Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Фарбренген" № 7

Ноябрь 2001

(Хешван 5762)

Редактор:

Эзра Ховкин

Ор Авнер ХАБАД-Любавич

«Хасидус по-русски»

http://chassidus.ru

Шаги Мошиаха

Чтобы заика смог просить

Есть заповедь, чтобы еврей в молитве просил Вс-вышнего о тех вещах, в которых он нуждается. Рамбам пишет, что, когда евреи оказались в галуте, «стали заплетаться их уста», и не мог человек вспомнить о том, что ему необходимо. Тогда поднялись «мужи великого собрания» и установили «Восемнадцать благословений», единую молитву для всего народа. Эта молитва несет в себе корни потребностей каждого еврея и всего народа в целом, чтобы заика (а это все мы) мог внятно попросить о том, без чего он не может жить.

Мужи великого собрания поместили просьбу о приходе Мошиаха среди восемнадцати самых насущных потребностей каждого еврея и всего народа. Более того: воля Вс-вышнего заключается в том, чтобы евреи просили, умоляли и настаивали на приходе Геулы, Избавления. Как сказано в псалмах Давида: «Ад матай? Доколе?.. Всесильный, не молчи, не безмолвствуй!..» Вс-вышний прощает евреям, что они «докучают» Ему просьбами на одну и ту же тему — о приходе Мошиаха. Быть может, именно в силу большого числа таких просьб Избавление придет скорее…

География души

Правило колеса

Жил в России богатый торговец лесом по фамилии Кисин. Несмотря на кучу неотложных дел, раз в году он обязательно на несколько недель приезжал в Любавичи — слушал Ребе Шолом-Довбера, учил Тору с его хасидами, давал цдаку щедрой рукой. Началась русско-японская война, которая нанесла страшный удар по его капиталу. Кисин не только потерял все состояние, но еще и остался должен своим партнерам.

Сутулясь от горя, он появился в Любавичах, был допущен на «ехидус» — встречу с глазу на глаз с Ребе и сказал тогда такую простую и горькую речь:

— Как Вс-вышний мог допустить такое разорение?.. С юных лет и долгие годы мне светила удача во всех делах благодаря благословению, которое я получил от вашего деда. А сейчас, на старости лет, когда у меня уже нет сил бороться с судьбой, я невольно утаил сотни тысяч чужих денег в своем дырявом кошельке. Можно ли допустить, чтобы верующий еврей оказался в глазах людей обманщиком?.. И что будет с моими детьми и внуками? Если я не встану на ноги, пятнадцать еврейских семей пойдут с протянутой рукою…  

Ребе Шолом-Довбер спокойно выслушал его, а потом отвечал, глядя гостю прямо в глаза:

— В Талмуде говорится, что в мире движется колесо: люди становятся то бедней, то богаче… Два вида торговцев известны мне: одним везет, и они все время богатеют, а другие, несмотря на все старания, терпят убытки. И те, и другие ведут себя, как правило, довольно глупо. Богачи так довольны собою, как будто они будут вечно находиться на вершине колеса. А бедняки стонут так, как будто колесо никогда не стронется с места… С какой стати ты осмелился упасть духом? Помощь близка, зачем же лить напрасно слезы?.. Кисин вышел из комнаты Ребе с просветлевшим лицом. Скоро он расплатился со всеми долгами, встал на ноги и ездил в Любавичи так же, как раньше. Только взгляд его стал чуть грустнее, чуть мудрее…

Энциклопедия местечка

Награда для Ривки

Рабби Моше из местечка Зембин отправился по делам в «литовский Иерусалим», святой город Вильну. Там случилось ему заглянуть в книгу погребального братства, где кроме хроники похорон и расчетов с могильщиками записывались иногда различные истории. Одна из них особенно запомнилась ему… В Вильне жили когда-то две подруги, которые в свободное от домашних дел время собирали пожертвования и раздавали их беднякам, чтобы те могли лучше справить субботу. Они заключили между собой договор: та из них, которая покинет этот мир раньше, приснится подруге и расскажет, как оно там, в раю…

