Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Религия и свобода духа (2). Ицхак Ройтман 25 сент. 2019



Часть вторая

Начало здесь. Видео урока здесь

Вопрос: Я дочитываю книгу рава Гинзбурга «Каббала для народов мира», и мне кажется момент, который меня в замешательство некоторое привел. На вашем уроке как раз ответ на него, правильно ли я понимаю? Там речь шла о том, что не еврей, который исполняет свои законы, те что ему разрешено соблюдать без гиюра, имеет потенциал подняться на уровень еврейского первосвященника. Меня это привело в замешательство, потому что как без 613 заповедей, освящающих органы тела, как можно только при помощи 7-ми, которые даны не евреям, подняться на такой высокий уровень? Вот я не могла понять.

00:25:30

А сейчас вы говорите о том, что заповеди — это образы. И, может быть, в этом ответ, что не в этом сейчас суть. Сейчас люди способны без заповедей подняться на высокий уровень в потенциале.

В Ацилут важны детали реализации. В АК важнее общие принципы

Ицхак: Да. Я думаю, что вы правы, потому что есть такое выражение Хазаль (мудрецов), что в будущем мире заповеди будут отменены. Есть масса комментариев, что это значит. Следует ли понимать это буквально, или не буквально. Но заповеди — это Ацилут. А Мошиах — это чуть-чуть повыше. Это АК и так далее. Соотношение между АК и Ацилут таково, что Ацилут — это в каком-то смысле детали реализации, а АК (Адам Кадмон[1]) — это гораздо выше, и там глобальные идеи играют определяющую роль. На уровне Ацилут важно, чтобы ты отметился по всем 613 галочкам соблюдения мицвот. Тогда ты хороший. А в АК, скорее всего, важно, чтобы ты был порядочным человеком. Там другой подход. Мы сейчас в том месте, где важны общие идеи, а не детали реализации.

Йоав Сорек: «Кипа разделяет нас на два народа, светских и религиозных»

Недавно был в Израиле был теракт, и погиб один молодой парень, студент йешивы. Звали его Двир Сорек, да отмстит Вс-вышний за его кровь. Не знаю, почему, почему-то история этого парня затронула очень многих людей. Фотка была такая интересная или что. Было написано про его отца, что он известный публицист. Что делают сегодня, когда хотят о чем-то узнать? Заходят в википедию и читают. Нашел в википедии Йоав Сорек. Да, действительно, несколько лет назад снял кипу. При этом он полностью религиозный. Представляете, такая фишка? Он абсолютно религиозный, семья абсолютно религиозная, все всё соблюдают. Он говорит, «Я принципиально не ношу кипу». Почему? «Кипа разделяет нас на два народа, светских и религиозных. Я не хочу этого делать». Понимаете?

Рав Шерки: не должно быть барьера между религиозными и нерелигиозными

Когда я пришел недавно к раву Шерки, одна из первых вещей, которые я услышал — у нас тут недавно были выборы, как вы, наверное, слышали. И спросили у рава Шерки, за кого голосовать. Он говорит, что надо голосовать за блок правых партий, который называется Емина, право-религиозный блок. Потому что во главе стоит нерелигиозная женщина. «Для меня это принципиально» — сказал рав Шерки — «что не должно быть барьера между религиозными и нерелигиозными». И мне это очень понравилось. Это то, что я тоже вижу. Не может быть этого барьера. Один человек молится целый день. Замечательно. Другой человек учится целый день. Замечательно. А тот, который защищает страну, это меньше мицва? Ты умеешь это взвесить? Ты умеешь это соотнести? Он отдает свою жизнь за это, а ты сидишь, учишь Тору. Не знаю, учишь или не учишь. Как это можно соотнести? Ты религиозный, а он светский? И есть масса таких вещей.

