28. РОЖДЕНИЕ МОШЕ
РОДИТЕЛИ МОШЕ
Внук Леви – Амрам сын Кехота женился на Иохевед, которая родила ему трех детей. Первым ребенком была девочка по имени Мирьям, которая стала впоследствии великой пророчицей еврейского народа. Вторым был Аарон, первосвященник Б-жий, ставший впоследствии знаменит своей исключительной любовью к миру между 'людьми. Самым младшим был Моше – величайший вождь нашего народа. Он был предназначен чтобы вывести сынов Исраелевых из Египта и принять для них Святую Тору на горе Синай.
РОЖДЕНИЕ МОШЕ
Наступил день, в который по предсказанию египетских астрологов должен был родиться освободитель сынов Исраелевых. Поскольку не было известно, будет ли он еврейского или египетского происхождения, все мальчики, родившиеся в этот день, должны были быть, по приказу царя, брошены в воду. В этот самый день, седьмого Адара, Иохевед, жена Амрама родила третьего своего ребенка, мальчика. С самого момента его появления на свет стало ясным, что это был ребенок необычный, ибо весь дом наполнился при его рождении лучезарным светом. Его родители испробовали все возможные средства, чтобы он не попал в руки людей фараона, рыскавших всюду в поисках новорожденных еврейских детей. После трех месяцев, Иохевед убедилась, что прятать ребенка больше она не сможет. Поэтому она сделала небольшую водонепроницаемую корзинку, положила туда ребенка и поставила ее в тростнике у берега реки Нил. Когда Иохевед, обливаясь слезами вернулась домой, ее дочь Мирьям осталась вблизи, чтобы наблюдать за младенцем.
МОШЕ СПАСЕН
Был жаркий день, и дочь фараона – Батья пришла к реке в сопровождении своих служанок, чтобы искупаться в холодных водах Нила. Вдруг она слышит плач малютки. Вскоре она нашла корзинку и в ней мальчика. Привлеченная красотой ребенка, Батья подумала, как бы усыновить ребенка; она поняла, что это один из несчастных еврейских детей, осужденных таким образом на смерть.
Малютка упорно отказывался принять пищу от кого либо из египтянок и продолжал плакать. Тогда Мирьям подошла к принцессе и предложила ей достать для ребенка кормилицу-еврейку, которая взяла бы его к себе на время по приказу принцессы. Батья была рада такому решению вопроса. Мирьям поспешила домой и привела свою мать, которую она представила как опытную кормилицу.
Мальчик был оставлен у его матери на два года. Между тем Батья рассказала своему отцу о найденном и усыновленном ею ребенке. Фараон не возражал, хотя найденыш и был еврейского происхождения, потому что его астрологи сказали ему, что тот, кто по показаниям звезд должен был стать освободителем евреев и угрожать жизни фараона уже предоставлен слепой стихии вод Нила. Больше того, продолжали они, мальчик этот осужден умереть так, что виной его смерти будет вода.* Поэтому они были уверены, что опасность уже миновала. По истечении двух лет Моше был взят в царский дворец, где он воспитывался как принц – приемный сын дочери фараона.
МОШЕ СТАНОВИТСЯ КОСНОЯЗЫЧНЫМ
Однажды случилось, что Моше играл на коленях фараона. Он увидел блестящую корону, усеянную драгоценными камнями. Он протянул свою ручонку и снял корону с головы фараона. Суеверный, как и все его сородичи – египтяне, и кроме того, всегда в страхе потерять свой трон, фараон спросил своих астрологов и советников, что может означать такое действие ребенка. Большинство из них истолковали это в том смысле, что Моше представляет угрозу короне фараона, и предлагали убить ребенка пока он не может еще вредить царю. Однако один из царских советников предложил сначала испытать мальчика и проверить сознательно ли он это сделал, или его просто привлекла блестящая вещь, что свойственно любому ребенку.
Фараон с этим согласился. Тогда поставили две чаши перед маленьким Моше. В одной было золото и драгоценные камни, а в другой – раскаленные докрасна угли. Моше протянул ручку к золоту, но посланный Б-гом для спасения Моше ангел направил ее к углям. Моше схватил раскаленный уголек и приложил к губам. Он обжег руку и язык, но спас этим свою жизнь. После этого рокового испытания Моше всю жизнь страдал некоторым косноязычием. Он не смог стать оратором, но от этого его слова не потеряли своего великого значения, ибо это были Б-жьи слова, произносимые его устами.
В ЕГИПЕТСКОМ РАБСТВЕ 101