Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Фарбренген" № 8

№8

Декабрь 2001

(Тейвес 5762)

Редактор: Эзра Ховкин

Ор Авнер ХАБАД-Любавич

«Хасидус по-русски»

http://chassidus.ru

 

Шаги Мошиаха

Тринадцатый надел

Сколько есть колен в Израиле? Правильно, тринадцать. Ведь потомки Иосифа разделились на два колена, Эфраима и Менаше. Сколько наделов получили они в Эрец Исраэль? Двенадцать, ведь колено Леви не имеет своей земли, а живет среди других колен, отдавая все время Б-гослужению и распространению Торы. Во времена Мошиаха наступит перемена. Как предсказал пророк, «наполнится весь мир знанием Творца». Все евреи будут постигать Тору свободно, глубоко, без подсказки. Тогда не нужно будет особо выделять и отделять левитов. Они тоже получат землю, и среди колен израилевых появится тринадцатый надел.

Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон, глава хасидов ХАБАД.

Энциклопедия местечка

«Кэвод а-рав», почет раввину

Знатоки Торы, а тем более те, кто получил «смиху» — право судить по Торе и выносить галахические решения, всегда пользовались в местечке большим почетом. Скромный стул с протертым сиденьем, на котором зачастую сидел рав, именовался «раввинским троном». Его жена, ребецн, шла в сапожках по немощеной улице, как английская королева, то и дело отвечая на поклоны и приветствия. Молился рав в синагоге у почетной «восточной стены» — ближе всех к Иерусалиму. И прочее… Все это называлось «Кэвод а-рав».

Были общины, где шамес каждый день ждал рава у ворот и сопровождал его в виде почетного эскорта на молитву. Так повелось и в польском местечке Любань, где начал путь один из крупнейших галахических авторитетов нашего времени рабби Моше Файнш-тейн. Когда двадцатидвухлетний молодой человек увидел, что семидесятилетний старец терпеливо поджидает его под моросящим дождиком, у него стало черно на душе. Рав Моше решил тут же, на месте, отказаться от почетного эскорта. Но шамес взмолился:

— Рабби, синагога и все, что с ней связано — в этом вся моя жизнь! Не отнимайте у меня заслуги провожать вас! Тем более, что, если об этом узнают остальные прихожане, мне могут понизить жалование… Рав Моше Файнштейн оказался в затруднительном положении. Но, наделенный острым умом, он нашел выход. Шамесу было сказано:

— Хорошо, все останется по-прежнему. Но с одним условием: не вы будете заходить за мной, а я за вами… С этого галахического решения началась блестящая, действительно блестящая карьера молодого талмудиста. Жители Любани с удовлетворением наблюдали, как шамес оказывает раву должный почет, а тот помогает старику перебраться через лужу…

Ребе сказал

Нужно самопожертвование…

…во имя любви к другому еврею. Неважно, хасид он или нет, ученый человек или неуч, старец или дитя…

Станция «Через силу», станция «От всей души»

Если человек старается думать только о вещах хороших и радостных, если он отказывается поддерживать беседу, полную тоски и горечи, если он держится бодро и весело, хотя на душе кошки скребут, то в конце концов источник истинной радости откроется ему.

Ребе Цемах Цедек, третий глава хасидов ХАБАД

Урок жизни

Чудо в бочке

Веселенький рассказ, почти сказку, хотим мы вам рассказать. Начало у истории обычное: бедный еврей собрался выдавать дочку замуж, а денег нет. Посоветовали ему друзья: купи бочку водки и отвези в город на ярмарку. Народу там много, за день все и распродашь. Легко сказать — купи. Назанимал этот еврей ото всех и отовсюду денег, купил драгоценную бочку, погрузил на сани, повез. Уже когда показались первые дома, заметил наш еврей, что бочка как-то странно болтается, будто пустая. Она и оказалась пустой — в дороге обруч съехал, доски разошлись, и вылился драгоценный напиток потихоньку на снежок, отмечая путь неудачника…

Застонал еврей, закричал от душевной боли. И развернул лошадей в

сторону местечка Лиозно, где жил Ре-бе Шнеур-Залман, глава хабадников, который, если надо, творил чудеса. Делал он это, правда, не так часто и не так охотно, как другие праведники, утверждая, что Всевышний ждет от нас «авода ацмит» — работу своими силами. Но — зимой дороги долгие, где уж тут выбирать! Прикатил несчастный еврей в Лиозно и выждал свой час, чтоб войти к цадику. Зашел, рассказал о своей беде и от избытка чувств потерял сознание. Когда он пришел в себя, то услышал голос Ребе:

— Езжай к себе домой с миром, и там удача тебя найдет. Еврей добрался до дома, распряг лошадку и, обогревшись, рассказал жене обо всех событиях. Та, конечно, сказала мужу пару слов, теплых и крепких, а потом вышла во двор взглянуть

— может, в бочке чего осталось. Возвращается, а в руках какой-то сверток. Раскрывают его и видят шкатулку. Надломили замок — а там драгоценности сияют тихо на бархате. Тогда вспомнил муж, что, когда ехал он по замерзшей реке и оказался под мостом, грохотала по нему какая-то роскошная карета и в раскрытую бочку что-то шмякнулось. Он решил, что то сорвался камень. Оказалось — да, и не один, вон как блестят…

Продали украшения без лишнего шума, а вот свадьбу, наоборот, сыграли громко и весело. На ней было несколько хасидов. Они пели, пили и, между прочим, узнали весь секрет. При первой же возможности они пришли к своему Ребе, чтобы поздравить его с новым чудом. Ребе Шнеур-Залман покачал головой:

— Я здесь ни при чем. Есть в Талмуде правило: «Всевышний не судится со своими творениями». Это значит: каждый получает только ту долю испытаний, какую он может снести. Когда тот еврей упал в обморок, я понял, что убыток его слишком велик, душа с ним не справляется. А значит, и помощь не за горами… Вот так мы и закончим наш рассказ

— и весело, и умно. Нет, погодите! Значит, и в нашей судьбе то же самое. Или ты сильный, и тогда крепись и держись, или слабый, и тогда жди чуда. А может, еще и выбирать заставят. Я пойду в синагогу, завернусь в свой талес, стану к стене. И крикну или прошепчу:

— Рибоно шель олам! Хозяин мира! Не делай за меня всю работу! Но и не оставляй меня совсем уж одного… Он и не оставит.

В две строки

Она порождает жизнь

Рабби Йосеф-Ицхак, предыдущий Любавичский Ребе, говорил: «Есть два вида законов: одни рождают жизнь, другие рождаются из жизни. Законы народов мира рождаются из жизни, поэтому в каждой стране они разные в зависимости от тамошних условий. Тора — это закон Б-га, и она порождает жизнь. Поэтому в любом месте и в любое время она неизменна…»

Круговорот

Сильнее, чем Брюс Ли

В хабадских ешивах принято по пятницам отпускать студентов «за добычей»: они стоят на автобусных вокзалах или в других людных местах и предлагают прохожим наложить тефиллин и прочесть главную еврейскую молитву «Шма». Шестнадцатилетний Менахем Саадон выбрал для этой цели один из перекрестков Яффо. Когда он уже собирался идти домой, толпа арабских парней набросилась на него, и кто-то несколько раз ударил ешиботника палкой по голове. В результате Менахем с проломленной головой встречал субботу в больнице «Ехиэлов» и еще некоторое время был прикован к койке.

Можно было бы посоветовать ему после выписки из больницы взять несколько уроков каратэ. Но, скорее всего, Менахем потратит свободное время на то, что снова встанет на перекрестке, снова будет напоминать евреям, что они евреи. Эта штука посильнее, чем самый высокий прыжок покойного Брюса Ли с одним кувырком и двумя поворотами.

365 размышлений Ребе

Обретение неба на земле

Мы зарабатываем деньги именно для того, чтобы заново связать все разделенные фрагменты с их Творцом. И залог успеха — в отношении к этому. Если вы считаете себя жертвой обстоятельств, конкуренции, рынков сбыта, моды, полагаете, что судьба вашего пропитания в руках других смертных…

…ваш мир по-прежнему остается в чем-то отделенным от вашего Б-га. Когда же вы уверены, что Он всегда с вами во всем, что бы вы ни делали, что ваша судьба в ваших руках, в ваших добрых поступках… …ваша земля связана с небесами, где есть все, и все это будет в вашем мире.

770

Любавичский Ребе

Учиться у ребенка

В ответ на крик еврея «Ад матай? Доколе? Когда же наконец придет Геула, Избавление?!» появляется его собственный «ецер», дурное начало, и говорит, что так делать не нужно. Для этой цели «ецер» одевается в одежды ученого, в раввинскую шляпу. Он приводит различные «доказательства» из Торы, а завершает разговор так: «В Шулхан Арух не сказано, что еврей должен кричать «Ад матай!» Как же ты можешь нарушать Галаху? У «ецера» находятся помощники. Один ученый человек заявил недавно, что ужасный галут, который длится уже две тысячи лет, должен продлиться еще столько же. Только подумайте: еще 2000 лет задыхаться в изгнании! И никто, услышав эти слова, не застонал отболи…

Иногда люди останавливают хабад-ника, который с жаром учит хасидут и молится о приходе Мошиаха, и спрашивают: «А с чего ты взял, что нужно кричать «Ад матай!» И почему Мошиах должен раскрыться именно сейчас?» А он дрожит и не знает, что ответить… В Тринадцати догматах веры Рамбама про Мошиаха сказано: «Каждый день жду, что он придет». Слова эти можно понять двояко:

1. Я жду, что Мошиах раскроется вот-вот!..

