Парадоксальным образом, я прихожу к выводу, что Либерман прав. Харейдим большая проблема, чем арабы.
Вся наша история учит этому. Арабы это враг. Это все понимают. Но харейдим это проблема нашего будущего как народа на этой земле.
Харейдимное общество отличается чрезвычайной устойчивостью к внешним воздействиям и очень сильной тенденцией к возведению все более высоких стен гетто.
Харейдимное общество 50 лет назад и сейчас это несравнимые вещи. Тогда было в норме вещей работать. Сейчас становится нормой не работать. Очень многие факторы свидетельствуют, что фанатики берут верх в очень многих направлениях харейдимного иудаизма. Достигая таких высот фанатизма, о которых их учителя даже не мечтали.
Безусловно, есть внутренняя тенденция также к интеграции. Есть также "нешира", отход от религии. И т.д.
Но мейнстрим стремится, кажется, все более отделиться от страны, от работы, от жизни.
Какие-то внутренние дискуссии, которые мне приходится вести в своей общине, однозначно указывают на то, что молодое поколение воспитывается в духе крайнего фанатизма. Государство - это враг. Армия - это враг. Даже в Хабаде, сравнительно "умеренном" относительно остальных - молодое поколение воспитывается в духе ненависти к сионизму. Что же тогда говорить об остальных.
Проблема в том, что с прошлых поколений нам достался огромный корпус литературы, абсолютно не пригодной для сегодняшний реалий. А личностей масштаба мудрецов прошлого поколения становится все меньше. И, соответственно, люди просто "читают книги" и все более фанатеют....
И Либерман прав, что учитывая прирост населения и электоральный потенциал харейдим это все больше угрожает будущему страны.
И нет, это не ненависть к харейдим. Это просто способность смотреть чуть дальше вперед. Фанатики разрушили Иерусалим. Либерман шкурой это чувствует, и не хочет, чтобы Иерусалим был разрушен еще раз.