Одна из них, Ривка «ди фрумэ» (набожная), оставила в урочный час наш мир и, спустя некоторое время, явилась товарке во сне. Сперва она описывала наслаждения рая, а потом заметила:

— Эти праведники и ангелы тоже не всесильны… До сих пор они не могут подобрать для меня награду за то, что мы с тобой когда-то заботились об одном сумасшедшем — чтобы было ему что поесть в святую субботу…»

Хедер для взрослых

Доллары в морозильнике

«Шпиц»на идише означает «острие». Рав Цви Шпиц, живущий в Иерусалиме, — дородный мужчина средних лет, который обитает в мире талмудических дискуссий и постановлений Галахи, как дельфин среди волн. Он написал чудесную книгу «Мишпатей Тора», где описывает подлинные случаи, имевшие место совсем недавно, где потребовалось вмешательство раввина. Из соображений такта или «дискретности», как сейчас говорят, реальные фамилии участников конфликта заменяются на имена сыновей Яакова — Реувен, Шимон, Леви и т.д. А остальное — чистая правда.

Реувен на месяц должен был покинуть город. Он разрешил своему приятелю Шимону пожить это время в его квартире. Поселившись там, Шимон решил выключить холодильник — зачем зря переводить электричество и потом получать большие счета? Через какое-то время он почувствовал плохой запах, открыл морозильник и обнаружил там пакет с курами, которые, увы, испортились. Делать нечего — Шимон выбросил кур на помойку и стал ждать приезда Реувена, чтобы извиниться перед ним. Когда Реувен появился и узнал про кур, он вдруг закричал: «А где десять тысяч долларов, которые я спрятал в пакет с птицами, чтобы воры не нашли?! Отдавай их мне, из-за тебя все это случилось!..» Но Шимон стал оправдываться, что действовал из лучших побуждений, преследуя лишь выгоду для хозяина квартиры. Холодильник он отключил, руководствуясь принципом «возвращения пропажи» — когда ты действуешь по собственной инициативе, чтобы вернуть другому еврею потерянную вещь или спасти его от возможного убытка. А кур он выкинул, чтобы сберечь холодильник и квартиру от плохого запаха. То,что в пакете с птицами запрятаны доллары — он не мог и помыслить… Бывшие приятели отправились к раввинам за разрешением конфликта. И вот каким было постановление. В Торе есть правило: «Человек всегда отвечает за свои поступки». Еврей обязан возместить убыток даже в том случае, если он причинил его нечаянно, по небрежности или недомыслию. Шимон должен был сначала заглянуть в холодильник, а потом уже выключать его. Однако доллары в морозильнике — это ситуация, которая встречается крайне редко, поэтому ее невозможно предвидеть или предположить. По отношению к деньгам поступок Шимона может рассматриваться как действие не по своей воле. По мнению большинства авторитетов, и такова Галаха, в случае «анус», т.е. действия не по своей воле еврей не обязан возмещать убыток. Что касается кур, то Шимон не испортил их собственноручно (мог бы, например, облить бензином), а лишь создал причину (закон «громо»), которая привела их к порче. В этом случае еврей земному суду неподвластен, а если хочет избежать Небесного суда, то по собственной воле может компенсировать убыток. В нашем случае Шимон, если решит вернуть Реувену деньги за кур, должен вычесть из этой суммы стоимость электричества, которое он сэкономил, так опрометчиво выключив холодильник…

Ребе сказал…

Наслаждение от общения

Говорится, что все евреи «аревим», отвечают друг за друга.

У слова «арев» есть три значения: сладость; ответственность; соединение.

Надо научиться получать удовольствие от общения с другим евреем, тогда вам будет легче поддерживать его и отвечать за него.

Если это вошло в привычку, то мы, части одного народа, наконец становимся единым целым…

На одной ноге

Особое мнение

Сват зачастил в семью состоятельных бухарских евреев, предлагая жениха. Однако дочь хозяев дома — ни в какую.