2. Он может раскрыться сегодня, или через месяц, или через год, или через много-много лет…

Какое же толкование будет более правильное? Об этом можно спросить у двух людей — у больного и у ребенка. Если мы придем к больному, который жаждет исцеления, и сообщим, что оно скорее всего придет через две тысячи лет, то понятно, что он нам ответит. Страдалец воскликнет: «Хочу быть здоровым сейчас! Немедленно!» Еврейский народ уже давно болен страшной болезнью, имя которой — Галут. Мы хотим избавиться от нее немедленно. И здесь нам в помощь галахическое постановление Рамбама, который пишет: «В конце концов, на исходе Галута, евреи сделают тшуву, раскаются, и НЕМЕДЛЕННО придет к ним избавление…»

Теперь обратимся к ребенку и спросим у него: ты читаешь в молитве: «На избавление Твое мы надеемся постоянно…Росток Давида, раба Твоего, поскорее взрасти… И мы увидим своими глазами, как возвращаешься Ты в Сион…» Как ты думаешь, когда наступят эти времена?

И он ответит: сейчас. Если Геула такая хорошая вещь, так зачем отодвигать ее — лучше получить все сразу! Этому ребенку трудно заморочить голову. Он еще не брал в руки Талмуд и Мидраши, он не посвящен в споры мудрецов, вычисляющих, когда придет конец Галута. Не знаком он с Десятью Сфирот, не знает порядка Нисхождения Б-жественного Влияния. Поэтому, когда он молится, то думает о Нем Самом, о Сущности Творца! Поэтому «Каждый день жду Мошиаха» ребенок понимает — сегодня, сейчас! И он прав, нам нужно учиться у него, чтобы знать, что отвечать…

1)Изгнание может длиться и в Эрец Исраэль 

 

Такие родные, такие чужие

Однажды вечером, за субботним столом, спросил Ребе Шолом-Довбер, пятый глава хасидов ХАБАД:

— Почему люди жалуются, что на молитве их одолевают «махшевот зарот», посторонние мысли? Здоровье, торговля, семья и прочее — ведь это самый привычный круг житейских дел! Что же здесь постороннего?.. И сам ответил:

— Эти мысли — чужие для Всевышнего, и, значит, на молитве становятся чужими для нас…

На одной ноге

Ответ кантониста

Со взглядом повелительным, с полками и знаменами бесчисленными Николай I проиграл англо-французскому десанту под Севастополем. Но одну военную победу он все же одержал: отдал приказ забирать еврейских детей в кантонисты, готовить их к службе в своей могучей армии. Через несколько десятков лет эти бывшие дети возвращались в родные местечки, потеряв все, кроме обрезания, позабыв все, кроме «Шма, Исраэль!». Один из таких николаевских солдат приходил в синагогу и, раскрыв книгу, молился с необычайным жаром. Один дотошный еврей не удержался и спросил:

— Как ты можешь так качаться и кричать? Ведь ты не сможешь объяснить ни одного слова… Ответил бывший кантонист:

— Разве слова нужны, чтобы их знать? Они нужны, чтобы молиться!..

Стоп-кадр

До седьмого пота

Кто он такой, чтобы советская власть замедлила свою железную поступь, когда первые пятилетки только набирают свой тракторно-турбинный ход, когда на душу населения наплавили и наварили так мало чугуна и стали? Молодой хасид по имени Айзик Карасик получил извещение, что его ждет в свои ряды Красная армия. На призывной пункт он должен был явиться (нечистый постарался) аккурат в праздник Симхат-Тора, когда евреи веселятся без оглядки. В дни праздника Суккот поститься не рекомендуется. Карасик и не постился, а дни и ночи сидел с хасидами в сукке (в Ленинграде такое тоже бывало), говорил «лехаимы», слушал истории о чудесах, пел «нигуним». И просил, каждый день просил у святой еврейской публики, чтобы пролетариат обошелся без его приклада и штыка. Благословения давались, но ворон уличного репродуктора, будя хриплым маршем советский народ, вселял в Айзика новую тревогу. И он вновь топил ее в бездонных еврейских глазах своих приятелей.

