Выложил вторую часть урока "Религия и свобода духа"
Если мы сейчас разделимся на два народа, мы потеряем эту землю Усть сегодня голоса, в основном, из национально-религиозного лагеря, вязаных кип. Есть рав Шерки, Йоав Сорек, и так далее, которые говорят: Ребята, если мы сейчас разделимся на два народа, светских и религиозных, мы потеряем эту землю. Все потеряют, на самом деле. Получается, светские становятся чисто светскими. Сейчас требуют, чтобы открыли магазины по субботам, открыли транспорт по субботам, и так далее. А религиозные замыкаются на своей религиозности. Говорят, мы не хотим идти в армию, мы не хотим идти на работу. Хорошо, сегодня в Израиле миллион религиозных. Завтра будет 3 млн, да? И что, половина населения не будет ходить на работу? Будет гражданская война!
Все наезжают сегодня на Либермана. А он прав, Либерман. Если мы сейчас не начнем искать какие-то пути сближения, эта страна разлетится. Что происходит? Они продолжают служить всевышнему по старым книгам. Все старые книги созданы для гетто. Те, кто изучают еврейскую историю, знают, что гетто было добровольно-принудительным. Сами евреи хотели быть в гетто. Евреи не хотели ассимилироваться. Они хотели отдалиться от других народов, сохранить себя.
Поэтому эти стены устраивали всех. Евреи не лезли в нееврейскую жизнь, не евреи не лезли в еврейскую жизнь. Известно, что когда в России начали выводить принудительное обоснование, начальное обучение, то Цемах Цедек сказал, что через 50 лет в Росси будет революция. И она произошла. То есть, эти дети из черты оседлости, которые получили светское образование, сказали: «А почему мы сидим в черте оседлости? А почему на не пускают в Москву? А почему нам не дают работу? Почему нам не дают образование?». И произошла революция.
Сама идея образования была хороша. Но, как говориться, свет не выдержал сосудов. Сосуды не выдержали свет, и все разлетелось.
Сейчас у религиозных травма. Они очень хорошо помнят, что произошло 150 лет назад. Начальное образование развалило всю еврейскую общину. И они жутко сопротивляются тому, чтобы было минимальное образование в религиозных учреждениях. Но время то изменилось. Вы хотите, чтобы ваши дети получили хоть какую-то работу? Дайте им минимальное образование. Это сегодня не Россия. То есть, проблема, я еще раз говорю, мы берем какие-то модели, которые работали 150 лет назад. Как в общественной жизни, так и чисто в религиозной жизни. И пытаемся их применять. Но они не работают. Мир изменился.
Сегодняшнюю Тору надо писать самим
Сегодняшнюю Тору надо писать самим. Каждый пишет Тору внутри своей души, своими поступками, тем, что мы делаем. А делать это почти никто не готов. Потому что, что когда мы пришли в тшуву, нам сказали, «Забудьте все, что вы учили в школе. Забудьте все, что вас привело к религии». А что меня привело к религии? Поиск свободы, естественно. Наверное, я чувствовал какую-то тесноту в том, что мне предлагал Советский Союз в 1983 году. И тут тебя загоняют в гетто. Загоняют палками перед наказаниями и перед остальными вещами. Дальше Вс-вышний иногда вмешивается. И некоторым удается убежать. Как говорится, побитым, сильно побитым, но не побежденным.
(текст полностью здесь:)