— Слушай, Мирьям, почему ты упрямишься? Чем тебе не подходит парень, которого я приводил?

— Он почти ничего не видит…

— Разве это плохо? Ицхак, отец наш, был слепым, а ведь он родил Яакова, от которого пошел весь еврейский народ!

— К тому же он еще и хромает!

— И Яаков, отец наш, хромал, а все-таки родил двенадцать сыновей, двенадцать будущих колен Израиля!

— Да, но он страшно заикается…

— И Моше, учитель наш, заикался, а все-таки получил для нас Тору на горе Синай!

— Но ведь он еще и горбатый!..

— Слушай, Мирьям-джан. Столько достоинств мы сейчас нашли у этого молодого человека! И один маленький недостаток ты не можешь ему простить?

Любавичский Ребе

Патент от маньяка

Одни фанатики посылают других, те захватывают штурвал самолета и врезаются в небоскребы. Трагедия Америки в гротескной форме повторила траурные будни нынешнего Израиля — когда за маньяками признают право гулять на свободе, проливая невинную кровь. При этом хорошо откормленные люди, добравшиеся до министерских и прочих постов, уговаривают остальных граждан «проявить сдержанность», веря, что убийца оценит это и смягчится. Любавичский Ребе впервые высказал опасение по поводу этой ситуации в 1981 году. Через двадцать лет, в 2001-м, произошла катастрофа с «Близнецами». И предупреждение Ребе, к сожалению, звучит еще актуальнее…

Духовный уровень евреев и еврейства, а вместе с ними и всего мира становится ниже день ото дня, и это грозит развалом и катастрофой, сбереги нас от этого Вс-вышний… Нужно противодействовать этому, нужно «желать благополучия городу», в котором мы живем, или стране, или миру в целом. И особенно нужно беспокоиться и молиться о положении евреев в Эрец Исраэль, о положении каждого еврея в отдельности. Общий совет: нужно усилиться в том, о чем сказано в Торе — «если законам Моим будете следовать…»

Когда мы имеем дело с нехорошим человеком, живущим по законам здравого смысла, то нам легко представить, что он, скажем, завтра может выкинуть, и мы постараемся предотвратить это. Но если перед нами личность не совсем нормальная или, хуже того, маньяк — поди знай, что он может отмочить через минуту!.. Мир нынче таков, что по нему свободно перемещаются маньяки, способные на любое злодейство. Как это предотвратить? Заняться их перевоспитанием? Но ведь их с юных лет учил и только одному: причинять вред! По природе, по воспитанию, по обычаям их цель одна — сеять боль и страх. Даже если мы все-таки будем пытаться на них «влиять» — кто знает, что они могут выкинуть, пока не примут (что совсем не факт) наши доводы!.. То, что они на свободе, а мы живы и здоровы — это прямое вмешательство со стороны Творца, это открытое проявление Его милости. Почему Вс-вышний вообще позволил существовать подобным людям? Ведь природа Б-га — чистое добро, почему же Он в данном случае поступил вопреки Своей природе? Ведь маньяку, имей он на то средства, ничего не стоит весь мир превратить в развалины?! Единственное объяснение заключается в том, что это «спуск ради подъема». Глядя на маньяков, которые мечтают разрушить мир, даже самые далекие от Торы люди начинают понимать, что спасение и защита придут, «если законам Моим будете следовать…»

«Кавана» для всех

Известно, что нужно молиться с «каваной», т.е. сосредоточив свое внимание на одной или нескольких важных мыслях. Не у каждого хватает сил удерживать эти мысли в сознании или даже припомнить их… Вот, однако, «кавана» обязательная и доступная для всех: ВС-ВЫШНИЙ СЛЫШИТ СЕЙЧАС КАЖДОЕ МОЕ СЛОВО И ДОБАВЛЯЕТ К МОЕЙ МОЛИТВЕ ВСЕ «КАВАНОТ», ЗАПИСАННЫЕ В КНИГАХ ВЕЛИКИХ КАБАЛИСТОВ…