Ночь Симхат-Тора. Пляшут. Рубаха Карасика мокрая от семи потов. Он здоров и молод, шанс не пройти по здоровью завтра в военкомате равен нулю. Правда, у него есть кое-что на черный день, тайное средство. Это записка главы хабадников, Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона. Айзик незадолго до отъезда Ребе из России просил у него благословения и получил короткий ответ:

«Всевышний поможет тебе и здесь, и там».

Понимай: и в этом мире, и в мире Будущем.

Айзик Карасик вспоминал эти слова, несясь по темному Питеру, держа курс к дому, где проживал реб Хона Морозов, один из ближайших к Ребе людей.

Айзик хлопнул в дверь молодецким кулаком и тут же крикнул шепотом, чтоб не напугать жильцов призраком ареста:

— Реб Хона, это я, Карасик! Ставьте бульбу, дайте рюмку, завтра мне в военкомат!..

Совместные бдения-сидения хасидов называются «фарбренген». Это священнодействие, когда лехаим сливается с молитвой. Выпив, реб Хона не раз и не два ревел в ночи:

— Айзик, ду музст авек геен! Ты не пойдешь ни в какую армию!.. Они пошабашили в три часа ночи. А в пять Карасик уже был на ногах, прочел — увы, скороговоркой — все положенные на этот день молитвы (кто знает, что сулит день?) и отправился в военкомат.

Он слышал, что если выпить очень крепкой заварки (будущий чифирь), то можно изобразить перед врачами жуткое сердцебиение. Эта операция была проделана. Для усиления эффекта он еще и бежал вприпрыжку. Но два тусклых унылых часа ожидания стерли весь кардиологический синдром. Вертясь перед усатым доктором, Карасик чувствовал себя здоровым, как гренадер.

Шансов — ноль. Но записка… Врач внезапно рявкнул:

— А что это со зрачками у тебя? А ну -к глазному!..

Перебегая из кабинета в кабинет, Айзик глянул в немытое зеркало. С глазами было все в порядке, просто от бессонных хасидских ночей веки здорово покраснели, и белки тоже налились кровью. Для пущего эффекта он стал тереть глаза. Потом зашел. Потом вышел с «белым билетом» — свободен от службы по состоянию здоровья.

И — прямиком в синагогу, на Симхат-Тора.

Как он танцевал, ох, как он танцевал!.. Потом, в ходе жизни и строительства социализма с ним случались другие чудеса. И рубашка была мокрая от семи потов.

Под завязку

Хасидское слово

На стене в комнате, где заседал раввинский суд с р. Шмуэль-Шмельке Гурвицем во главе, висели посох и котомка.

— Трудно исполнить заповедь Торы: «Не лицеприятствуй в суде», — говорил р. Шмельке. — Трудно быть в равной мере объективным и с бедняком, и с богачом, от которого зависит твое пропитание и жилье. Чтобы не поддались судьи на соблазн угодить «хозяевам» местечка, я повесил на стену посох и котомку, как напоминание: судья должен быть всегда готов потерять работу, но не отклониться от справедливости.

***

Говорил Ребе Рашаб: В чем разница между ребе и мудрецом? Мудрец предвидит будущее. Ребе творит будущее.

Среднее между белым и черным -серое. Среднее между горячим и холодным — теплое. Между правдой и ложью нет середины. Полуправда -ложь. Нет середины и между ребе и не ребе. Полуребе — обманщик. Хочешь быть связан душой с ребе? Учи слова его — он весь в словах Торы его.

Это о ней сказано

Все святыни, которые передал нам Б-г Авраама, все основы дома Израиля, кашрут, благородство и чистоту субботы, воспитание детей с душой прямой и цельной — все это вручил Он, Великий и Грозный, простой еврейской женщине, чтоб она трудилась над этим и берегла…

Еврейка, которая выполняет свое предназначение и делает все, чтобы ее семья жила по Торе — о ней это сказано: «Мудрость женщины воздвигла дом…»

Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон,

шестой глава хасидов ХАБАД.

ФАРБРЕНГЕН

© Все права сохраняются за автором, 2001

Просим обращаться с этим изданием бережно, т.к. в нем приведены слова Торы.

Учредитель и издатель проект «Хасидус по-русски»

Брянская Иудейская община, Россия, 241000, г Брянск, ул. Луначарского 41а, тел 44-55-15

e-mail webmaster@chassidus.ru

Редактор Эзра Ховкин, Израиль, 97290, Иерусалим,

ул А. Шифа 17, Рамот Далет, тел 02-5860247

Наш адрес в Интернете http://chassidus.ru/farbrengen