Если мы сейчас разделимся на два народа, мы потеряем эту землю

И поэтому есть сегодня голоса, в основном, из национально-религиозного лагеря, вязаных кип. Есть рав Шерки, Йоав Сорек, и так далее, которые говорят: Ребята, если мы сейчас разделимся на два народа, мы потеряем эту землю. Все потеряют, на самом деле. Получается, светские становятся чисто светскими. Сейчас требуют, чтобы открыли магазины по субботам, открыли транспорт по субботам, и так далее. А религиозные замыкаются на своей религиозности. Говорят, мы не хотим идти в армию, мы не хотим идти на работу. Хорошо, сегодня в Израиле миллион религиозных. Завтра будет 3 млн, да? И что, половина населения не будет ходить на работу? Будет гражданская война!

Все наезжают сегодня на Либермана. А он прав, Либерман. Если мы сейчас не начнем искать какие-то пути сближения, эта страна разлетится. Что происходит? Они продолжают служить всевышнему по старым книгам. Все старые книги созданы для гетто. Те, кто изучают еврейскую историю, знают, что гетто было добровольно-принудительным. Сами евреи хотели быть в гетто. Евреи не хотели ассимилироваться. Они хотели отдалиться от других народов, сохранить себя.

00:30:02

Поэтому эти стены устраивали всех. Евреи не лезли в нееврейскую жизнь, не евреи не лезли в еврейскую жизнь. Известно, что когда в России начали выводить принудительное обоснование, начальное обучение, то Цемах Цедек сказал, что через 50 лет в Росси будет революция. И она произошла. То есть, эти дети из черты оседлости, которые получили светское образование, сказали: «А почему мы сидим в черте оседлости? А почему на не пускают в Москву? А почему нам не дают работу? Почему нам не дают образование?». И произошла революция.

Сама идея образования была хороша. Но, как говориться, свет не выдержал сосудов. Сосуды не выдержали свет, и все разлетелось.

Сейчас у религиозных травма. Они очень хорошо помнят, что произошло 150 лет назад. Начальное образование развалило всю еврейскую общину. И они жутко сопротивляются тому, чтобы было минимальное образование в религиозных учреждениях. Но время то изменилось. Вы хотите, чтобы ваши дети получили хоть какую-то работу? Дайте им минимальное образование. Это сегодня не Россия. То есть, проблема, я еще раз говорю, мы берем какие-то модели, которые работали 150 лет назад. Как в общественной жизни, так и чисто в религиозной жизни. И пытаемся их применять. Но они не работают. Мир изменился.

Сегодняшнюю Тору надо писать самим

Сегодняшнюю Тору надо писать самим. Каждый пишет Тору внутри своей души, своими поступками, тем, что мы делаем. А делать это почти никто не готов. Потому что, что когда мы  пришли в тшуву, нам сказали, «Забудьте все, что вы учили в школе. Забудьте все, что вас привело к религии». А что меня привело к религии? Поиск свободы, естественно. Наверное, я чувствовал какую-то тесноту в том, что мне предлагал Советский Союз в 1983 году. И тут тебя загоняют в гетто. Загоняют палками перед наказаниями и перед остальными вещами. Дальше Вс-вышний иногда вмешивается. И некоторым удается убежать. Как говорится, побитым, сильно побитым, но не побежденным.

Поэтому верить можно только самому себе, доверять можно только своей внутренней интуиции. Но как же так, ведь написано в Пиркей Авот: «Не верь в себя до самой своей смерти».. Есть такое выражение, «Выслушай миснагеда и сделай наоборот». Кто такие миснагеды, все знают? Это противники хасидизма. Если ты не знаешь, как поступить, подойди к миснагедскому раввину и поступи наоборот. Это абсолютно серьезно. Во время войны, в России, во время преследований, когда не было рядом хабадского раввина, шли к миснагедскому раввину и делали наоборот. И это были даже вопросы пикуах-нефеш, вопросы, связанные с опасностью для жизни.

Хорошо, вроде бы миснагедский раввин читает те же самые книги, что и хабадский? Почему же тогда «поступи наоборот»? Потому что хабадский раввин умеет прочитать подтекст. Книги те же самые. Вопрос, как мы их читаем. Что мы в них видим. Способны ли мы их перевести на язык современности? Вот вопрос. Книги — это корпус, который у нас накопился за 2000 лет. Никуда мы не денемся от него. Вопрос, как мы читаем. Читаем как первоклассники, делаем все, как там написано и расшибаем себе голову. Вот и всё. Потом те, кто остаются живы после этой операции разбивания головы, после этого что-то начинает происходить.