Совет Ребе

Час благословения

В письме вы делитесь сомнениями, подходящее ли сейчас для вас время вновь забеременеть. Прежде всего, стоит напомнить, что дети в семье являются признаком особого благословения со стороны Вс-вышнего — одним из главных Его благословений. Здесь ни муж, ни жена не властны устанавливать свое личное расписание и выбирать «подходящее время». Еврей должен верить Творцу. И хотя это не отменяет личных усилий человека и того, насколько он умеет использовать законы природы, но именно в этой сфере он должен положиться на Творца и не пытаться разделить с Ним ответственность. Общий вывод таков: еврей должен стремиться вести нормальную жизнь, но только в соответствии с Волей Б-га, с тем, что написано в «Шулхан Арух». А Вс-вышний, Благословен Он, найдет подходящее и благоприятное время, чтобы дать жизнь новому ребенку.

Я упомянул книгу «Шулхан Арух», чтобы еще раз подчеркнуть огромную важность записанных там законов и постановлений, относящихся к чистоте еврейской семьи…

В две строки

Общий знаменатель

Набожный еврей привел своего курящего по субботам сына к хасидскому ребе. Может, цадику удастся пробудить в этом апикойросе веру… Беседа состоялась. На следующий день еврей с замиранием сердца ждал цадика у входа в синагогу.

— Ребе, ну что? Вам удалось найти общий язык?

— Конечно. Я тоже теперь не верю.

— Вы?!

— Я тоже не верю в жестокого и придирчивого Б-га, в которого не верит ваш сын. А с Творцом, перед Которым я каждый день раскрываю свое сердце, он просто еще не знаком…

На семи ветрах

Куриный пастух

Эту историю рассказывал хахам Менаше Хабо из синагоги иракских евреев в иерусалимском квартале Катамон.

В одной из арабских стран жил правитель, который очень уважал евреев. У него имелся визирь, который никак не мог понять, что его повелитель в них нашел. И частенько, отчитавшись перед эмиром о текущих делах, например, о починке городских ворот или о прорытии нового колодца, визирь спрашивал задушевно:

— Скажи, о повелитель, да продлятся твои дни, ну что уж такого особенного в этих евреях?

Отвечал эмир кратко:

— Они мудры и умны. Визирь не сдавался:

— И мы тоже мудры! И мы тоже умны! Наконец эмиру надоели эти разговоры, и он решил подвергнуть визиря испытанию. Был послан гонец к хахам-баши, раввину еврейской общины. И вот они двое, мудрец и визирь, стоят перед эмиром. Правитель напустил на себя важность, погладил бороду и сказал так:

— Большую честь и великую милость решил оказать я вам. Каждый из вас получит на воспитание курицу из главного дворцового курятника. Вы должны кормить ее, поить ее и беречь, как зеницу ока. Приходите ко мне каждый день и отчитывайтесь о здоровье вашей курицы, о том, как ей клюется и несется. За это я назначу вам большую плату. Но берегитесь! Горе тому из вас, кто скажет, что его курица подохла! Разбойник, то кладет голову на плаху, и тот будет лучше себя чувствовать, чем вы в тот час!..

Сказавши это, эмир подмигнул главному палачу, а тот — своему помощнику, а тот -мочилыцикам плетей и ковалыцикам цепей… И от этого веселья свет в глазах визиря померк. А раввин стоял прямо, со спокойным лицом.

Завернув подарок эмира в дорогую шаль из Кашмира, визирь поспешил домой. Он приказал выстроить во дворе курятник, похожий на дворец. Он постелил там персидский ковер, который, правда, приходилось часто отмывать и отскребывать. Он кормил курицу отборным зерном и поил свежайшей водою. Он лично выводил ее гулять и при этом вел с ней беседы о правде и добродетели. Плату за труды он тоже получал лично, не доверяя никому. Пряча в пояс тугой мешочек с монетами, визирь усмехался про себя: «А ничего работенка-то… Хе-хе!» Раввин поступил совсем по-другому. Едва он оказался среди стен еврейского квартала, как зашвырнул несушку во двор одного бедняка, отца большого семейства. Отозвав в сторону хозяина дома, хахам-баши сказал ему так:

— Паси эту курицу и будешь получать у эмира хорошую плату каждый день. Но я должен предупредить тебя: не вздумай однажды сообщить ему, что курица подохла. Иначе будет ой-ой-ой…

— А может, она бессмертная? — спросил бедняк.

