38. Золотой телец

38. ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ

МЯТЕЖ

Моше обещал сынам Исраелевым, что он вернется через сорок дней. Наступил сороковой день и народ стал беспокоиться и нервничать. Во время длительного отсутствия Моше подонки египетского народа, присоединившиеся к евреям при их выходе из Египта, распустили слух, будто Моше никогда не вернется и.поэтому было бы хорошо выбрать себе другого вождя, который был бы посредником между народом и Б-гом. Сыны Исраелевы не знали, что Моше имел в виду вернуться только после истечения всех сорока дней. Поэтому, когда наступил день шестнадцатого Таммуза, который был сороковым днем после Откровения, а Моше все еще не вернулся, они набросились на Аарона и Хура, сына Мирьями, временно заменивших Моше по руководству еврейским станом, с требованием изготовить идола, который заменил бы Моше. Напрасно пытался Хур отговорить возбужденных зачинщиков от выполнения их преступной затеи. Его упорный отказ выполнить их требование привело мятежников в ярость и они убили Хура. Тогда Аарон увидел, что остановить их уже навряд ли удастся, что он может только разделить трагическую судьбу своего племянника, а народ окажется виновным в совершении непростительного преступления – убийства своего Первосвященника.

ААРОН ПЫТАЕТСЯ ВЫИГРАТЬ ВРЕМЯ

Аарон знал, что Моше вернется на следующее утро. Поэтому он решил оттянуть время. Он попросил каждого сторонника этой преступной затеи – изготовления идола – принести для этого свои собственные и принадлежащие женам золото и драгоценные камни. Этим он надеялся задержать выполнение задуманного проступка – люди не захотят расстаться с их драгоценностями и украшениями. Но, против его ожидания, мужчины сразу же сдали ему свое золото, сопротивлялись только женщины. Аарону ничего другого не оставалось делать, как взять груды золотых колец, цепочек ,и браслетов, нагроможденных перед ним, и бросить их в плавильный котел. Применяя свои знания в волшебстве, заговорщики-египтяне заставили это золото принять вид тельца. Когда сыны Исраеливы увидели этот золотой телец, они поверили, что это и есть то, что должно быть их представителем перед Б-гом, и они пожелали чествовать его. Но Аарон сделал еще одну отчаянную попытку задержать идолопоклонство. Он сказал людям, что завтра он построит алтарь и объявит специальный день богослужения.

Между тем, Б-г сообщил Моше о грехопадении сынов Исраелевых и о суровом наказании, которое их ждет. Они все должны умереть, и их место займут новые люди, потомки самого Моше, которые понесут факел Б-жественного Закона народам мира.

Моше был страшно расстроен. Трогательными словами он молился и упрашивал Б-га пощадить еврейский народ. Моше напомнил Б-гу его завет с Авраамом, Ицхаком и Яаковом и просил прощение ради них. Наконец, Б-г смилостивился и обещал пощадить народ Исраельский.

ВОЗВРАЩЕНИЕ МОШЕ

Обеспечив Б-жье прощение народу, Моше спустился с горы Синай. С тех пор, как он взошел на гору прошло ровно сорок дней, и вот он теперь сошел с горы, неся в руакх Скрижали Завета, заполненные самим Б-гом. У подножия горы его ученик Иеошуа уже ожидал его, и они вместе приблизились к стану Исраеля. Когда они подошли еще ближе, до них дошли возгласы торжества и радости. Моше сразу понял, что там происходит. В отчаянии он бросил наземь Скрижали Завета и они разбились на мелкие куски. Народ, который может поклоняться золотому тельцу, после того, как он только что смотрел в лицо самого Превечного и слышал Его слова: «Не сотвори себе кумира», недостоин такого сокровища, считал Моше. Затем он взял золотого идола, стер его в прах и рассыпал по воде, которой он напоил идолопоклонников. Этим он им показал бессилие их идола и глупость, ими совершенную.

НАКАЗАНИЕ ВИНОВНЫХ

Остановившись в воротах стана, Моше воззвал: «Кто за Превечного – ко мне!». Все колено Леви собралось вокруг него, и Моше приказал левитам убить каждого, кто виновен в поклонении золотому тельцу, невзирая на занимаемое им в обществе положение и на степень родства с наказуемым. В этот день, день семнадцатого Таммуза, погибло три тысячи сынов Исраелевых в наказание за идолопоклонство.

ИСКУПЛЕНИЕ

На следующий день Моше вновь упрекнул народ в тяжелых прегрешениях перед Б-гом и объявил, что он опять пойдет на гору Синай, чтобы в течение сорока дней и сорока ночей, пока родные оплакивают своих умерших, молить Б-га об искуплении их грехов.

ВТОРЫЕ СКРИЖАЛИ

После того как Моше сошел с горы Синай, Б-г сказал ему: «Вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним». С этими вторыми скрижалями Моше должен был подняться на гору Синай в третий раз, чтобы Б-г написал на них Десять Заповедей, как Он сделал это раньше с первыми скрижалями.

В первый день месяца Элул Моше поднялся на гору Синай и остался там с Б-гом в третий раз сорок дней и сорок ночей без еды и без сна. Б-г написал на скрижалях Десять Заповедей и сказал Моше, что Он прощает сынам Исраелевым.

ПРОЩЕНИЕ

С вновь высеченными скрижалями в руках Моше стоял на горе Синай и Б-г поучал его, как сыны Исраелевы могут искупить свои грехи искренним покаянием и молитвами. Затем Б-г провозгласил «тринадцать атрибутов», которые сыны Исраелевы должны перечислять в день покаяния: «Превечный, Превечный, Б-г любвеобильный и милосердый, долготерпеливый, многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания; наказывающий вину отцов в детях и в детях детей, до третьяго и четвертого рода».

Моше пал ниц перед Б-гом и сказал: «Если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей упрямый; прости беззакония наши и грехи наши, и сделай нас наследием Твоим».

В ответ Б-г сказал Моше: «Вот. Я заключаю завет: перед всем народом твоим сотворю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, что дело Превечного, которое Я сделаю для тебя, – потрясающе». В десятый день месяца Тишрей (Иом-Киппур) Моше вернулся в стан Исраеля с новыми Скрижалями Завета на руках. Лицо Моше лучилось Б-жественным светом, что испугало Аарона и сынов Исраелевых. Когда Моше приблизился к ним, они в трепете отступили от него. Узнав об этом, Моше закрыл лицо свое покрывалом. Не медля ни минуты, он сразу же приступил к обучению сынов Исраелевых всему, что написано в Торе, данной ему Б-гом на горе Синай.

Запись опубликована в рубрике: .