Есть такой в Реховоте рав Глуховский. Как-то я от него слышал такой интересный «ворт», анекдот. Есть очень известная история, был такой великий праведник, которого звали рабби Зуше. Этот праведник очень любил заповедь этрога. Все знают, что такое этрог? Такой цитрус. Цитрус раньше в России стоили безумных денег. 100 или 200 рублей, я не знаю, можно было купить дом за эти деньги. И как-то был год, когда эти цитрусы было невозможно найти. И он искал, искал, искал. Мимо проезжал какой-то купец, у которого был шикарный этрог. Он говорит, «Я хочу этот этрог для себя». Он говорит, что это стоит денег. А у него дома шаром покати. Что он делает? Он берет свои тфилины. Это тоже жутко дорогущие тфилины, от какого-то очень известно софера (писца). Он берет, продает эти тфилины и покупает этрог. Детям жрать нечего, а он продает эти тфилины и покупает этрог, который ты выбросишь через 7 дней. Что делает его жена? Она откусывает от этого этрога кончик и делает его непригодным для благословения.

00:35:00

Это очень известная хасидская майса (история). И дальше рав Глуховский задает вопрос, «А что, сегодня мы должны также поступать или нет?». Это показывает, насколько сознание человека изменилось. Как мы отнесемся к тому, что сегодня кто-то будет то же самое делать? Естественно, в буквальном смысле, почти наверняка, из известных мне людей, такое никому не придет в голову. Но в переносном смысле, в той или иной степени мы так себя ведем. Как будто мы живем в 18 веке. В этом смысле я говорю, что сделай наоборот. Прочитай эту историю и пойми, что сегодня ты не можешь себя так вести! Рав Глуховский продолжил и сказал, что сегодня есть куча семейных конфликтов. В религиозной среде особенно. Он говорит, возможно, что это пришли души те же самых жен, которые тогда страдали от этих праведников и сейчас они делают вырванные годы своим мужьям… И он прав.

Это показывает тот жуткий парадокс — я говорю на примере иудаизма, но я уверен, что в христианстве тоже самое. Там тоже есть какой-то огромный корпус литературы, огромный комплекс традиций. И он абсолютно несовместим с сегодняшними реалиями. Он абсолютно игнорирует свободу человека. Он абсолютно игнорирует личность человека. Он основан на том, что Бог — это что-то внешнее. И должен стоять по стойке смирно. Но это не то, что сегодня звучит сверху. Человек чувствует в своей душе абсолютно другую мелодию. Он говорит, «Хорошо, в христианстве плохо. Пойду в иудаизм». Так иудаизме те же самые проблемы. Хорошо, 7 заповедей сынов Ноя, но идут по той же самой схеме.

Давайте сейчас составим Шулхан Арух (кодекс) сынов Ноя, и будем нам счастье. Да не будет нам счастья, потому что сейчас вообще что-то другое. Сегодня светит свобода, сегодня светит совесть, сегодня светит человечность. Это сегодняшняя религия.

Давайте сделаем Шулхан Арух! Ну и что? Давайте людей заставим принять гиюр. Я не знаю. Возможно. Рав много говорил о гиюре на последнем уроке. Я как раз сейчас перевожу этот отрывок. Но гиюр это не потому, что он хочет соблюдать мицвот. Это что-то другое. Когда Рут идет вместе со своей тещей, что она говорит? «Я хочу соблюдать мицвот»? Нет! Она говорит, «Мой народ — твой народ». Это какой-то личный контакт душ, больше ничего, там нет никаких мицвот. Причем здесь мицвот? Понимаете? Про душу никто говорить не хочет. Это не интересно. Это непредсказуемый факт, который может все обрушить. Поэтому душу лучше куда-нибудь запихнуть. И вперед.



[1] Букв. «Первочеловек». Каббалистическая структура, предшествующая и находящаяся бесконечно выше высшего из четырех миров каббалы, мира Ацилут.