Возможно, что "эмуна" ("вера") это от слова "уманут" ("искусство", рисование). Я не могу увидеть Вс-вышнего, но я могу "нарисовать" себе Его. Я могу представить его себе как отца. Или как царя. Или как "свет". И так далее. Это не вопрос, какой рисунок "правильнее". Это больше вопрос какой "рисунок" больше говорит мне, больше пробуждает мою душу. Но без "рисунка" нет веры. Несомненно, нет веры живой, нет веры, способной изменить мир вокруг меня. Чтобы верить нужно уметь рисовать. Есть "рисунок", который возвышает мою душу. И есть "рисунок" который угнетает ее. И есть "рисунок" который превращает меня в прах и пыль. И есть "рисунок", наполняющий меня надеждой и радостью. Это все "рисунки" веры. Моя работа заключается в том, чтобы найти подходящую "картинку".
Основной "рисунок", другими словами, основная притча, или основная модель хасидизма это душа человека. Другими словами, хасидский ответ на вопрос: "кто такой Б-г" — ответ будет: это моя душа, он находится в глубине моей души. Это есть простой смысл стиха "из плоти своей узрю Б-га" как он трактуется в хасидизме. Я могу всматриваться в собственную душу, и оттуда я вижу почти физически Вс-вышнего. Там я "встречаю" его, в моей душе, в моем сердце.
Когда этот "рисунок", эта "сила воображения" в душе, как рав Гинзбург называет ее, становится чем-то негативным, превращается в "золотого тельца"? — Когда я "зацикливаюсь" на определенном рисунке, на определенной модели, не задумываясь о том, подходит ли она мне или нет. Подходит ли эта модель поколению или нет. Когда рисунок веры становится чем то статичным, раз и навсегда заданным, чем-то, что мне трудно принять и верить, что это так.
Также шифлут, чувство униженности человека перед Б-гом, это также своего рода "картинка", притча и модель в служении Вс-вышнему. Это представление, что Вс-вышний это великий и грозный царь, а я полное ничто — это не "на самом деле" так, это рисунок, который я себе нарисовал, это сказка, которую я себе рассказал. Почему это не "на самом деле" так? Поскольку "мысль не способна тебя схватить" — Он не схватывается никаким рисунком, который я рисую.
Тогда для чего же я рисую его таким, великим и грозным царем? — Только для того, чтобы пробудить чувство трепета в моем сердце, пробудить чувство стыда в моем сердце.
На самом деле, это было основной моделью и основной притчей служения Вс-вышнего на протяжении всех поколений. Он царь. А мы рабы. Он отец. А мы дети. Он муж. А мы жена. Во всех эти притчах мы и он это не одно и то же. Он наверху, а мы внизу. На разных ступенях.
Но мы поколение Мошиаха. Поколение геула. Возможно, люди думают, что это просто ни к чему не обязывающий лозунг. На самом деле все наоборот. На самом деле это говорит, что "правила игры" изменились кардинально. Основное правило служения Вс-вышнему в "поколении геула" это то, что мы и он "одного роста". Мы и он говорим на равных. Б-г поколения избавления это "наш друг", "наш брат". В такого Б-га мы готовы верить. Не царь. Не отец. Ни муж. Друг — да. Есть стих "ради моих братьев и друзей", который обьясняется в Зоар что это души ацилут, которых Вс-вышний называет своими братьями и друзьями. Это наше поколение, поколение геула. Это души, которые пришли в мир. И они готовы смотреть Вс-вышнему в глаза, и говорить с ним на равных. Или не говорить вообще. Или он мой брат, или он вообще не существует. Это поколение. Кажется странным? Ломает какие-то стигмы? Замечательно!
*
Почему сто-двести лет назад начался процесс секуляризации? Люди начали сомневаться в существовании высшей силы. Почему? Потому что внешняя "модель" устарела. Внутренняя модель изменилась, а внешняя модель осталась той же что и раньше. И тогда человек говорит: я буду идти со своей внутренней верой, со своей внутренней "моделью". Я больше доверяю тому, что я чувствую в своем сердце.
122 года назад Ребе Рашаб основал ешиву Томхей Тмимим. В то время в России было много ешив. Для чего нужна была еще одна ешива? Он сказал, что цель ешивы Томхей Тмимим бороться с духом секуляризации, охватившим тогда российское еврейство. Но основная "кфира", основные сомнения приходят изнутри, а не извне. Эти сомнения приходят от ощущения диссонанса между тем, что говорит мне моя внутренняя интуиция и тем, что говорится в книгах. Если мы ученики Томхей Тмимим, и хотим бороться с духом атеизма внутри и снаружи — первым делом мы должны привести в соответствие внешнюю модель внутренней. Когда это происходит — я способен служить Вс-вышнему в радости и с цельным сердцем.
Основная "модель" веры в нашем поколении это то, что моя душа, искра Б-жественности в моей душе — это "искра" от огромного факела. Эта искра стремится слиться с факелом и раствориться в нем. Но ведь другой еврей это тоже искра от того же великого пламени. Само собой, чем больше я соединяюсь с другим евреем, чем больше я радую его и поддерживаю его — тем сильнее огонь веры разгорается в моей собственной душе. В известном смысле это основная "модель" Тании.
Хорошего дня всем!