— Да нет, обычная несушка.

Бедняк задумался, а потом махнул рукой:

— Ладно, чего-нибудь придумаю! Хорошая плата — это хорошо для еврея, особенно для меня…

И он тоже сделался куриным пастухом. Благодаря этой должности у детей появились халаты без заплат, а на общем столе — мясной плов, и не только по субботам. Сказать правду, бывший бедняк не так преданно заботился о курице, как визирь. Вместе с другими она прыгала, ища зерно на мусорной куче. И только белый шнурок на лапке свидетельствовал о ее благородном происхождении. Переженив всех своих детей, еврей сказал, задумчиво глядя на дворцовую курицу:

— Ну, теперь можешь помирать…

Но первой, от старости, подохла курица у визиря. Разорвав рубаху и царапая лицо ногтями, он предстал перед своим повелителем.

— Говори! — приказал повелитель. — Неужели купцы отказались платить пошлины? Или горные племена опять взбунтовались? Визирь упал на колени и закричал:

— Хуже, повелитель, хуже!.. Твоя курица… Я не знаю, что случилось, но она издохла!.. Подари мне шелковый шнурок, и я тихо повешусь где-нибудь в уголке! Это лучше, чем иметь дело с палачами!.. Эмир сказал, пряча в бороде улыбку:

— Ну-ну, не спеши! Давай посмотрим, как идут дела у другого пастуха, у еврея… Через несколько дней бывший бедняк с радостной улыбкой на лице предстал перед эмиром.

— Ну, как поживает моя курица? — спросил тот.

— Чудесно, повелитель!

— Прыгает по двору, клюет зерна, как обычно?

— Нет, она прилегла, чтобы отдохнуть немного.

— Сколько же времени она отдыхает?

-Уже два часа.

— Смотрит?

— Нет, глаза закрыты.

-А лапы?

— Эта чудачка задрала их кверху. Эмир вскочил с трона и воскликнул:

— Да она просто подохла!

— ТЫ это сказал, повелитель, а не я… Эмир рассмеялся  и сказал визирю, переминавшемуся неподалеку, как побитый пес:

— Ну, теперь ты понимаешь, почему я уважаю евреев? Где еще найдешь таких мудрецов?

Визирь вздохнул и поклонился.

Под завязку

Вниз и вверх

В делах, связанных с деньгами и имуществом, следует смотреть на того, кто беднее тебя, и благодарить Вс-вышнего за свою долю. В делах духовных нужно смотреть на того, кто выше тебя. И умолять Вс-вышнего, чтобы Он послал тебе ясный разум, чтобы учиться у этого человека, а также отвагу и силу, чтобы суметь подняться на его ступень.

Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон, шестой глава хасидов ХАБАД

ФАРБРЕНГЕН

© Все права сохраняются за автором, 2001

Просим обращаться с этим изданием бережно, т.к. в нем приведены слова Торы.

Учредитель и издатель: проект «Хасидус по-русски».

Брянская Иудейская община, Россия, 241000, г. Брянск, ул. Луначарского 41 а, тел. 44-55-15, e-mail: webmaster@chassidus.ru

Редактор: Эзра Ховкин, Израиль, 97290, Иерусалим, ул. А. Шифа 17, Рамот Далет, тел. 02-5860247

Наш адрес в Интернете: http://chassidus.ru/farbrengen

Издание зарегистрировано в Среднерус. межрег. терр. упр. по делам печати, телерадиовещания и СМИ. Св. о per. ПИ №8-1169 от 7 сентября 2001 г.

Отпечатано в типографии «Карат», г. Брянск, ул. Красноармейская 31 .Тираж 20000 экз. Цена в розницу свободная