39. Народ Книги

39. НАРОД КНИГИ

ИЗУЧЕНИЕ ТОРЫ

Моше обучал народ Торе следующим бразом: как только он получал от Б-га какое либо указание или завет, он заучивал его с Аароном, затем в присутствии Аарона – с его сыновьями; затем, опять таки в присутствии Аарона и его сыновей – с семьюдесятью Старейшинами Исраеля; наконец, в присутствии всех этих учеников – со всем народом Исраеля. После этого Моше уходил, и учебу продолжал в том же порядке Аарон. После него учителями становились сыновья Аарона, а затем их место за учительским столом занимали семьдесять Старейшин, в четвертый раз повторявшие народу указания и заповеди Б-жьи.

В результате такого интенсивного обучения каждый из обучающихся в этих четырех группах заучивал Тору основательно четыре раза, так что она запоминалась навсегда как руководителями групп, так и всем народом.

В конце сорока лет странствования по пустыне, за пять недель до своей кончины, Моше повторил Тору сынам Исраелевым в последний раз и вновь подробно объяснил ее им. Он записал ее в «Пяти книгах Моше», как она была продиктована ему Б-гом. Тора была написана в тринадцати экземплярах, по одному для каждого колена, а один экземпляр Торы был помещен в Святой Ковчег в Скинии. (См. сороковую главу).

613 ЗАПОВЕДЕЙ

Тора состоит из шестисот тринадцати заповедей, из них двести сорок восемь – положительных (что нужно делать) и триста шестьдесять пять – отрицательных (чего делать нельзя).

Заповеди являются кодексом повседневного поведения и образа жизни евреев. Они помогают ему вести честную и чистую жизнь, здоровую для тела и для души.

Заповеди обычно делятся на две группы: обязанности еврея по отношению к его ближнему и его обязанности по отношению к его Создателю, – к Б-гу.

Первая группа, обязанности еврея к его ближнему, включает все законы честности, верности, вежливости и благотворительности, которые всем необходимо соблюдать во всех бытовых отношениях со своими ближними. Выполняя эти заповеди, евреи достигают высшего совершенства, подобающего человеческому существу и члену общества с наиболее высоко организованной семейной и общественной жизнью. Эти законы образуют основную массу заповедей Торы.

Вторая группа, то есть законы, касающиеся обязанностей еврея по отношению к его Создателю, включает законы богослужения, законы о праздниках, законы, касающиеся диэты (кашрут) и много других законов, предназначенных для того, чтобы еврей мог достигнуть высшей формы духовной жизни.

ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Согласно Торе еврейская неделя состоит из шести рабочих дней и одного дня отдыха – субботы, то-есть дня Святого Шаббата. В шаббат запрещено производить какую бы то ни было работу, и даже ряд удовольствий, обычных для будних дней, исключается в этот день, который должен быть посвящен исключительно духовной жизни – молитвам и изучению Торы. Еврейские месяцы состоят из 29 или из 30 дней. Это «лунные» месяцы (основанные на астрономических особенностях луны) в противоположность большинству нееврейских календарей, основанных на астрономических свойствах солнца и названных поэтому «солнечными». Первый месяц года это Ниссан, весенний месяц, в котором сыны Исраелевы были освобождены из Египта. Но еврейский Новый Год начинается в Тишрей (седьмой месяц), поскольку мир был сотворен, по еврейскому преданию, именно в этот месяц.

ПРАЗДНИКИ

Главные еврейские праздники это: Рош-Ашана (Новый Год), празднуемый в дни пер ого и второго Тишрей, и Иом-Киппур (День отпущения), приходящийся на десятое Тишрей. Другие главные праздники это – «Три праздника» (Шалош Регалим): Пасха (Песах) – пятнадцатого Ниссана (8 дней, в Исраеле 7 дней); Праздник недель (Шавуот) – шестого и седьмого Сивана (В Исраеле – только шестого Сивана) и праздник Кущей (Суккот) – пятнадцатого Тишрей (9 дней, в Исраеле 8 дней). Эти три праздника отмечают наиболее важные события в еврейской истории: освобождение евреев и их исход из Египта (Песах), вручение Торы (Шавуот) и сорок лет странствования евреев по пустыне (Суккот).

В последующие годы добавились в еврейском календаре еще два праздника – Пурим и Ханука, и четыре поста, связанные с разрушением Святого Храма в Иерушалаиме и изгнанием еврейского народа из Страны Исраельской. В дальнейшем будет об этих событиях сказано подробнее.

СВЯТОЙ НАРОД

В те далекие времена, когда народу Исраельскому была вручена Тора – тридцать два столетия тому назад (в 2448 году или двадцать шестому поколению от с. м.) и в течение еще многих веков после этого, большинство народов мира жило в состоянии беззакония, насилия и безнравственности. На горе Синай Исраель был предназначен Б-гом быть «царством священников и святым народом», чтобы преподавать миру правду о Создателе и каким образом должен человеческий род жить на земле. У горы Синай еврейский народ торжественно, обязался остаться верным Торе и ее заветам на все времена и повсюду, так чтобы евреи действительно были живым олицетворением одухотворенного Б-гом народа. В соответствии с этим торжественно заключенным союзом между Б-гом и Исраелем, вновь и вновь многократно подтвержденным в Торе, дальнейшая судьба еврейского народа будет определяться его верой в Б-га и преданностью заветам Торы. Таким образом еврейский народ станет маяком, приносящим в мир свет Б-жеетвенной мудрости, пока не наступит тот великий день, когда «вся земля будет полна знанием Б-га, как вода наполняет океан».

Запись опубликована в рубрике: .