если правда то, что написано в Танахе, пусть этот мудрец поможет нам лучше выполнять Твои заповеди!..

Перенесемся теперь в город Мельбурн. Рав Хаим Гутник, возглавлявший одну из больших еврейских общин, получил от Любавичского Ребе необычное письмо. Там говорилось, что Гутник должен срочно вылететь в Тасманию. И больше никаких подробностей. Точка.

Гутник был хасидом, поэтому без лишних разговоров собрал чемодан, купил билет и полетел. Но, оказавшись на улице Хобарта, он испытал минуту растерянности. Вот Тасмания, вот он, а что дальше?

Внезапно какой-то человек бросился на него и стал обнимать. Это был Михаэль Сойфер. Он вспоминает: «Я вышел на улицу и вдруг увидел еврея с бородой и в раввинской шляпе. Ой-вей, это то, что я хотел!..»

Рав Гутник и Михаэль проговорили много часов подряд. Михаэль задавал вопросы, а раввин давал точные и полные ответы. И это была отнюдь не единственная их встреча.

Прошли годы. Бывший «рабай» сделался настоящим раввином, без дураков. Кроме того, он стал одним из ведущих лекторов в университете Сиднея. Дом его всегда открыт для еврейских студентов. Когда они спрашивают, кто такой Любавичский Ребе, то слышат ответ:» Это тот, кто думает про нас про всех...»

Совет Ребе

В оковах лени

Вы пишете, что не можете найти себе подходящий шидух и не видите пути, как это сделать. Можно возразить по обоим пунктам. Не может такого быть, чтобы для вас не нашлось хорошей еврейской девушки. Стоит напомнить себе то, что сказали наши мудрецы: «Дочери Израиля – прелестны они». Прелестны и в физическом, и в духовном смысле! Что же касается того, как искать – воспользуйтесь помощью шадханов. Так делают все, кто скромен и несет в сердце страх перед Творцом.

Я уже не первый раз пишу об этом, но похоже, вас обуяла лень – именно по данному вопросу. А человек устроен так, что, чем больше он раскачивается, тем трудней ему сбросить оковы лени. Но выбора у вас нет! Вы обязаны исполнить постановление наших мудрецов, сказавших, что невесту ищут, как самую дорогую пропажу...

Экран анекдота

Момент истины

Третий звонок. Поезд важно тронулся. Два еврея, оптовых торговца тканями, оказались в поезде в одном купе. Обычный разговор – кто, что... Настороженность: а вдруг попутчик -это ядовитый змей, который перебьет у тебя выгодный заказ? И вот, после осторожных расспросов, один из собеседников пошел ва-банк:

– Рабинович, а между прочим, куда вы едете?

– В Одессу.

– Послушайте... Вы говорите, что едете в Одессу для того, чтобы я подумал, что вы не едете в Одессу. Но вы же действительно едете в Одессу! Так зачем же вы врете?..

Запись опубликована в рубрике: .